Патриарх денежного дела
В Гознаке состоялась конференция, посвященная
100-летию со дня рождения Ивана Ивановича Дубасова (1897—1988),
который справедливо назван "патриархом денежного дела".
Родословная
В 1931 году, представляясь читателям журнала ("Советский
коллекционер", И.И. Дубасов писал: "Мои родственники - мещане. Я
пишу это для того, чтобы меня не приняли за потомка недоброй памяти
адмирала Дубасова". Действительно, к адмиралу Дубасову Ф.С,
руководившему в 1906 году подавлением крестьянского движения в ряде
губерний, а затем и организатору разгрома Декабрьского (1906-1906)
вооруженного восстания в Москве, родственники И.И. Дубасова никакого
отношения не имели.
А вот к крестьянству отношение они имели прямое. По случаю неурожая
в 1867 году, с целью доставки заработка нуждающемуся населению
Смоленской губернии ее земству зимою 1867-1868 гг. были отпущены
деньги для начала работ по сооружению Московско-Смоленской железной
дороги. И потянулись оголодавшие крестьяне-смоляне на постройку
"дороги чугунной". Среди тех, кого согнал в артели голод, был и дед
И.И. Дубасова Митрофан Федотович. С прихваченной из дому деревянной
лопатой, обитой шерстью, о тысячами других крестьян принялся он
вести отсыпку земли и гравия под железнодорожное полотно. Обладая,
видимо, недюжинными способностями и сметкой, со временем выбился в
старосты, а к концу своей путейской карьеры стал даже подрядчиком
всех земляных работ и сколотил приличный капитал.
Сын его Иван Митрофанович не пошел по стопам отца, бывшего к тому
времени почетным гражданином города Смоленска и имевшего звание
купца 2-й гильдии. Купеческий сын решил выйти "в люди" по-своему,
поступив на медицинский факультет Московского университета. Однако
то ли науки оказались ему не под силу, то ли виной стало "амурное"
увлечение, но решил он оставить университет и жениться. И хотя отец
его, имевший уже заметное положение в обществе, считал брак сына с
белошвейкой мастерских Большого театра неравным, но препятствовать
сыну не стал и оделил его немалым денежным наследством.
После женитьбы молодые сняли квартиру на Садово-Кудринской, но Иван
Митрофанович решил обзавестись собственным домом. Купив участок
земли, он занялся стройкой, вознамерившись сделать дом самым высоким
в городе. И действительно, спустя некоторое время удалось построить
пятиэтажный дом, флигель которого примыкал к нынешнему зданию
кинотеатра "Баррикады".
В эти же годы в Одинцове он построил несколько дач. Когда же
финансовое положение ухудшилось, дом в Москве пришлось оставить, и
семья перебралась на постоянное жительство в одну из дач. В голодное
время вынуждены были продать вторую дачу, чтобы получить страховку и
не попасть в долговую яму.
Не получив, видимо, в наследство от отца его предпринимательской
хватки, Иван Митрофанович вскоре разорился и был вынужден пойти
служить, получив место помощника ревизора в Московской контрольной
палате. Жена его, Анна Матвеевна, попробовала было открыть табачную
лавочку, но ничего из этого не получилось.
В семье Дубасовых было три сына. Старший Николай 1895 г. рождения
служил в армии в чине старшего офицера. В годы гражданской войны,
после разгрома врангелевекой армии он с остатками ее бежал из России
и оказался в одной из стран Европы, где его и застала вторая мировая
война. После прихода в Германию советских войск служил в
комендатуре. После окончания войны его сослали в один из лагерей и
он строил дорогу Тайшет -Абакан. В 1956 г. был освобожден и
поселился в Ростове на Дону. Младший сын Александр родился в 1901
г., жил в городе Артемовске, служил в милиции и был убит в 1922 г.
Строгановское училище. Первая мировая война. Революции
В свободное от службы в контрольной палате время отец Ивана Дубасова
стал подрабатывать, рисуя карикатуры для различных журналов.
Рисовальщик он был плодовитый, но не очень способный. Рисунки
страдали отсутствием перспективы, люди изображались с крупными
головами и маленькими туловищем. На это обращал внимание даже сын
Ваня, который помогал отцу исправлять рисунки. Хотя существует
поверье, что природа "отдыхает" на детях родителей, но в данном
случае наклонности отца к рисованию передались сыну. Его способности
были рано замечены. В 1908 г. его определили в Строгановское
училище. Как известно, основал его в 1825 г. Сергей Григорьевич
Строганов, но именовалось оно тогда технической школой рисования.
Строгановское училище готовило художников декоративно-прикладного
искусства. О прикладном характере обучения можно судить по
конкурсам, проводившимся в училище. Много заказов поступало от
промышленников. Так, например, часовая фирма "Мозер" нуждалась в
эскизах для оформления мужских и женских часов. Другой заказчик
требовал исполнить эскизы предметов церковного обихода (дароносицы,
хоругви, раки).
Иван Дубасов избрал себе будущую специальность эмальера. Учителями
его в училище были Д.В. Ноаковский и Д.А. Щербиновский. "Техника
миниатюрной живописи, - вспоминал И.И. Дубасов, - была мне хорошо
знакома. Портрет выполнялся мелкими штрихами. Нужно было тщательно
прорабатывать глаза, ноздри, губы, - все мельчайшие детали".
Учился он видимо успешно: об этом можно судить по сохранившейся
Пасхальной грамоте, которой он был отмечен в 1913 г., как ученик IV
класса училища. Он признавал, что училище не закончил, но тем не
менее в 1915 г. ему был вручен Диплом первой степени и присвоено
звание "ученый рисовальщик", что по нынешнему времени соответствует
учителю рисования. Он списывается с частной гимназией одного из
уральских городов на предмет занятия места учителя рисования и
черчения.
Однако этому не суждено было осуществиться. "В конце 1915 г., -
вспоминал он, — черти понесли меня на империалистическую войну".
