FOX NOTES все о бонистике

 

КАТАЛОГ     МАГАЗИН     ФОРУМ    ПОРТАЛ    СПРАВОЧНАЯ    КОНТАКТЫ    ЕМАИЛ

 

Статьи по бонистике
 
Общегосударственные выпуски
Гражданская война
Частные выпуски
Военные выпуски
ГОЗНАК
Иностранные Государства
Фальшивомонетничество
Реставрация
На правах рукописи
 
СТАТЬИ
ДОКУМЕНТЫ
БИБЛИОГРАФИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

 
 

foxgeld - продажа банкнот

АВТОР Алехов А.В.
НАЗВАНИЕ Америка - Россия: кредитные билеты 1866 года
ОПУБЛИКОВАНА Нумизматический альманах. №2. 2001. С. 32-41
ИСТОЧНИК ИНФ. www.bonistikaweb.ru
   

Америка - Россия: кредитные билеты 1866 года*

Еще в 1860 году, когда рассматривался вопрос о выборе рисунков для отправления в Америку, министерство финансов получило предписание выписать из Германии мастеров для работы над новыми кредитными билетами. Конкретно речь шла о приглашении трех граверов, литографа, словолитчика, стереотипера, трех мастеров для печатания и одного мастера бумажного дела.

Ввиду отсутствия граверов для изготовления штемпелей по образцам новых кредитных билетов рассматривались и предложения о дальнейшем пребывании в Экспедиции американских специалистов. В соответствии с контрактом в мае 1861 г. заканчивался срок пребывания мастера печатания г-на Ван Тасселя. По мнений Ф. Винберга, ставшего к этому времени Управляющим Экспедиции, дальнейшее пребывание печатника было совершенно необходимо. После переговоров было получено согласие Ван Тасселя остаться в Экспедиции до 3/15 ноября 1861 г. при условии выплаты ему $2000. Ф. Винберг желал удержать его, чтобы иметь возможность пустить в ход печатание новых кредитных билетов хотя бы одного достоинства.

Предлагалось удержать в Экспедиции до ноября 1861 пи самого уполномоченного американской компании г-на Гуддоля, чтобы под его руководством американские специалисты могли завершить начатое дело по передаче работникам Экспедиции умения изготовлять печатные формы способом трансферования** и производить печать кредитных билетов способом «сидерографии»***. С его участием велись и испытания красок, которые могли бы препятствовать подделке билетов фотографическим путем. При его посредничестве были заказаны в Америке штемпеля для новых образцов кредитных билетов (два больших герба для 100-рублевых билетов, государственный герб другого характера и гербы Петербургской и Московской губерний).

Что касается специалистов по трансферу, то Дунстреа и Галлелен, занимавшиеся переводом гравюр на стальные доски, по контракту обязаны были находиться в Экспедиции в течение года, то есть до 3/15 ноября 1861 года. Управляющий Экспедицией особенно лестно отзывался о г-не Дунстере: «Подобного мастера, как Дунстер, в Европе найти невозможно потому, что хотя подобного рода работы и производятся в Вене и Берлине, но они до того просты, что не могут идти в сравнение с работами американскими». Обращаясь к министру финансов, Ф. Винберг писал 3 июля 1861 г.; «Имея в виду крайнюю нужду в скорейшем приготовлении новых кредитных билетов и сознавая вполне необходимость пребывания г Дунстер для приведения этого дела к успешному окончанию, я был поставлен в необходимость предложить ему свое пребывание в России».

* Окончание. Начало см. е Ml, 2001.

** Трансфер — способ перевода изображения резцовой гравюры на стали на пластину для печатания способом сидерографии — АА,

*** Сидерография - способ печатания с пластин, на которых изображение воспроизведено резцовой гравюрой на стали — АА


Г-н Дунстер дал согласие заключить контракт на пребывание в Экспедиции в течение 10 лет с ежегодной выплатой ему 835 фунтов стерлингов. Учитывая разносторонние сведения г-на Дунстера, касающиеся американского способа изготовления штемпелей (гравирование, работы на гравировальной и гильоширной машинах), а также его выдающиеся знания по размножению их путем трансфера, Экспедиция вынуждена была согласиться на заключение с ним контракта.

