А.А. Бетанкур - первый инженер Экспедиции
заготовления государственных бумаг
В 1808 г. в немецком городе Эрфурте состоялись несколько
знаменательных встреч Александра I, в которых собеседниками его были
три разных лица, но поводом к ним послужили отношения, сложившиеся в
то время между Францией и Россией. Первой была встреча двух
императоров - Наполеона и Александра I, во время которой Наполеон
пытался склонить императора России принять его сторону в случае
возникновения новой франко-австрийской войны. Вторая встреча
состоялась с ближайшим советником Наполеона, искусным мастером
тайной дипломатии Ш.-М. Талейраном, который изъявил готовность
изменить Наполеону в пользу России. И, наконец, третья встреча
произошла с хорошо известным в Европе испанским инженером А.А.
Бетанкуром, который, оказавшись в несогласии с главой правительства
М. Годоем в преддверии нашествия Наполеона и войны за независимость
Испании, решил покинуть родину и просил принять его на российскую
службу.
Августин де Бетанкур родился в 1758 г. на острове Тенерифе
(Канарские о-ва). Детство его прошло в образованной буржуазной
семье, в которой формировались характер и наклонности к научному
поиску и техническому творчеству. В возрасте 20 лет он приезжает в
столицу Испании Мадрид, где получает инженерное образование и
обнаруживает блестящие способности к рисованию.
Склонность к самостоятельному техническому творчеству проявляется у
Бетанкура сравнительно рано. В возрасте 25 лет он демонстрирует
подъем в воздух первого в Испании воздушного шара. Вскоре после
этого он выполняет важное государственное задание, подготовив доклад
о состоянии добычи ртути, а затем и сообщение о сооружении канала в
Арагоне.
В 1784 г. Бетанкура направляют для продолжения образования в Париж.
Пребывание во Франции становится одним из самых плодотворных
периодов в его становлении как крупного инженера. О широте его
инженерных и научных познаний свидетельствуют работы, выполненные им
во Франции (методики литья пушек и чеканки монет) и по возвращении в
Испанию (разработка технологии очистки каменного угля, сооружение
совместно с часовщиком А.Л. Бреге оптического телеграфа).
В 1801 г. Бетанкур назначается руководителем Генеральной инспекции
дорог и каналов Испании. Благодаря своим поездкам по стране он
накапливает обширные знания о различных сооружениях, и эти знания
оказывают ему неоценимую услугу в ситуациях, связанных с ликвидацией
последствий водных катастроф. При этом он бережно относится к
природе, чем вызывает по отношению к себе ненависть землевладельцев,
готовых защищать собственные интересы любой ценой.
В своей деятельности Бетанкур не раз сталкивался с неприязнью со
стороны испанского правительства Мануэля Годоя. В условиях
развернувшейся народной войны против правительства, готового
поступиться независимостью страны под угрозой нашествия Наполеона,
Бетанкур уже в 1805 г. по совету друзей размышляет о том, чтобы
избрать как меру своей безопасности добровольное изгнание и работу
за границей.
Так, в 1808 г. при встрече в Эрфурте с Александром I Бетанкур
предлагает свои знания и инженерный опыт России. Его просьба была
удовлетворена, он переезжает в Санкт-Петербург и до самой смерти в
1824 г. верой и правдой служит интересам своей второй родины.
Поступление А. Бетанкура на российскую службу было отмечено
присвоением ему воинского звания генерал-лейтенанта. Первые два года
его пребывания в России были посвящены организации учебного
заведения, в котором должны готовиться инженерные кадры. В 1802 г.
такое учебное заведение, получившее название «Школа дорог и
каналов», было создано им в Мадриде. Этот опыт пригодился ему и в
России: осенью 1810 г. по его инициативе в Санкт-Петербурге
открывается Институт инженеров путей сообщения.
По окончании войны 1812 года, с которой было связано заполнение
денежного обращения фальшивыми ассигнациями французского
производства, перед правительством России чрезвычайно остро встал
вопрос поиска выхода из создавшегося положения. В декабре 1813 г.
министр финансов граф Д.А. Гурьев представил доклад императору
Александру I, в котором обосновал необходимость не только замены
существующих ассигнаций новыми, но и высказал предложение об
устройстве особого заведения по их изготовлению.