Это-то и было причиной того, что он покинул Строгановское училище. В
1916 г. Иван Дубасов поступает добровольцем в 28-ой запасной полк,
откуда вскоре его командируют в школу прапорщиков в Москву. Осенью
1916 г. его отправляют на фронт в действующую армию, находившуюся на
Западном Фронте.
Интересны воспоминания, связанные с Февральской революцией. По его
словам, непрерывно созывались дивизионные митинги. На них собирались
по несколько тысяч человек. Ораторов слышали только те, кто близко
стоял, а остальные из общей солдатской массы или кричали слова
одобрения, или многократно повторяли слово "Долой!". Однажды на
митинге принимали решение, идти ли в наступление, если будет приказ
Временного правительства. Представители большевиков призывали
голосовать против. При этом произошел, как он вспоминает, конфуз:
бригаду, проголосовавшую против наступления, послали в наступление,
которое завершилось провалом.
Октябрьская революция застала его в Румынии, в городе Дорохой, где
он находился на излечении после заболевания тифом. Возвратиться в
Россию не было возможности, и тогда одна из медсестер посоветовала:
"А вы устройте между офицеров дебош, врач постарается от вас
избавиться". Совет оказался правильным: врач выпроводил его вместе с
другими выздоравливающими, даже не разрешив взять личные вещи, и они
уехали в Россию с последним санитарным поездом.
Зигзаги судьбы.
Премия в один миллиард рублей
После долгих мытарств Дубасов добрался домой в Одинцово, где жила
семья отца. Перед ним со всей остротой встал вопрос, как жить
дальше? Он долго не мог найти работу на бирже труда. Тогда предложил
себя в качестве учителя рисования и получил место в нескольких
школах. О том, насколько трудна была в то время такая работа,
свидетельствует следующее. Кончилась бумага. Рисовать ученикам
стало, не на чем. Тогда он решил рисовать только сам, но и это
продолжалось недолго. Чтобы занять детей, он приносил на уроки
репродукции и рассказывал ребятам о художниках и их картинах. Когда
установилась теплая погода, стал выводить учеников "на натуру", то
есть попросту на прогулки в лес.
Потом в его жизни произошел новый "зигзаг", - его опять призвали,
теперь в Красную Армию. Это было весной 1919 г. Сначала его
определили командиром взвода, но потом перевели на
культпросветработу. Работа велась не только среди красноармейцев, но
и с местными жителями. Культпросветчики обучали грамоте, имелся
театр, из церковного хора создали певческий коллектив. "Я менял
кисть на винтовку, - вспоминает И. Дубасов, - только в тревожные
минуты, когда появлялась банда "батьки Махно", это было в Изюме".
Участие в культпросвете нравилось молодому человеку, но в 1922 г.
произошла демобилизация, и он снова оказался на распутье.
Вернувшись в Одинцово, Иван Дубасов часто ездит в Москву в надежде
найти себе работу. В одной из таких поездок ему попалась в руки
газета, в которой сообщалось об объявлении Наркомпочтелем (так тогда
называли Народный комиссариат почт и телеграфа) большого
филателистического конкурса "на изготовление художниками эскиза
специальной почтовой марки, наиболее ярко отражающей в себе идеи
пролетарской революции".
Условия конкурса, даже в тех обстоятельствах с обесценением
советских денег, не могли не привлечь внимание молодого человека. За
лучшие рисунки назначались три премии: первая в один миллиард
рублей, вторая в 300 миллионов и третья - в 200 миллионов рублей. В
том житейском положении, в котором находился И. Дубасов, колебаний
быть не могло, - он решил дерзнуть, приняв участие в конкурсе.
Трудность состояла в выборе тематики, отвечающей юбилейной дате -
5-ой годовщине Октябрьской революции. Необходимо было понять
сущность задачи и выразить ее художественными средствами. Дубасов
выполнил два эскиза. На первом он изобразил рабочего-каменотеса,
высекающего на плите текст: "РСФСР 1917-1922". На другом эскизе
решил изобразить Человечество, которое приветствует революцию. Но
как изобразить Человечество? Он решил прибегнуть к аллегории и
представить Человечество в виде обнаженной человеческой фигуры.
Позже, думая над уже выполненным эскизом, он поймал себя на мысли,
что сделал досадное упущение, - рисунок никак не был связан с
почтовым ведомством. Распечатав уже приготовленный к отправке
конверт, он пририсовал фигуре сумку почтальона. Довольный тем, как
ему удалось выкрутиться из сложной ситуации, Дубасов отослал оба
конверта на конкурс.
А спустя некоторое время он спохватился и ужаснулся: обнаженная
фигура, которая должна была олицетворять Человечество, превратилась
в ... голого почтальона! Утешал себя только тем, что конкурс
закрытый и никто не узнает имени незадачливого автора.
В конкурсе участвовало свыше ста художников, среди которых было
несколько крупных мастеров. Для рассмотрения было представлены все
направления в графическом искусстве: одинаковых сюжетов и даже
похожих друг на друга не наблюдалось вовсе.
В составе жюри с решающими голосами участвовали представители
почтового ведомства и других организаций, в том числе и от Гознака,
на что И. Дубасов в то время не обратил никакого внимания. А среди
них был Владимир Николаевич Адрианов, заведующий
художественно-репродукционным отделом и Александр Ефимович Сухих,
Главный техник, возглавлявший художественно-графическую часть.
После тщательного отбора лучших рисунков и горячих дебатов по поводу
последних, мнение большинства из состава жюри с решающим голосом
сошлось на том, что лучшей работой является рисунок под девизом
"РСФСР 1917-1922". Обладателем первой премии оказался никому
неизвестный автор Дубасов И.И. По сведениям жюри это был "только что
демобилизованный по болезни красноармеец, беспартийный, но
сочувствующий РКП".
Второй премии был удостоен широко известный в то время художник
левого направления в искусстве Альтман Натан Исаевич. А третья
премия досталась чертежнику Спиридонову М.К.