Со своей стороны г-н Дунстер, говорилось в контракте, «берет на себя обязанность образовать людей и водворить в России американский способ приготовления штемпелей и досок для печатания разного рода государственных бумаг». Согласившись на условия пребывания в Экспедиции Дунстера, Ф. Винберг ходатайствовал о выдаче ему $225 на проезд в Америку для переселения в Россию его семейства и на покупку гравировальной машины.

Проработав в Экспедиции до ноября 1861 г., Гудцоль, печатник Ван Тас-сель и мастер по трансферу Гиллелен покинули Россию, так и не дождавшись начала изготовления новых кредитных билетов. Но их пребывание в Экспедиции оставило заметный след и в изготовлении некоторых ценных бумаг и в подготовке мастеров различных специальностей.

Если оснащение экспедиции современным по тому времени оборудованием, специально предназначенным для изготовления денежных билетов и других ценных бумаг; решалось успешно, то пополнение кадрового состава Экспедиции осуществлялось медленно и с большим трудом. В1852 г был приглашен из Швейцарии пуансонист и гильошир* Г. Циммерман, а через год из Германии, -мастер по различным граверным работам Ф. Кеплер. В начале 60-х гг он уже стал во главе созданного в Экспедиции «граверного отделения», получив звание «главного мастера». Однако в России не было мастеров по резцовой гравюре, которые могли бы создать гравюрные портреты для новых кредитных билетов. Только в 1863 г Управляющему Экспедицией Ф. Винбергу удалось пригласить на службу первостепенных граверов Ейзенгардта и Коптена (он скончался, к сожалению, вскоре после приезда), замечательного художника-фотографа Г. Скамони и мастера печатного дела Корнеля. С приездом в Россию этих мастеров непосредственные работы над подготовкой к изготовлению кредитных билетов продолжились под руководством американца Дунстера и немца Кеплера.

Все оригиналы новых кредитных билетов были исполнены тушью и гуашью художником-академиком Дютан. Они представляли собой довольно схематические изображения: пропись л.с. билетов (виньетки, цифры номиналов) представлены в более законченном графическом оформлении, а о.с. билетов была скомпонована лишь в общих чертах и имела вид макета с наклеенными отдельными элементами. В деталях оригиналы билетов с учетом потребностей производства (с применением сеток и узоров) разрабатывались непосредственно в самой Экспедиции. При этом использовались фотографии, выполненные фотографом Деньером с портретов «знаменитых в отечественной истории государей» и рисунки с натуры монарших регалий, исполненные Г. Скамони. В числе тех, кто создавал оригиналы билетов в Экспедиции, названо имя приглашенного со стороны художника Томашевского. Они были выполнены итальянским карандашом и отличались хорошей техникой рисунка.

* Гильошир - специалист, воспроизводящий на гильоширной машине граверные элементы в виде сеток, узоров, розеток - А.А.


В 1864 г по созданным художником рисункам гравер Ейзенгардт приступил к нарезанию штемпелей билетов. Он прекрасно справился с порученным ему делом, - созданные им посредством классического резца миниатюрные гравюры, предназначенные для печати билетов способом «сидерографии», явились подлинными произведениями искусства. При этом использовались и розетки, выполненные на стали в Америке. В некоторых случаях в Экспедиции местные умельцы «перелицевали» их, приспособив для типографической печати.

Судя по докладной записке Управляющего Экспедицией Ф. Винберга на имя министра финансов от 4 декабря 1865 г., к 15 ноября были отгравированы все штемпели для билетов в 1 рубль, с которых к 15 декабря предполагалось начать изготовление печатных досок. Штемпели для билетов остальных достоинств намечали закончить гравированием: 3 руб. - в начале января 1866 г., 5 руб. - в конце февраля, 25 руб. - в конце апреля, 10 руб. - в конце июля и 50 руб. - в октябре. К изготовлению штемпелей и досок для билетов 100-рублевого достоинства предполагалось приступить в начале 1867 г (8).