Хотя идея эта и была встречена благожелательно, но к ее
практическому осуществлению, в связи с продолжавшейся войной с
Наполеоном, приступить немедленно было невозможно. Только в 1814 г.
было принято решение поручить проектирование, строительство и
оснащение механизмами и машинами нового учреждения по производству
ассигнаций «сведущему во всех технологических производствах»
генерал-лейтенанту Августину Августиновичу Бетанкуру. Перед ним была
поставлена комплексная задача «по изысканию всех способов, наиболее
подходящих для того, чтобы насколько это возможно защитить бумажные
деньги от попыток подделки». Отсюда можно судить, что от А.
Бетанкура были востребованы способности не только талантливого
инженера, но и искусного рисовальщика.
Составленная А. Бетанкуром предварительная смета создания «нового
заведения для делания ассигнаций» включала не только общую сумму
затрат (600 тыс. руб.), но и проработку технологической части
проекта, включая эксперименты по выбору волокнистого материала для
изготовления бумаги и составление перечня оборудования, необходимого
для осуществления всего производственного процесса.
В 1815 г. в Петербурге, на левом берегу реки Фонтанки были
приобретены участки земли и несколько каменных строений, а 4 марта
1816 г. Александр I утвердил представленный план и смету. Обращаясь
к А. Бетанкуру, царь писал: «Представленные мне план и смету,
составленные вами для устройства фабрики делания ассигнационных
листов и прочих гербовых бумаг, я рассмотрел в подробности и,
утверждая их во всей силе, повелеваю, из особой моей к вам
доверенности и уважения к отличным познаниям, провести оное
устройство к окончанию и в полное действие под непосредственном
вашим наблюдением и надзором.»
Первым и самым важным решением, принятым Бетанкуром, определившим
будущее изготовления денежных билетов в России, было объединение в
единый комплекс бумажного и типографского производств, до этого они
были разрознены и территориально, и административно, не говоря уже о
техническом руководстве.
Специализированного предприятия по изготовлению ассигнаций до 1818
года в стране не было: бумага изготовлялась на бумажной мельнице в
Царском Селе, а печатание, нумерация и штемпелевание ассигнаций
производились в отдельных помещениях сенатской типографии в
Петербурге.
По проекту, разработанному А. Бетанкуром, был сооружен комплекс
зданий нового заведения. В плане это был прямоугольник из трех- и
четырехэтажных каменных зданий, в которых в последующем разместились
бумажная фабрика, типографии, различные мастерские. Здесь же
расположились казарма для рабочих, помещения для магазина и караула,
а также администрация и квартиры для чиновников и служащих.
При проектировании нового заведения А. Бетанкур, имевший к тому
времени солидный опыт возведения гидротехнических сооружений, сумел
не только использовать опыт аналогичных предприятий Европы, но и
разработать ряд процессов и механизмов, опередивших технический
уровень того времени. Так, для размола пеньки в однородную
волокнистую массу были использованы «цилиндры» (рольные ящики). Они,
по словам А. Бетанкура, были «сконструированы с точностью,
неизвестной до сего времени: работа их более быстра и более
совершенна, а между тем изнашиваются они гораздо меньше».
В бумагоделательном производстве впервые в России использована
паровая машина, построенная на заводе Берда в Петербурге. От паровой
машины с помощью шкива и ременной передачи приводились во вращение
не только роллы для измельчения бумажной массы, но и гидравлические
прессы для обезвоживания бумаги. «Подобного устройства, - утверждал
А. Бетанкур, - не существовало еще нигде.» Он писал по этому поводу:
«То, что на всех других фабриках требует большого количества
лебедок, рычагов, веревок и занимает много места, здесь делается в
одном небольшом помещении посредством гидравлических прессов,
управление каждым требует только двух или трех человек (...) работа
у прессов производится быстро и без утомления».