Иван Иванович Дубасов так писал об этом событии; "Признаюсь, я
теперь очень удивляюсь, что мой рисунок имел успех. Возможно, что в
то время я не мог нарисовать лучше, теперь же я ясно вижу, что
оформление этой марки слабое .... Интересно отметить, что проект
марки был покрашен раствором марганцевокислого калия, так как в то
время я был настолько беден, что у меня не было даже красок, а
марганцевокислый калий я нашел среди разных пузырьков с лекарствами
у моего отца. Однако цель оправдывает средства, если даже эти
средства - медицинские".
Главный геральдический знак
Спустя некоторое время Дубасов получил извещение о присуждении ему
первой премии. Он поехал в Наркомпочтель, где его горячо поздравили,
а на вопрос, где же эскиз его марки, ответили, что его взяли для
печатания в Гознак, передав ему приглашение приехать туда.
Там с ним беседовал Александр Ефимович Сухих, руководивший группой
художников и предложивший ему работать на Гознаке. Дубасов,
разумеется, согласился, так как устал уже от поисков работы. Так, 24
августа 1922 г. начался для него долгий и славный трудовой путь на
называвшейся тогда Второй Московской фабрике заготовления знаков.
Коллектив художников на фабрике Гознака был сравнительно небольшой.
В него входили Троицкий А.П., Куприянов В.К., Якимченко А.Г., Драйер
Я.Б., Галядкин Д.С, Качура Н.Н., а также художники-портретисты
Сендрей П.А. и Николаев Н.А. По возрасту состав был смешанный: трем
художникам было более 40 лет, а остальные еще не отметили своего
тридцатилетия. Так что можно говорить о преемственности поколений.
30 декабря 1922 г. Первый съезд Советов провозгласил образование
Союза ССР. В связи с этим началась подготовка Конституции нового
государства и возник вопрос о его атрибутике. Для создания герба
СССР был объявлен конкурс, в котором приняли участие московские
художники. Однако после того, как представленные ими проекты были
отклонены, эту работу решено было поручить Гознаку.
Для художников Гознака это правительственное задание явилось
серьезным испытанием. Грандиозность и кажущаяся на первых порах
непосильность задачи для специалистов, выросших в условиях старого
государственного строя, состояла прежде всего в том, что они должны
были создать герб государства, подобного которому еще не было в
истории человечества. У геральдической науки свои строгие законы, но
ни один из прежних геральдических символов не мог быть использован
при создании нового герба.
Сложность задачи заключалась еще и в том, что на решение ее
отводилось всего несколько месяцев. В работу включились несколько
художников Гознака: Голядкин Д.С, Дрейер Я.Б., КочураН.Н., Куприянов
В.К., Якимченко А.Г. и несколько художников со стороны: Корзун В.П.,
Румянцев П.В., Гольдштейн и Шадр (Иван Дмитриевич Иванов). Общее
руководство работой осуществлял Владимир Николаевия Адрианов,
заведующий производственным и одновременно
художественно-репродукционным отделами.
В прошлом он окончил кадетский корпус и военно-топографическое
училище, имел звание полковника, но на Гознаке работал всего
несколько лет.
В качестве основной идеи при создании герба В.Н. Адрианов предложил
поместить в центре эмблемы изображение земного шара с наложенными на
него серпом и молотом. Эта идея была реализована во всех эскизах
художников, принимавших участие в создании герба. Из многих
вариантов предпочтение было отдано эскизу опытного картографа
Всеволода Павловича Кориуна. В Гознаке он в это время не работал, а
был приглашен В.Н. Адриапоным, знавшим его по прежней работе как
способного фотограмметриста.
6 июля 1923 года проект В.Н. Адрианова - В.П. Корзуна был в принципе
утвержден, но необходимо было разместить на нем лозунг "Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!". Потребовалось срочное изготовление
рисунка герба с учетом этого замечания.
Работу решено было поручить Дубасову, так как руководство Гознака
было уверено, что он сможет выполнить ее в короткие сроки. Он
получил все необходимые материалы у В.Н. Адрианова и был ознакомлен
со всеми эскизами художников. Ему была дана фотография глобуса с
вычерченными параллелями и меридианами, а также контурами материков.
Вот как он сам рассказывал о своей части работы: "Мне передали
эскиз, по которому поручено сделать рисунки нового герба, штриховые
и цветные... Серп я рисовал с натуры. Помню, достали настоящий
крестьянский серп. Рисуя его, я точно передал форму ручки,
утолщенной к лезвию... Земной шар рисовал по фотографии, сделанной с
глобуса, поставленного в нужном положении. Такой прием позволил
совершенно точно перевести на рисунок расположение материков. Форма
ленты осталась почти неизменной, но я несколько расширил ленту,
чтобы нанести на нее шесть текстов".
На работу он попросил три дня и трудился с большим напряжением.
Особую сложность представляло написание текстов лозунга. Однако
работу он закончил раньше срока и представил штриховой и красочный
варианты герба, рисунок которого и был утвержден 21 июля 1923 г.
Однако через некоторое время комиссия ЦИК предложила найти
возможность так изменить рисунок, чтобы в будущем, если возникнет
необходимость, можно было бы изменять количество лозунгов на гербе.
Первоначально лента с лозунгами располагалась в нижней части герба в
виде "трилистника". Дубасов предложил разместить лозунги на витках
ленты, обвивающей пучки колосьев, а концы ленты завести за земной
шар. Ассоциативно это напоминало ... солдатские обмотки. Такое
решение позволяло изменять количество витков ленты с лозунгом,
сохраняя рисунок герба. Этот вариант был утвержден 7 августа 1923 г.
Но позже пришлось внести коррективы и в этот рисунок: сохранить лучи
восходящего солнца только в нижней части герба. Вот этот красочный
оригинал герба и был 22 сентября 1923 г. скреплен подписью секретаря
ЦИК А. Енукидзе: "Утверждаю как окончательный вариант". В
Конституции, принятой II съездом Советов 31 января 1924 г., дано
описание герба СССР.