В то время, как Ейзенгардт резал на стали портреты государей, в 1-ом (бумажном) отделении Экспедиции шли работы по подготовке к отливу бумаги для кредитных билетов. Здесь возникли свои проблемы. С одной стороны, нужно было разработать состав бумаги, чтобы она удовлетворяла требованиям обращения кредитных билетов, с другой - следовало изыскать способы защиты (на уровне бумаги) билетов от подделки.

Пребывание Ф. Винберга в европейских странах позволило изучить опыт изготовления бумаг для банковых билетов. В Германии на фабрике Эберта применялась полупеньковая бумага с внутренними знаками. На бумажной фабрике Английского банка в качестве исходного материала использовались обрезки нового полотна с примесью хлопчатой бумаги. Немецкая бумага была крепкой, устойчивой при обращении денежных билетов. Английская же не была рассчитана на длительное обращение, поскольку банковые билеты, возвратившиеся в Банк, по второму кругу в обращение не поступали.

Для выделки бумаги для новых кредитных билетов решено было использовать пеньку. В своей записке от 4 декабря 1857 г. после возвращения из загранкомандировки Ф. Винберг писал: «хорошо выделанная из пеньковой массы бумага, есть лучшая для мелких кредитных знаков, обращающихся в простонародии, ибо только она сохраняет первоначальный вид и крепость» (9).

Вначале предполагалось делать ее двусторонней (черпание два раза) так, чтобы одна сторона была беленая, а другая - небеленая, желтоватого цвета. Этот цвет, ввиду отсутствия в продаже бумаги из чистой пеньки, мог служить признаком отличия от фальшивой. Но в связи с трудоемкостью отлива такой бумаги остановились на использовании небеленой пеньковой бумаги, проклеенной животным клеем, черпанной в один раз.

Бумага для билетов всех достоинств отливалась с применением внутренних («водяных») знаков. Для изготовления черпальных форм сетки прессовались со стального оригинала и нашивались на форму. Водяной знак представлял собой рисунок прямоугольной формы в виде сетки из мелких светлых линий, расположенных в разных направлениях, на которой размещались в разной комбинации такие элементы, как буквы «ГКБ» («государственный кредитный билет»), цифры, обозначающие год, а также слова и цифры соответствующего достоинства. Под овалами для размещения портретов и розеток сетка отсутствовала.

Бумага отливалась вручную с помощью черпальных форм: полученный формат листа позволял одновременно печатать по 6 экз. билетов достоинством в 1 и 3 рубля. В 1867 г., после успешно проведенных по предложению Ф. Винберга проб, отливку бумаги для рублевого достоинства стали производить с черпальных форм в 12 билетов.

Одновременно с изготовлением бумаги и нарезкой штемпелей для «сидерографии» велись работы и в других мастерских Экспедиции. Не умаляя помощи американцев в освоении работниками Экспедиции нового способа изготовления печатных форм посредством трансферования, необходимо отметить и те технические новшества, которые были привнесены в производство кредитных билетов российскими специалистами.

Прежде всего обращает на себя внимание практическое использование в Экспедиции гальванопластики, которая была открыта в 1838 г. русским физиком и электротехником Борисом Семеновичем Якоби (1801-1874). К сожалению, следует признать, что потребовалось почти тридцать лет, чтобы найти область применения гальванопластики в денежном производстве. Как говорится в известной поговорке: русские долго запрягают, но зато потом быстро ездят. Так получилось и с этим новшеством в Экспедиции.

Трудами химика И. Клейна и его помощников А. Воронина и Н. Луферова в технику гальванопластики были внесены заметные усовершенствования. Постепенно научились наращивать крупные стереотипы с толстым отложением сначала меди, а с 70-х годов и железа.

Если до этого высокая печать производилась посредством гартовых стереотипов, то теперь как размножение, так и изготовление стереотипов стало производиться с помощью гальванопластики, с использованием свинцовых и медных матриц. Мастером М.И. Циркелем применялись для прессования матрицы из гуттаперчи. Главное достоинство применения гальванопластики заключается в возможности быстрого изготовления совершенно идентичных печатных форм и их высокой устойчивости в печати.

Однако специалисты Экспедиции нашли и другие сферы ее применения. С помощью гальванопластики появилась возможность делать пригодными для типографской печати тончайшие сетки, узоры, розетки и шрифты, полученные на гильоширных машинах и пантографе. Заслуга в разработке такого способа принадлежала специалистам Экспедиции Геллерту и Матерну.