Одним из самых существенных достижений при изготовлении бумаги
явилась разработка еще не известного мировой практике способа
формирования водяных знаков (филиграней). Водяной знак стали
получать путем штемпелевания его на сетке («на черпальные формы
стали нашивать сетки, прессованные со штемпелей с медальорным
характером гравюры»). Преимущество этого способа заключалось не
только в сокращении времени и затрат труда на вышивание, но и в
обеспечении идентичности водяных знаков, что сыграло большую роль в
защите ассигнаций от подделки, а также в возможности воспроизведения
на бумаге рисунков, отличающихся красотой и изяществом. В
последующие годы этот способ получил дальнейшее развитие и высокое
признание за рубежом.
В организации крупного промышленного производства для изготовления
бумажных денег А. Бетанкур видел возможность предотвращения
подделок. Он полагал, говоря об изготовлении бумаги, что «такую
бумагу можно выделывать только в крупном предприятии с громоздкими и
шумными машинами, которые никак нельзя применить в тайном
производстве».
Особую заботу А. Бетанкур проявлял об оснащении современным
оборудованием не только бумагоделательного, но и типографского
отделения. В своем отчете министру финансов 20 января 1818 г. А.
Бетанкур признавался, что он предлагал «в первом проекте по меньшей
мере 50 станков для ежедневного печатания достаточного количества
билетов». И действительно, 52 станка были приобретены у содержателя
типографии Министерства иностранных дел Плюшара.
А. Бетанкур внимательно следил за оборудованием, используемом для
печатания бумажных денег в других странах. «Получив сведения о новом
приобретенном в Англии непрерывно действующем станке», он, по
собственному признанию, «выписал один из таких станков и нашел, что
он может быть применен для поставленной цели с большим
преимуществом.» «Одна эта машина, - писал он в обосновании
сделанного выбора, - обслуживаемая шестью подростками и двумя или
тремя взрослыми, дает продукцию, почти равную продукции 50
обыкновенных станков, обслуживаемых 100 людьми.» Два английских
станка были не только приобретены, но и послужили образцом для
изготовления таких станков собственными силами. Кроме английских и
сделанных по их моделям станков в типографии имелось 10 немецких и
31 станок, изготовленный на Ижевском заводе.
В том же отчете министру финансов А. Бетанкур, говоря об оснащении
типографии оборудованием, не без гордости упомянул, что им
предусмотрены «все машины, последовательная работа которых дает
вполне законченные ассигнации, вплоть до подписей». Для этого у него
были все основания, так как впервые исключалась подпись ассигнаций
вручную, а сами машины для нумерации были сконструированы им самим.
Он отмечал, что «механическая нумерация (...) отныне будет столь же
правильной, как и все остальное в билете. Я нашел средство применить
непрерывно действующий станок так, чтобы билеты одновременно
печатались и нумеровались».
Однако это предложение А. Бетанкура, хотя и сулило определенный
производственный эффект от совмещения двух операций, не было
поддержано. Дело в том, что печатание ассигнаций и их нумерация были
искусственно разделены и производились в разных, изолированных друг
от друга помещениях, чтобы исключить возможность хищения ассигнаций
в типографии.
Строительные работы по сооружению комплекса производственных и
административных зданий и монтажу технологического оборудования были
завершены в течение двух лет: работы по устройству нового заведения
были закончены в общих чертах к началу 1818 года. 20 января этого
года А.Бетанкур представил отчет о выполненных работах министру
финансов. Особые заслуги А.Бетанкура были отмечены указом Александра
I, ему был пожалован орден Владимира 2-й степени, а также были щедро
отмечены все его сотрудники.
4 февраля 1818 г. князю А.Н. Хованскому было поручено принять
постройки, что он и исполнил 24 марта 1818 г., будучи назначен
Управляющим нового заведения по производству бумажных денег и других
гербовых бумаг. Первоначально новое заведение получило название
«Департамент заготовления государственных бумаг», однако 10 августа
1818 г. оно получает новое и окончательное наименование -
«Экспедиция заготовления государственных бумаг». 21 августа (по
старому стилю) 1818 г. Государственный совет утвердил проект
учреждения и временный штат Экспедиции. Это мнение было утверждено
краткой резолюцией Александра I: «Быть по сему».
Еще до официального открытия предприятия, 30 марта 1818 г. начались
работы по подготовке к изготовлению новых ассигнаций. Прежде всего
необходимо было графически представить общий вид ассигнаций с учетом
принятого решения о предполагаемом изготовлении пяти номиналов
билетов. На этом этапе вновь с инициативой выступил А. Бетанкур.