Можно понять чувства молодого художника, допущенного к такому
важному государственному делу. Впоследствии, уже в зрелом возрасте
вспоминая об этом, он говорил: "У меня в отличие от других
художников не выставлено ни одной картины, ни в одном музее, но зато
мое создание -герб СССР находится на Луне, на Венере".
К сожалению, это радостное чувство в 70-80 годы было омрачено
появлением публикаций, в которых утверждалось, что единственным
автором герба СССР является В.Н. Адрианов. Безусловно,
первоначальная мысль о помещении в центре герба изображения земного
шара была высказана Адриановым В.Н., как картографом. Но это вовсе
не предоставляло ему права на авторство самого рисунка герба.
В качестве безосновательности домыслов об авторе герба сошлюсь на
литературный аналог. Несмотря на категоричность утверждения - "Я
памятник себе воздвиг нерукотворный" - Александр Сергеевич никогда
не претендовал на авторство "Ревизора" и "Мертвых душ", хотя
общепризнанно, что именно он предложил сюжеты этих произведений
Николаю Васильевичу Гоголю. Авторство Адрианова В.Н. на идею
компоновки элементов герба совершенно не ущемляет права Дубасова
И.И. на материализацию этой идеи, то есть на ее художественное
воплощение, как автора-художника.
Главное дело всей жизни
Судя по данным об учете кадров, творческие успехи И.И. Дубасова
сопровождаются изменениями в его служебном положении: в конце 1924
г. он значится в звании "художник", а уже в марте 1926 г.
поднимается на ступеньку выше, становится "старшим художником". Это
совпадает с началом новой полосы в его творческой деятельности,
которая связана с работой по созданию оригиналов денежных билетов.
Закрытый характер этой работы словно плотным занавесом отделяет от
нас Дубасова на многие десятилетия. Лишь теперь постепенно
становится известно, что скрывалось за этим занавесом.
Первым крещением для него в денежном деле стало участие в
изготовлении оригиналов бумажных бон, которые выпускались в
соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 22
февраля 1924 г. Временные бумажные боны выпускались номиналом в 1,
2, 3, 5, 20 и 60 копеек. Сохранился оригинал боны в одну копейку
("имеет хождение наравне с серебряной монетой"), но не в
вертикальном исполнении, как боны в 1,2,3 и 5 копеек, а в
горизонтальном, как боны в 20 и 50 копеек. Этот оригинал был
изготовлен художником И. Дубасовым. В этом же 1924 г. им исполнен
эскиз получервонца, но денежный билет такого номинала не был выпущен
в обращение.
"Выход в свет" денежных билетов, изготовленных по оригиналам,
созданным Дубасовым, относится к 1925 г. То были Государственные
казначейские билеты достоинством в три рубля (лицо и оборот) и в
пять (лицо - художник Куприянов, оборот - Дубасов). В этом же году
Дубасовым созданы эскизы рисунка водяного знака и лицевой стороны 50
червонцев, но этот номинал не был востребован для изготовления и
выпуска в обращение. В 1926 г. были выпущены в обращение денежные
билеты номиналом в один червонец, оригинал лицевой стороны которого
был исполнен Дубасовым, а оборотный стороны - Куприяновым. В 1928 и
1932 гг. в обращение поступили билеты в два и три червонца,
оригиналы которых были полностью исполнены Дубасовым.
16 февраля 1932 г. Иван Иванович Дубасов был назначен Главным
художником Гознака и оставался в этой должности до самого выхода на
пенсию. Это назначение делало его не только главой коллектива
художников. Должность Главного художника предоставляла ему более
широкие права и обязанности, чем кураторство по отношению к
коллегам-художникам. Он фактически становился художественным
руководителем всей деятельности Гознака.
В 1937 г. Гознаку поручено изготовление билетов Государственного
банка СССР - червонцев нового образца. Выпуск их был приурочен к
20-летию Октябрьской революции. Отличительная особенность новых
червонцев состояла в том, что на них впервые в практике денежного
обращения помещался портрет В.И. Ленина. Претерпел изменения и герб
СССР: теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, в одиннадцать
лент - по количеству союзных республик.
Для Дубасова 1937 г. также был юбилейным, - ему исполнилось 40 лет,
а руководство работами по созданию оригиналов новых червонцев
становилось государственной проверкой его творческого мастерства.
Из многочисленных портретов В.И. Ленина для помещения на новых
червонцах был выбран портрет, выполненный художником Эберлингом
А.Р., гравировал его художник Блюм А.Г. Основную работу по созданию
оригиналов новых червонцев взял на себя И.И. Дубасов: он оформил
эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), а эскиз
одного червонца исполнил художнике Поманский С.А.
В 1938 г. в связи с расширением Союза и изменением герба СССР была
произведена замена Государственных казначейских билетов образца 1934
г. на новые образцы. Автором всех трех номиналов казначейских
билетов (в один, три и пять рублей) стал И.И. Дубасов. Сохранив
традиционное для российских денежных билетов цветовое оформление, он
нашел новые изобразительные средства для лицевой стороны билетов. В
отличие от денежных билетов других государств, где для оформления
использовались изображения монархов и других выдающихся личностей,
он предложил поместить на них фигуры шахтера, красноармейца и
летчика.
Концепции денежного дизайна
Определение концепции государственной символики для оформления
денежных билетов является одной из самых больших трудностей в работе
художника. Это, конечно, должно быть обязанностью государственных
органов. Государственные чиновники, будучи не в состоянии
самостоятельно определить видение художественного облика будущих
денег, иногда проводят конкурсы, оставляя за собой право выбора
наиболее приемлемого, по их мнению, варианта. Но зачастую, не желая
заранее оглашать предполагаемые изменения в денежном обращении, они
перекладывают это на плечи самого художника, что создает для него
неимоверные трудности - пойди туда, не знаю куда, - связанные не
только с работой вслепую, но и с неэффективной затратой времени, так
как приходится делать заведомо бросовую работу. Поэтому в выборе тем
для оформления нередко господствуют вкусовщина и другие, подчас
иррациональные, мотивы.