Этот способ позволял «получаемые после травления углубленные штрихи гравюры преобразовывать посредством гальванопластики в выпуклые, причем, после некоторой обработки наращенного штемпеля, с онаго получаются весьма отчетливые типографские отпечатки черных штрихов гравюры на белом фоне, тогда как оригинальная доска в своем первоначальном виде дает в типографской же печати обратный эффект, т.е. белые штрихи на черном фоне.

Благодаря этому нововведению, круг пантографных работ весьма расширился, т.к. явилась возможность почти каждый данный рисунок с точностью воспроизводить в типографской гравюре, чего прежняя техника не допускала» (10).

Однако металлографской гравюре гальванопластика в то время существенной пользы не принесла. Поэтому-то выход и был найден в американском способе трансфирования. Эти работы велись в так называемой «переводной» мастерской, руководителем которой был американец В. Дунстер, а его помощником - С. Буковский.

Первым билетом, окончательно подготовленным по просьбе Кредитной канцелярии, стал кредитный билет однорублевого достоинства, который был представлен на утверждение 4 декабря 1865 года. По заявлению Управляющего Экспедицией при изготовлении билета наибольшее внимание было направлено не на красоту, а на введение различных затруднений для подделки.

Печати билета предшествовали различные испытания, в том числе препятствующие попыткам фотографического и литографического переводов. Билеты печатались на тигельных типографских прессах по 6 экз. на листе. Печать производилась как на лицевой, так и на оборотной сторонах билета.

На л.с. последовательно типографским способом произведено нанесение трех печатей: 1) грунтовой сетки, отпечатанной желтой краской и представляющей собою ряд точек, нанесенных с помощью линейной машины. Назначение такой сетки заключалось в усилении защиты билета от подделки; 2) пантографской сетки с мелкой гильошировкой, также отпечатанной желтой краской и представляющей собой поле, заполненное повторяющимися щитами со словами «рубль» и 3) прописи лицевой, исполненной на пантографе и представляющей собой виньетку с короною, государственным гербом и вензелем «А II» (Александр II).

На л.с. билета должны были быть напечатаны два 6-ти значных номера с двубуквенными литерами серий, а также подписи товарища (т.е. заместителя) Управляющего Банком и кассира. Однако эта операция - нумерование и грифования билетов - осуществлялась не работниками Экспедиции, а представителями самого Банка, хотя операция эта производилась в помещении и на оборудовании Экспедиции. Это вызвало вначале возражения Управляющего Экспедицией и его обращение к министру финансов - не против права Банка на нумерацию и грифование билетов - а против отнесения связанных с этим затрат на Экспедицию. Однако министр финансов не счел возможным свое вмешательство, хотя и не возражал против того, чтобы рассмотреть предложения о цене производства одного кредитного билета.

О.с. билета была также отпечатана типографским способом. Она состояла из грунтовой сетки («коро») и прописи оборотной. Эта пропись включала несколько графических элементов: рамку с гильоширной каймой, гильоширные розетки, цифры, обозначающие год, а также текст - извлечение из манифеста о кредитных билетах - отпечатанный разными шрифтами.

Даже такое краткое, по сравнению с официальным, описание показывает, что билет представлял собой сложную композицию из различных печатных элементов, основная нагрузка которых заключалась не в придании билету художественного вида, а в затруднении его подделки.

10 декабря 1865 года оттиск 1 руб. кредитного билета нового образца был возвращен в Экспедицию со следующей резолюцией министра финансов М.Х. Рейтерна: «приложенный при сем кредитный билет рублевого достоинства удостоен высочайшего одобрения».

Билет 3-х рублевого достоинства по технике исполнения не отличался от своего младшего «собрата». Он был представлен министру финансов «на высочайшее государя императора одобрение» 21 апреля 1866 года, одобрен 22 апреля 1866 года.

Первые оттиски последующих кредитных билетов были представлены «на высочайшее одобрение» в следующем порядке: 25 руб. - 13.12.1866 г., 5 руб.- 17.01.1867 г., 10 руб. - 11.05.1867 г. 50 руб. - 22.02.1868 г., 100 руб, -20.02.1869 г. По этим датам можно судить о динамике работ Экспедиции по подготовке к запуску в производство новых кредитных билетов.