Блестящие природные способности к рисованию и знания, полученные во
время его занятий в Мадриде в Академии изящных искусств Святого
Фердинандо под руководством известного художника Маэльи, оказались
счастливо востребованы в России.
А. Бетанкур представил на рассмотрение князя А.Н. Хованского -
Управляющего Экспедицией - оформленные им образцы новых ассигнаций.
С художественной стороны они выгодно отличались от своих
предшественников. При их оформлении использовался входящий в моду
новый стиль -ампир, с которым А. Бетанкуру довелось познакомиться во
время его обучения во Франции. Суровая строгость форм ампира
сочеталась с использованием различных эмблем, придающих
торжественность и богатство внутреннему оформлению билетов. В
качестве таких элементов убранства впервые на билетах было помещено
изображение Государственного герба России - двуглавого орла
(Александровского типа) с широко раскинувшимися крыльями и другими
аксессуарами власти - императорской короной, скипетром, московским
гербом, венком, молниями, факелом. На билетах разного номинала
размещались в разных местах и украшения в стиле ампир.
Впервые для оформления ассигнаций А. Бетанкур предложил использовать
«двойное тиснение», то есть печатание аналогичных украшений на
лицевой и оборотной сторонах. В этом он видел один из способов
затруднения подделки ассигнаций.*
Специально образованная комиссия из директоров Ассигнационного
банка, рассмотрев образцы ассигнаций, оформленные А. Бетанкуром,
признала их «не совсем удачными». В частности, комиссия сочла
неприемлемой «одинаковость их формата», «единообразие цифр в нумерах»,
«нерегулярность литер в прописях». По ее мнению, представленные на
рассмот-
* Предложенный А. Бетанкуром способ защиты денежных билете от
подделки («двойное тиснение») нашел применение в банкнотах ряда
стран, в том числе в билетах Банка России образца 1997 г. (прим.
авт.)
рение образцы ассигнаций не представляли затруднений при подделке.
В своем заключении руководитель Экспедиции князь А.Н. Хованский
написал: «Не переменяя ничего в представленном от генерал-лейтенанта
Бетанкура рисунке всех ассигнаций, отменить токмо предлагаемое им
двойное тиснение...». Вместо этого было предложено печатать на
ассигнациях «сетку краскою серого цвета», а украшения, подписи,
буквы в прописях и цифры в нумерах - красками разного цвета с тем,
чтобы «каждое достоинство ассигнационной бумаги имело свой
отличительный знак». Такое «изобретение», по мнению князя,
«несравненно удобнее и гораздо меньше требует времени, нежели
двойное тиснение, для глаза же приметнее, а для подделки почти
невозможное»: один человек не в состоянии взяться за это дело, так
как, как бы он не был искусен, ему окажется не под силу «писать
сетку пером, а еще менее вырезывать оную». Для этого потребуются
машины и при том многие -«не токмо чтоб сделать сетку, но чтоб и
напечатать четыре разные краски».
Конечно, отмечая значительный вклад А. Бетанкура как в сооружение
нового заведения по изготовлению бумажных денег и других ценных
бумаг, так и в разработку ассигнаций нового образца, необходимо
назвать имена и других специалистов, которые совместно с ним
трудились над решением сложных задач.
На первом этапе строительства главными помощниками его были
генерал-майор Сеновер (ему потом были пожалованы 12000 рублей) и
управляющий производством работ инженер-майор Третер. На этапе
организации работ по изготовлению ассигнационной бумаги, разработки
новых образцов ассигнаций и их печатания ведущая роль принадлежала
управляющему первым (бумажным) отделением Лазареву-Станищеву,
управляющему вторым (типографским) отделением Я.Я. Рейхелю.
Среди специалистов различных профессий (печатников, граверов,
механиков) было немало иностранцев, приглашенных на работу в новое
заведение. Так, А. Бетанкур в сентябре 1816 г. пригласил на службу в
Россию подданных Баденского герцогства типографского мастера Георга
Шнейде-ра с двумя подмастерьями - Генрихом Шампером и Христианом
Томасом. Среди иностранцев были граверы Ф. Нейер, Ф. Дербек и Эрке,
«механический мастер» В. Дерикер, бумажный мастер Ив. Кюнер.