В качестве примера Иван Иванович Дубасов рассказывал о том, как
производился выбор сюжета для оформления казначейского билета 1938
года достоинством в пять рублей.
Первоначальной была идея изобразить на билете женщину. Художник
нарисовал молодую женщину с двумя детьми, мальчиком и девочкой.
Такая светлая, довольная семья! Многим понравилось. Поехали
показывать в вышестоящую инстанцию. Там тоже одобрили, но кто-то
обронил: "Бежит за алиментами". Все, - рисунок не пошел!
На следующем эскизе художник изобразил двух девушек, - без детей.
Снова отказ, - слишком молоды. На третьем рисунке оставил одну
женщину. Отказ, - не похожа на работницу. В конце концов отказались
от мысли изобразить женщину, предложили изобразить парашютиста.
О мучительных поисках сюжетов для денежных билетов свидетельствуют
как сами рисунки на тех билетах, которые были выпущены в обращение,
так и на эскизах, коим уготована судьба лежать в скрытых от глаз
посетителей музейных папках. На многих билетах воспроизводятся
элементы скульптурных портретов Шадра. Так, на денежном знаке 1923
г. номиналом в 15.000 рублей художник Куприянов В.К. и гравер
Троицкий А.П. поместили скульптурный портрет крестьянина, а на
денежном знаке номиналом в 26.000 художник Якимченко А.Ш. вместе с
тем же гравером поместили изображение головы красноармейца.
В первые годы после образования Союза о системе в оформлении
денежных билетов не могло идти и речи. Каждый денежный знак не имел
себе подобных. Так, на государственном казначейском билете образца
1924 г. изображены лежащие головами друг к другу крестьянин с косой
и рабочий с книгой и молотом. Это, видимо, должно было
символизировать смычку города с деревней. В отличие от трехрублевого
билета на билете в пять рублей изображен пашущий трактор. По своему
графическому оформлению "они были совершенно различны.
С назначением в 1932 г. Дубасова И.И. главным художником Гознака
положение в оформлении денежных билетов в 1934, 1937 и 1938 гг.
меняется.
В концепции денежного дизайна распространенным методом является
использование для оформления денежных билетов портретов
государственных и других выдающихся деятелей данной страны.
Наглядным примером тому является "президентский сериал" в долларах
США. В нашей стране такой метод также пытались использовать. Так,
среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. имеются
оригиналы с портретами С. Халтурина, М.И. Калинина и В.И. Ленина. С
1937 г., начиная с оформления билетов Государственного банка
(червонцев), включение в рисунки денежных билетов портрета В.И.
Ленина становится общим правилом.
Проблема денежного дизайна современна. При оформлении банкнот Банка
России образца 1997 года использована "городская" концепция. Каждый
номинал представлен изображениями исторических и архитектурных
памятников, находящихся в Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге,
Москве и Архангельске. О необходимости аккуратного обращения даже с
такой, казалось бы, далекой от политики тематикой, свидетельствует
инцидент с различной трактовкой изображения Соловецкого монастыря на
обороте 500 рублевой купюры (одни воспринимают это как исторический
культовый памятник, другие - как одно из учреждений ГУЛАГа).
В годы Отечественной войны 1941-1945 гг.
С 1932 г. семья Дубасова (его жена Вера Сергеевна и дети Александр,
Надежда, Людмила и Евгений) живет в Москве, где художнику
предоставили квартиру в Сиротском переулке (ныне ул. Шухова, 17)
неподалеку от Гознака.
Теперь ему не нужно было тратить время на поездки из Одинцова в
Москву и обратно, а в случае срочной надобности он находился
недалеко от места работы.
В годы, предшествовавшие началу войны, Дубасов исполнил несколько
эскизов для изготовления на Монетном дворе правительственных наград:
в 1938 г. - эскизы медалей "За трудовую доблесть" и "За трудовое
отличие". В 1939 г. Дубасов создал эскиз и другой, одной из самых
скромных по внешнему виду, но самых высоких по достоинству наград -
медали "Золотая Звезда", - знака особого отличия, который вручался
Героям Советского Союза.
В 1940 г. Дубасовым И.И. продолжались поиски новых решений для
художественного оформления денежных билетов. Об этом можно судить по
сохранившимся эскизам и придуманному им оригинальному способу
фиксирования на них даты исполнения. Так, на эскизе билета в 25
червонцев с изображением плотины Днепрогэса он ставил нумерацию "ИД
№161040". Это означало, что эскиз исполнен Иваном Дубасовым 16
октября 1940 г. На эскизе с изображением на лицевой стороне портрета
Дзержинского, а на оборотной стороне - паровоза им был проставлен
номер "ИД №240940", что свидетельствовало об авторе эскиза и дате
исполнения - 24 сентября 1950 г. (номинал билета -10 червонцев).
В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. Иван Иванович Дубасов
оставался в Москве, а семья его была эвакуирована в г. Краснокамск.
Иногда он навещал жену и детей. Жить им, как и другим
эвакуированным, было трудно, приходилось менять на продукты
привезенные из Москвы вещи. Дети вспоминали, что во время своих
приездов отец привозил плитки дорогого шоколада, но обменять его на
что-нибудь съестное они не могли, так как среди окрестных крестьян
шоколад в обмен не принимался.
Несмотря на то, что Московская печатная фабрика Гознака была
эвакуирована в Краснокамск и Ташкент, работы у Ивана Ивановича было
много. Он продолжал создавать эскизы важных в то время ценных бумаг,
для утверждения которых ему приходилось ездить в г. Куйбышев, где во
время войны находилось правительство.