Опуская подробнейшие описания остальных кредитных билетов, отметим, что билеты достоинством в 5, 10, 25, 50, 100 руб. имеют принципиальное отличие от предыдущих, состоящее в том, что отпечатаны двумя способами печати - типографским и металлографским («сидерография»). А порядок наложения печатей (прогонов) остался прежний - шесть.

На л.с. - типографская печать двух сеток и прописи, на о.с. - типографская печать сетки и розетки - на билете в 5 и 10 руб. с американского стального штемпеля и металлографская - портрет и розетка. Только на билетах в 25, 50 и 100 руб. розетка и портрет отпечатаны способом «сидерографии». Новшеством было и то, что впервые на кредитных билетах достоинством в 100 руб. сетка отпечатана с использованием радужной расцветки («ирис»).

Печатались билеты на бумаге в несколько экземпляров на листе: мелкие достоинства (1 и 3 руб.) - по 6 экз., 5 руб. - по 4 экз.. 10, 25, и 50 экз. - по 3 экз., а 100 руб. - по 2 экз. на листе.

Еще до начала печати новых кредитных билетов произошло переоборудование печатного отделения, из которого была выделена специальная кредитная типография, получившая в Экспедиции наименование «5-го отделения». В ней размещались тогда 10-12 ручных прессов, 18 прессов тигельных и 5 скоропечатных машин. Во время Крымской войны в кредитной типографии были установлены дополнительно 12 новых скоропечатных машин и почти все тигельные прессы из упраздненной марочно-конвертной мастерской. В результате перепланировки в связи с подготовкой к печати новых кредитных билетов кредитная типография увеличилась почти в три раза и сделалась самой большой типографией в России. К началу изготовления новых кредитных билетов в ней уже находились 5 ручных прессов, 34 тигельных пресса системы «Кениг и Бауер», 5 прессов металлографской печати и около 16 скоропечатных машин той же фирмы «Кениг и Бауер».

Сложность изготовления новых кредитных билетов для Экспедиции состояла в том, что ей приходилось печатать и билеты старого образца (на 1-ое января 1867 г. - 26 млн экз.). Учитывая это, первоначально Экспедиция намеревалась за один год отпечатать новых билетов 12,5 млн: 1 рублевого достоинства - 9 млн, 3 руб. - 2,5 млн, 5 руб. - 750 тыс. и 25 руб. - 250 тыс экз.

Однако эти наметки совершенно не удовлетворили Кредитную канцелярию министерства финансов. Пришлось взять на себя увеличение объема производства билетов до 60 млн экз.

В 1867 г. работа по изготовлению билетов вполне наладилась и шла полным ходом, сдавалось примерно по 200-250 тыс. экз. билетов в день. Но Кредитная канцелярия настойчиво добивалась скорейшей сдачи готовых билетов в Госбанк по 300 тыс. экз. в день и обязала Экспедицию предоставлять ежемесячно сведения об общем ходе работ. К 1 октября было отнумеровано около 50 млн экз. билетов на сумму в 243 млн руб. К 1 января 1868 г., по мнению Экспедиции, число переданных в Госбанк и отнумерованных билетов должно было составить 67,5 млн экз. на сумму 311,5 млн руб.

В этих условиях Экспедиция была вынуждена принять организационные меры к увеличению объемов производства билетов. 4 декабря 1865 г. в докладной записке на имя министра финансов Управляющий Экспедицией ходатайствовал «о производстве с 1 января будущего года денежного вознаграждения за вечерние и праздничные занятия, неизбежные при усиленных работах... смотрителям, их помощникам и другим чиновникам» (1). О рядовых работниках речь не шла, поскольку в то время был узаконен ненормированный рабочий день.

15.02.1867 г. Управляющий Экспедицией в своем предписании смотрителю 5-го отделения, сославшись на то, что «как подмастерья, так и рабочие в настоящее время, достаточно уже свыклись с приемами и ознакомились со всеми требованиями печатания кредитных билетов нового образца», потребовал «производить печатание каждой серии билетов нового образца в количестве ровно одного миллиона листов» (11).