Но были и способные русские специалисты: красильный мастер Еремей
Сухих, белильный мастер Гаврила Евдокимов. Особенно следует
рассказать о талантливом гравере-самоучке И.И. Петрове и красильном
мастере Павле Русакове. Первый, до Экспедиции крепостной крестьянин,
- был выкуплен в сентябре 1818 г. у помещика Лермантова за 2800 руб.
Павел Русаков в 1819 г. выдвинулся из черпальщиков при отливке
бумаги в красильные мастера. Его заслуги перед Экспедицией были
отмечены серебряной медалью «За труды и полезное», а затем и золотой
медалью.
29 марта 1818 г. образцы новых ассигнаций были утверждены
императором Александром I. Вначале они были пяти достоинств (100,
50, 25, 10 и 5 рублей), позднее к ним прибавилась ассигнация в 200
рублей. С 21 июля 1818 г. приступили к печатанию ассигнаций
достоинством в 25 рублей. В конце 1818 г. начался отпуск этих
ассигнаций в Государственный Ассигнационный Банк, а регулярный
отпуск ассигнаций всех достоинств стал производиться с мая 1819 г. в
соответствии с указом Александра I от 1 мая 1819 г. о перемене
ассигнаций образца 1786 года.
В 1819 г., когда Экспедиция полностью освоила производство
ассигнаций нового образца, А. Бетанкур отказался не у дел. Однако
ему нашлось занятие по его опыту и способностям - он назначается на
должность Генерального директора путей сообщения России, которую
занимает до 1822 г. Исполнение своих новых обязанностей он начинает
с продолжительной инспекционной поездки, добираясь до самых
отдаленных мест империи, в том числе Грузии и портов Черного моря.
Возвратившись из служебной командировки в 1820 г., А. Бетанкур
садится за подготовку обширного доклада, в котором подвергает
суровой, но справедливой критике состояние российских путей
сообщения и вносит предложение о необходимости крупных вложений в
модернизацию транспортной инфраструктуры. Недруги Бетанкура при
дворе используют недовольство царя резким тоном доклада для
представления его в самом неприглядном виде. В результате этих
интриг царь снимает Бетанкура со всех занимаемых им постов. Так
трагически завершается для него служба верой и правдой своей второй
родине.
С момента поступления на российскую службу до своей кончины в 1824
году А. Бетанкур сделал так много для нашей страны, что удивляешься
тому, как огромен был его талант. Он модернизировал устаревшее
пушечное производство на оружейном заводе в Туле, смонтировал
огромные деревянные конструкции перекрытия здания Манежа в Москве,
спроектировал Каменноостровский мост в Петербурге, разработал
системы водоснабжения Царского Села и Казани, создал современную
драгу для порта Кронштадт. Нижний Новогород обязан ему сооружением
выставочных залов для торговой ярмарки. Память о нем хранят
величественные архитектурные сооружения: Исаакиевский собор и
монолитная колонна Александра I, для возведения которых он предложил
оригинальные подъемные механизмы.
А. Бетанкур заложил основы построения и реконструкции каналов,
поддержания в рабочем состоянии судоходных рек. Проведенные им
исследования людских и грузовых перевозок позволили определить
главные направления развития железнодорожных путей в России,
возведения через водные преграды мостов разнообразных и оригинальных
конструкций, в том числе висячих.
В лице А. Бетанкура не только Россия, но и вся мировая наука о
машинах и механизмах потеряла выдающегося инженера-механика,
технолога, строителя, организатора учебных заведений для подготовки
инженерных кадров, автора блестящего классического научного труда
«Курс построения машин».
Даже если бы А. Бетанкур ограничил свою деятельность в России только
сооружением комплекса зданий Экспедиции заготовления государственных
бумаг и участием в разработке ассигнаций образца 1818 г., он одним
этим оставил бы о себе светлую память в истории России. Вот почему
по разностороннему вкладу в историю денежного обращения России
Августина Августиновича Бетанкура можно с полным основанием назвать
первым инженером Экспедиции заготовления государственных бумаг. |