Необходимо отметить, что Гознак всегда работал и продолжает работать
"с опережением". Это означает, что до принятия правительством
решения и его официального опубликования по поводу какой-нибудь
акции, связанной с выпуском в обращение ценных бумаг, на Гознаке
производится подготовительная работа. Как принято говорить на
Гознаке, она всегда начинается с проектирования будущего "изделия".
При этом под проектированием понимается как формирование его
внешнего облика, так и технология промышленного изготовления.
Уже с началом войны стало ясно, что для финансирования военных
расходов государству требуется привлечение денежных средств
населения посредством размещения облигаций внутреннего займа.
Решение правительства о выпуске Государственного военного займа 1942
г. было принято 12 апреля, а подготовительные работы на Гознаке были
начаты в самом начале года. 7 февраля 1942 г. художник Дубасов И.И.
создает рисунок красноармейца, который со знаменем в одной руке и
винтовкой в другой поднимается в атаку, увлекая за собой других
воинов.
Этот рисунок и стал центральным ядром созданного художником
оригинала облигаций первого государственного военного займа. Таким
же образом заблаговременно создавались эскизы и для облигаций
Второго Государственного военного займа, постановление о котором
было принято правительством 4 июня 1943 г.
В 1943 г. торжественно отмечали 125-летие со дня организации
Экспедиции заготовления государственных бумаг - прародительницы
Гознака. На торжественном заседании по этому поводу выступил нарком
финансов А.Г. Зверев, который отметил, что. "предприятия Гознака
выполняют огромную государственной важности работу". Среди наиболее
отличившихся гознаковцев он назвал и Главного художника И.И.
Дубасова. Для этого у него были серьезные основания.
В своей книге "Записки министра", изданной спустя 30 лет в 1973 г.,
министр финансов Арсений Григорьевич Зверев вспоминает, что первый
разговор между ним и Сталиным по поводу послевоенной денежной
реформы состоялся в конце 1943 г. "Сталин специально, причем трижды
оговаривал требование соблюдать абсолютную секретность при
подготовке реформы", - писал министр. - Мы обсуждали детали реформы
вплоть до организации подготовительных мер: темпы агитационных
плакатов и пропагандистских лекций, необходимость тотчас начать с
художником из Гознака подбор рисунков на денежных купюрах и т.д.".
Таким "художником из Гознака", с которым после этого вел
доверительные разговоры министр финансов, был Главный художник И.И.
Дубасов. Скорый на руку в работе, он в 1943 г. исполнил несколько
эскизов денежных билетов разного достоинства и с разными рисунками.
Так, например, на билете в 5 руб. была изображена скульптура Веры
Мухиной "Рабочий и колхозница", на билете в 25 руб. - два сталевара,
на билете в 50 руб. - фигуры женщин из Средней Азии в национальных
костюмах.
После освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков и
перенесения военных действий на территорию стран Восточной и
Центральной Европы перед правительством остро встал вопрос о
финансовом обеспечении наших войск. Одновременно приходилось решать
и проблему восстановления народного хозяйства в странах, которые
принято было называть "странами народной демократии". В этой работе
важная роль принадлежала наркомату финансов, который использовал с
этой целью производственные мощности Гознака.
В течение 1943-1945 гг. Гознаку было поручено выполнение ряда
ответственных государственных заказов. Как всегда, первыми
включились в работу художники и граверы. На этой стадии душой всего
дела был Главный художник И.И. Дубасов. Сохранились выполненные им
эскизы денежных билетов Чехословацкой республики достоинством в 5
крон с его индексацией - "ИД №120444" и 500 крон - "ИД №140444". В
1945 г. им были выполнены эскизы денежных билетов Национального
банка Болгарии в 5.000 лев и 200 лев с индексацией - "ИД №030145".
Деятельность И.И. Дубасова в годы войны была высоко оценена
правительством: в 1945 г. он был награжден орденом Ленина "за
выполнение особо важных заданий правительства".
Послевоенные денежные реформы
Среди экспонатов выставки, посвященной 100-летию со дня рождения
Ивана Ивановича Дубасова, привлекают внимание выполненные им эскизы
червонцев различного достоинства, художественное оформление которых
объединено единой военно-исторической тематикой. Они представляют
собой денежный сериал, на каждом билете которого на лицевой стороне
- батальная сцена сражения, связанного с его именем. Так, на билете
в один червонец помещен портрет Александра Невского и сцена сражения
на Чудском озере. На билете в три червонца - портрет Дмитрия
Донского и сцена сражения на Куликовом поле. На билете в пять
червонцев - портрет Александра Васильевича Суворова и сцена перехода
его армии через Альпы. На билете в десять червонцев -портрет Михаила
Илларионовича Кутузова и сцена сражения с наполеоновской армией.
Можно предположить, что это был один из неосуществленных вариантов
билетов денежной реформы 1947 г., так как в мирное время уже не было
необходимости в обращении к военной тематике, да и червонцы, как
одна из разновидностей денежных знаков, уступили место рублевым
номиналам.
Первая послевоенная денежная реформа была проведена в декабре 1947
г.
Автором всех трех оригиналов казначейских билетов достоинством в
один, три и пять рублей был художник Дубасов И.И. Он же явился и
автором оригиналов банковских билетов достоинством в 10, 25, 60 и
100 руб. На всех билетах помещен портрет В.И. Ленина, исполненный
гравером СИ. Аферовым по фотографии П. Опупа. На водяном знаке
билетов в 50 и 100 руб. помещен портрет В.И. Ленина, автором
которого был художник Эберлинг А.Р. На оборотной стороне билета в
100 руб. изображен вид на Кремль со стороны Москва-реки.