14.03.1867 г. дано было распоряжение и смотрителю бумажного отделения: «Имея в виду, что вследствие усиленного производства кредитных билетов нового образца, печатание их в V отделении через несколько дней будет в большом количестве, а именно: 1 руб. по 90 тыс., 3 руб. - по 60 тыс., 5 руб. - по 40 тыс., и 25 руб. по 60 тыс. листов ежедневно... принять надлежащие меры, чтобы отпуск бумаги для таковых билетов производился (...) безостановочно в таком количестве, какое потребуется для отпечатания означенного числа билетов», а также обеспечить наличие достаточного запаса бумаги (12).

В министерстве финансов в это время уже прорабатывался вопрос о сроках обмена кредитных билетов старого образца на новые. Чтобы обеспечить «безостановочное производство обмена» было установлено, что Экспедиция должна изготовить «половинное количество, противу находящихся в народном обращении». Приступить же к обязательному размену следует тогда, «когда будет приготовлен достаточный запас, примерно в количестве одной третьей части находящихся ныне в обращении» (13).

В связи с этими условиями Управляющий Экспедицией сообщал в министерство финансов 3.10.1867 г., что «в конце года может быть окончено полное количество ныне находящихся в обращении билетов», а запас в 1/3 этого количества, «т.е. около 50 млн листов всех достоинств» может быть создан в течение всего 1869 г. В связи с этим предлагалось «заготовить ныне же крупных достоинств билеты примерно в двойном количестве против находящихся в обращении, уменьшив несколько количество мелких билетов, т.е. 1 и 3 руб. Это тем более представляется возможным, что из числа этих билетов много не будет предъявлено к обмену» (14).

В связи с соблюдением условий производства кредитных билетов нового образца именным указом 13 февраля 1868 г. «Об обмене государственных кредитных билетов на таковые же новых образцов» было положено начало выпуску в обращение кредитных билетов образца 1866 года.

Указ начинался с изложения причин, вызвавших необходимость замены старых билетов: «Настоящая отделка Государственных кредитных билетов по образцам, утвержденным в 1843 года (№ 17178), не соответствует более достигнутым в последнее время усовершенствованиям в искусстве приготовления сего рода бумаг Вследствие сего, мы признали полезным повелеть, не изменяя ни в чем ни системы обращения государственных кредитных билетов, ни их подразделений и, сохраняя в полной силе все действующие о них постановления, изготовлять их впредь по новым образцам, при составлении коих приняты в соображение и применены современные улучшения в искусстве гравирования и печатания и в способах выделки самой бумаги с внутренними в ней знаками» (15).

Устанавливалось, что обмен билетов должен производиться по составленным министром финансов и рассмотренных в Государственном Совете правилам. Начался обмен с 15 марта 1868 г с обмена билетов 25-рублевого достоинства, а обмен билетов других достоинств предусмотрено производить последовательно в сроки, определенные министерством финансов. Устанавливалась и конечная дата обмена билетов всех достоинств- 15 марта 1869 г.

Таким образом, с 15 апреля 1869 г. в обращении появились билеты 10 рубл. достоинства, с 15 мая - 5 рубл., с 1 июля - 3 рубл., с 1 августа - 1 рубл., с 15 октября - 50 рубл. и с 17 марта 1869 г. - билеты 100 рубл. достоинства.

В последующем срок обмена был продлен - с 1 июля 1871 г. для всех губерний Европейской России, годовой срок устанавливался для Мезенского уезда Архангельской губернии и для царства Польского, а для жителей Сибирского, Туркестанского и Закавказского краев - полуторагодовой (16). В последующем конечный срок обмена был обозначен до 1 января 1873 г. (17), а затем перенесен еще на один год (18). Таким образом, окончательный срок обмена - январь 1875 года - был установлен для всей страны. Этот год следует считать конечным сроком хождения билетов выпуска 1843 г. и повсеместного обращения кредитных билетов образца 1866 г

Кредитные билеты образца 1866 г. выпускались в обращение длительное время (с обозначением даты выпуска на обороте билета): билеты достоинством в 1 руб. -до 1886 г., 3 руб. -до 1884 г., 5 руб. - до 1884 г., 10 руб. - до 1886 г., 25 руб. - до 1876 г., 100 руб. - до 1892 года. Билеты 50 руб. достоинства были выпущены в обращение только один раз - в 1866 г - и в последующем выпуск этих билетов был прекращен ввиду появления в обращении фальшивых билетов высокого качества изготовления.

Всего было выпущено в обращение (указаны годы сдачи из Экспедиции заготовления государственных бумаг в Госбанк): билетов 1 руб. (1887-1889) - 597.503.745, 3 руб. (1884-1889) - 237.314.764, 5 руб. (1884-1889) - 165.641.225, 10 руб. (1887-1889) - 83.315.721, 25 руб. (1876-1880) -22.574.365, 50 руб. (1866-1870) - 3.051.678 и 100 руб. (1892-1894) -30.757.140 руб. (19)

Совместными усилиями американских и российских специалистов были созданы кредитные билеты, надежно устоявшие под напором фальшивомонетчиков. Об этом свидетельствуют и длительные сроки нахождения их в обращении (кроме билетов 50 рубл, достоинства) и данные о выявленных фальшивых билетах. Так, по имеющимся в Экспедиции заготовления государственных бумаг сведениям: фальшивых 1 руб. билетов до 1884 года выявлено 94 «рода», 3 руб. - 165, 5 руб. - 22, 10 руб. - 42, 25 руб. (до 1876 г.) - 30, 50 руб. - 7, 100 руб. - 4 «рода» (20). Под «родом», очевидно, подразумевалось не их количество, а разновидности подделок.

Постепенное распространение кредитных билетов нового образца по территории России, подобно переливанию крови, помогало удалять вредные шлаки - фальшивки из денежного обращения. Интерес к новым денежным знакам вызвал оживление частной торговли. Совместно с другими мерами, предпринятыми министром финансов М.Х. Рейтерном весной 1866 года, это способствовало тому, что тиски финансового кризиса ослабевали.

В подготовленной программной записке по экономическим вопросам министр финансов особое внимание уделил проблемам урегулирования денежного обращения. По его мнению, в ближайшие годы усилия правительства должны были быть направлены «к становлению постепенного падения вексельного курса и устранению слишком больших колебаний онаго». «По моему твердому убеждению, - писал Рейтерн, - правительству необходимо предначертать себе целый ряд мер, клонящихся к постепенному улучшению наших международных денежных сделок, и неуклонно следовать данному направлению в течение нескольких лет, несмотря ни на какие политические или другие неудобства» (21).

Следуя выбранному направлению, министру удалось осуществить ряд намеченных мер. Он предпринял усилия к сокращению расходов правительства за границей, поощрению экспортной торговли, привлечению в Россию иностранных инвестиций. Росло число железнодорожных компаний, заметно развивались промышленность, кредит и торговля. Постепенно проявлялись долгожданные изменения к лучшему.

Укрепление состояния денежного обращения в известной мере было обязано и выпуску в обращение новых кредитных билетов. Деловые отношения, установившиеся между американской компанией «American Bank Note Company» и Экспедицией заготовления государственных бумаг успешно выдержали испытания, несмотря на трудности и трагические обстоятельства, встретившиеся в их совместной работе. И хотя в последующие годы в России на смену трансферу пришел свой, родной метод размножения печатных форм - гальванопластика, но американский способ печатания - «сидерография», обрусев, стал называться «металлографией» и до сих пор уже 130 лет используется в производстве денежных билетов и других ценных бумаг в Гознаке, ставшем преемником Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Приятно сознавать, что нормальные отношения сложились в то время между Северо-Американскими Соединенными Штатами и Россией и на государственном уровне. В 1862 г. император Александр II и президент А. Линкольн обменялись весьма теплыми посланиями. В 1863 г в Нью-Йорк прибыла с дружественным визитом балтийская эскадра капитана Лесовского, а в Сан-Франциско - дальневосточная эскадра контр-адмирала Попова. Нормальные отношения благотворно сказались на развитии обоих государств.