Таким образом, единственным художником Гознака, кому было поручено
создание оригиналов денежных билетов, был Иван Иванович Дубасов. В
своей книге министр финансов Зверев А.Г. писал: "Но самое главное,
чем располагает Гознак, - это люди, работающие для народа,
многотысячная когорта специалистов, перед чьим коллективным умением
и массовой продукцией поистине меркнут достижения даже отдельных
мастеров Ренессанса и барокко". Нужно признать, что такую высокую
похвалу Гознаку министр высказал, будучи лично знакомым с работой
Главного художника И.И. Дубасова по созданию оригиналов денежных
билетов образца 1947 г. В 1951 г. Иван Иванович Дубасов был
награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Начало 60-х годов у коллектива художников и граверов Гознака связано
с выполнением еще одного важного государственного задания.
Правительство приняло решение об изменении с 1 января 1961 г.
масштаба цен на товары, ставки и тарифы на все виды услуг, оплату
труда и размеры других денежных выплат населению в десять раз. В
связи с этим было решено одновременно выпустить в обращение новые
деньги образца 1961 г.
Над эскизами денежных билетов работали художники Поманский С.А. и
Дубасов И.И.: первый создал оригиналы денежных билетов достоинством
в 1, 3 и 5 руб. (лицевая сторона), а оригиналы оборотной стороны -
Дубасов И.И. Созданы были и новые образцы банковских билетов
достоинством в 10, 25, 50 и 100 руб. На всех билетах был изображен
портрет (барельеф) В.И. Ленина работы художника Соколова Н.А.
Гравировали портрет разные художники: для 10-рублевого билета -
Майорова Л.Ф., для трех остальных билетов - Михеев Н.А. Водяной знак
на билетах в 50 и 100 руб. выполнен по барельефу, созданному
Соколовым Н.А.
Авторами эскизов лицевой стороны билетов в 10, 25 и 50 руб. был
художник Поманский С.А., а 100-рублевого билета - художник Лукьянов
Ю.А.
Это была последняя денежная реформа, в изготовлении оригиналов
билетов которой принял участие Иван Иванович Дубасов.
Непризнанный художник
В 1959 г. Иван Иванович Дубасов был удостоен почетного звания
"Заслуженный деятель искусств РСФСР", которое присваивалось "за
выдающиеся трудовые успехи". А вот членом Союза художников СССР он
не стал, как впрочем и его ученик - заслуженный деятель искусств
РСФСР Игорь Сергеевич Крылков (тоже бывший Главный художник Гознака),
да и все художники Гознака.
Это вовсе не. было случайностью в действиях по отношению к отдельной
личности, а скорее выражало систему взглядов замкнутой категории лиц
на место художника в обществе. Поэтому каждый, кто не соответствует
сложившимся в этом кругу взглядам, признавался чужаком ("Федот да не
тот").
По отношению к художникам, работавшим в Гознаке, сложилось мнение,
что их род деятельности следует именовать "официальной
(административной) графикой". Э. Голлербах отмечал, что "с
появлением советских разменных знаков, государственных и
казначейских билетов и разнообразных почтовых марок официальная
графика получила широчайшее развитие". К числу "официальных
графиков" и были отнесены Дубасов И.И. и все остальные художники
Гознака.
Со своей стороны Дубасов И.И. к Союзу художников относился
скептически, называя его "прибежищем для бездарных художников", но в
этом утверждении скрывалась скорее обида непризнанного художника.
И.И. Дубасов переживал свое непризнание Союзом художников, хотя
внешне как бы смирялся с этим, называя себя "государственным
художником" или "производственным художником". Как-то, очевидно, в
сердцах он обронил, что погубил в Гознаке свой талант рисовальщика.
Но нет, волшебное свойство пальцев создавать на бумаге тончайшие
рисунки он сохранил до конца дней своих. Многие годы, уже после
поступления в Гознак, он не оставлял занятие рисунком, отдавая этому
каждую свободную минуту. В музее Гознака хранится с любовью
оформленный альбом с его рисунками, относящимися к 1922-1923 гг.
Полсотни эскизов, зарисовок, портретов не только свидетельствуют о
творческих способностях молодого художника, но и являются
историческими документами, так как кроме как по этим портретным
наброскам никто уже не может представить себе, как выглядели в
натуре те художники, с которыми ему удалось работать.
Долгие годы И.И. Дубасов сотрудничал со многими журналами,
зарекомендовав себя как талантливый график, тонкий и наблюдательный
художник. В журнале "Крестьянка" за 1923 г. помещено более 60
рисунков, которые иллюстрировали рассказы различных авторов и
рубрику "Веселые страницы". Самым продуктивным в смысле публикации
рисунков И.И. Дубасова в этом журнале был 1924 г.: на его страницах
помещено около 120 рисунков с авторской подписью. В 1925 г.
подавляющее большинство номеров журнала открывается обложками с
рисунками И. Дубасова. Сам по себе этот факт является свидетельством
признания его как художника-оформителя.
Манера исполнения рисунков очень разнообразна: от линейных
(штриховых), передающих только форму предметов, до тоновых
композиций, в которых использована светотеневая лепка формы.
Свой талант иллюстратора И.И. Дубасов проявил и сотрудничая в
журнале "Лапоть". Нередко его рисунки заполняли всю площадь журнала.
Темами служили как события внутри страны, так и за рубежом. Только с
июля 1925 г. по октябрь 1926 г. в журнале "Лапоть" было помещено 125
рисунков И.И. Дубасова. Впрочем, рисунки его с готовностью
публиковали и такие журналы, как "Пионер", "Безбожник", "Работница".
Но вторым "творческим Я" было для И.И. Дубасова сотрудничество с
Дирекцией издания и экспедирования знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО).
После завоевания первого места на конкурсе 1922 г. и до 1965 г.
Дубасов создал более 150 оригиналов почтовых марок.
Всю свою творческую жизнь Иван Иванович не оставался равнодушным к
искусству почтовой миниатюры. В марках Дубасова необычайная
экономичность средств и приемов, удивительная гармония и
соразмерность всех элементов. На протяжении всего своего творчества
И.И. Дубасов постоянно оставался на позициях реализма, опирался на
классическое наследие истории искусства, всячески отстаивал и
пропагандировал эту убежденность.