Литература

I. М.Кашкаров. Денежное обращение в России. Т. 1.Спб. 1998. С. 114.

2.«Русский рубль». Два века истории Х1Х~ХХ вв. М. 1994. С.67.

3.Там же. С. 68.

4.«Русские бумажные деньги». Кн. IV. Государственные кредитные билеты 1866. Ч. II. Производство. 1935. Гознак. С. 1-2.

5.Ленинградское областное архивное управление. Дела ЭЗГБ. Пор. 482., св. 428, л. 11.

6. А. Алехов Катастрофа в Северном море. «Независимая газета», НГ-политэкономия.№1 декабрь 1997,с.8.

7. ЛОАУ.тамже.Л. 137-139.

8. Там же.Л. 201-207.

9. Там же. Пор. 401, св. 423, л. 85-112.

10. Ф. Веревкин. Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1918. Гознак.

11. ЛОАУ. Пор. 482, св. 428, л. 295.

12. Там же, л.306.

13.Там же, л.383.

14.Там же,л.385.

15. ПСЗ. №4593от 13 февраля 1868.

16.Там же, №49375от 19 марта 1871.

17.Там же,№50895от29мая1872.

18.Там же, №52764 от 9 ноября 1873.

19.«Русские бумажные деньги». Таблицы.

20.Там же, сс.48,51,55,60, 64,69,75.

21.«Русский рубль». С. 76-77.

 
©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна
Статья с сайта "БОНИСТИКА" www.bonistikaweb.ru, размещена с разрешения владельца сайта А.Г.Баранова.

Ссылки на тематические разделы СТАТЬИ

Тематически связанные разделы Каталога денежных знаков

Алфавитный указатель. Литера - А (кир.) ИМПЕРИЯ
Общегосударственные выпуски .

Рекомендуемые статьи

Алехов А.В. А.А. Бетанкур - первый инженер Экспедиции заготовления государственных бумаг

Алехов А.В. Бумажные деньги в России: экономика и история

Алехов А.В. ИВАН ИВАНОВИЧ ОРЛОВ — ИЗОБРЕТАТЕЛЬ МАШИНЫ И СПОСОБА ПЕЧАТИ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ
Алехов А.В. Патриарх денежного дела
Алехов А.В. ПОДДЕЛКА АССИГНАЦИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX ВЕКА
Алехов А.В. Фальшивые ассигнации Наполеона
Алехов А.В. 225 лет назад в России появились бумажные деньги
ФОРМАТ ДОКУМЕНТА

HTML

CSD Алехов А.В. Америка - Россия: кредитные билеты 1866 года
 

ГЛАВНАЯ   КАТАЛОГ     МАГАЗИН     ФОРУМ     СПРАВОЧНАЯ    ПОРТАЛ   КОНТАКТЫ   ЕМАИЛ   ССЫЛКИ   ЗАМЕТКИ

 

 

Яндекс
 

 

КАТАЛОГ

СТАТЬИ ДОКУМЕНТЫ БИБЛИОГРАФИЯ АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ
РОССИЯ Государственные выпуски Подборка законов Российская Империя Каталоги России Алфавитный указатель городов России
ЕВРОПА Гражданская война БГК, законодательство Каталоги общие Нотгельды Германии
АЗИЯ Частные выпуски Подборка законов РСФСР-СССР-РФ Каталоги Германии Нотгельды Австрии
АФРИКА Военные выпуски Документы Банка России Каталоги Польши США NBN индекс городов
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Иностранные Государства Документы Гражданской войны Каталоги Европы США NBN USA индекс # чартеров
ЮЖНАЯ АМЕРИКА Фальшивомонетничество Законодательство Германии Каталоги Азии Поисковый индекс по странам
АВСТРАЛИЯ Водяные знаки РСФСР Законодательство государств Европы Каталоги США Поисковый индекс по бонам России

©  WWW.FOX-NOTES.RU

Все права защищены. Любое копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, публикация, перепечатка или любое другое распространение информации сайта FOX NOTES (www.fox-notes.ru), в какой бы форме и каким бы техническим способом оно не осуществлялось, строго запрещается без предварительного письменного согласия со стороны администрации сайта FOX NOTES. При цитировании информации наличие активной гиперссылки ссылки на сайт www.fox-notes.ru обязательно.