В области почтовой миниатюры Дубасов И.И. занимал лидирующее
положение вместе с такими мастерами, как художники В. Завьялов, В.
Андреев, Е. Гундобин. Его кисти принадлежат оригиналы марок,
посвященных юбилеям известных художников И.И. Левитана, В.М.
Васнецова, В.Д. Поленова, В.Г. Перова, а также писателей и других
деятелей культуры: А.С. Новикова-Прибоя, В.В. Маяковского, А.С.
Грибоедова, И.Я. Франко, В.В. Стасова. Серия его марок посвящена
100-летию обороны Севастополя в войне 1854-1855 гг. На одной из них
воспроизведен следующий текст из рассказа Л.Н. Толстого: "Надолго
оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой
героем был народ русский".
Подводя итог работе Дубасова И.И. над почтовыми марками, следует
привести слова одного из авторов филателистического журнала: "И.И.
Дубасов оказался не только талантливым художником, но и великолепным
стилистом, умеющим облечь свои мысли в яркие, законченные,
отточенные фразы, к которым ничего ни прибавить, ни убавить".
Личность
Каким он был? Был он разным. В 50 лет это был очень подвижный,
скорый в движениях, в походке человек. В 85 лет скорости в движениях
уже не было, но не из-за отсутствия внутренней энергии, а в связи с
почти полной потерей зрения. Он вышел на пенсию 1 февраля 1971 г. в
возрасте 74 лет. не дослужив в Гознаке до 50-летнего трудового стажа
всего один год.
Хотя по служебному положению он был Главным по отношению ко всем
остальным художникам, но это главенство ничем не подчеркивалось. Он
был лишен административного ража, присущего многим высоким
начальникам и руководил работой своих коллег-художников не
административными распоряжениями, а при помощи кропотливой
товарищеской подсказки.
Вот как вспоминает о нем Игорь Сергеевич Крылков, ставший
впоследствии, как и он, Главным художником Гознака. "Я пришел в
Гознак в 16 лет. Он сделал мою судьбу и мировоззренчески и как
специалиста. Каким он был учителем? В классическом понимании он им
не был. Но у него учились все. Это был человек большого ума и
обширных знаний. К нему шли все: и граверы, и пуансонисты, и
гильоширы, шли за советом не по должности, но знали, что обязательно
даст совет. Метод обучения его состоял в том, что он поручал
выполнение производственной работы. Не было с его стороны ни грана
хамства, никто не слышал от него нецензурного слова. Но умел так
отчитать провинившегося, что запоминалось это надолго.
Он был отличный рисовальщик, учил своим примером. Работал легко. Его
не стесняла работа на людях. Поражала его огромная
работоспособность, усидчивость. Этим нельзя было не заразиться. Ему
было присуще упорство в достижении поставленной цели. Работе он
отдавался полностью, никогда не халтурил. Примечательно, что он
считался с мнением коллег по работе. Можно сказать, что это был
гений, живший с нами. И не может не быть счастлив человек, который
общался с гением".
Сергей Яблонский, член-корреспондент Российской Академии наук, также
отмечает чрезвычайную трудоспособность И.И. Дубасова, который
работал на Гознаке и дома без воскресений и отпусков. Он был, по его
словам, яркой личностью. Он постоянно учился, творчески учился всю
жизнь. Жаль, что в обществе о нем почти совсем не знали, жизнь и
работа его в прессе не отражены.
В 1983 г. в очерке о нем мне довелось прочитать следующие
справедливые и точные слова: "Теперь уже, пожалуй, можно говорить о
том, что И.И. Дубасов, которому ныне 86 лет, из плеяды деятелей,
счастливо избежавших на своем веку конфликтов с людьми и с самим
собой. Вся жизнь была подчинена делу. И он работал. Да так, что
окружающие удивлялись его неистощимому запасу сил и творческой
энергии".
По воспоминаниям родных, он во время своих поездок из Одинцова в
Москву и обратно сумел одолеть немецкий язык. А потом уже в зрелом
возрасте принялся за изучение английского языка, что позволило ему
читать Диккенса и Теккерея в подлиннике. Он хорошо знал русскую
литературу и священное писание, нередко поправлял священника, если
тот не точно излагал Евангелие.
Из увлечений его отмечают пристрастие к фотографии, которую считал
искусством. Ему доставляло истинное наслаждение получить снимок с
эффектным освещением, делающим его подлинным художественным
произведением.
Он был свободен от дурных людских привычек: не курил и не употреблял
спиртное. Любил пешие прогулки, которые совершал по утрам до начала
работы. Много работал дома и в это время ему никто не мешал, - такой
был в семье заведен порядок. А к вечеру все собирались за круглым
столом и начинался интересный разговор, в котором живейшее участие
принимал и сам Иван Иванович. Все расходились, чтобы заняться каждый
своим делом. По ночам Иван Иванович часто работал: уединенная
обстановка позволяла сосредоточиться и реализовать задуманное.
На работу он зачастую приходил не только со свежими мыслями, но и с
приготовленными за ночь эскизами. Здесь его окружала молодежь и
происходил живейший обмен мнениями. Так во взаимном общении
поднималась молодая поросль. Из ее среды со временем выделились
талантливые мастера: Т. Никитина, М. Майорова, В. Смирнов, И.
Мокроусов, И. Сопронов. Это была школа графиков-гознаковцев, которую
выпестовал и возглавлял Иван Иванович Дубасов, оставив Гознаку в
наследство и в качестве руководства к действию основные принципы
художественного оформления денежных билетов и ценных бумаг.
Имя художника Ивана Ивановича Дубасова, признанного патриарха
денежного дела, вошло в когорту таких замечательных людей России,
прославивших своим трудом и творчеством Гознак и нашу страну, как
ученый-физик Б. Якоби, создатель нового способа печати И. Орлов,
художник-литограф Г. Скамони, граверы П. Ксидиас, А. Троицкий, С.
Аферов. |