Регулирование
и упрочение денежно-кредитной системы -
главная задача Государственного
банка Российской империи. Поддержание
и укрепление курса национальной
валюты были наряду с созданием
банковской системы главнейшей
составляющей этой задачи. Как было
записано в Уставе Государственного
банка 1860 г., он учреждался для “оживления
торговых оборотов и упрочения
денежной кредитной системы”.
Во второй
половине XIX в. в российском денежном
обращении происходили те же процессы,
что и в европейских странах. Основная
линия развития денежной системы
России этого периода - переход от
серебряного монометаллизма к
золотому монометаллизму. Этот переход
совершался постепенно и осложнялся
специфическими для России факторами,
прежде всего хроническим
расстройством денежного обращения.
В
Российской империи до 1897 г.
наибольшие объемы эмиссии денежных
знаков осуществлялись не
Государственным банком, а по
распоряжению министра финансов,
зависящего от распоряжений
правительства. Это приводило к тому,
что эмиссия становилась удобным
способом латания бюджетных дыр. Не
обеспеченные металлическим фондом
бумажные деньги вызывали
инфляционные процессы в денежном
обращении. Биржевой курс бумажного
рубля был всегда ниже курса
серебряного рубля; кроме того, он
постоянно колебался, что вызывало
неудобства в торговых расчетах и
служило искусственным препятствием
нормального развития отечественной
экономики.
Российское
денежное обращение второй половины XIX в.
основывалось на обращении звонкой
монеты и бумажных денег, которые были
“связаны” между собой биржевыми
курсами, а первоначально -
официально введенным паритетом.
Говоря о бумажных деньгах, мы вплоть
до 1897 г. должны говорить о
государственных кредитных билетах.
Кредитные
билеты были учреждены в 1843 г. вместо
ассигнаций, депозитных билетов и
кредитных билетов выпуска 1841 года.
Помимо установления единообразия в
денежной системе страны, кредитные
билеты отражали процесс изменения
эмитента российских бумажных денег.
Им был не эмиссионный банк, а
непосредственно государство в лице
Экспедиции кредитных билетов, а с 1860 г. -
Экспедиции заготовления
государственных бумаг.
По паритету,
введенному в ходе проведения денежной
реформы министра финансов графа Е.Ф. Канкрина,
кредитные рубли обменивались на
серебряные рубли в соотношении 3,5:1.
При этом серебряный рубль считался
основной денежной единицей, а
кредитный билет допускался в качестве
вспомогательного денежного знака.
Расстройство
финансов в результате Крымской войны
вынудило правительство прекратить
размен кредитных рублей на серебряные
рубли. В конце 1861 г. в Министерстве
финансов созрели проекты открытия “свободного
размена” кредитных рублей на
серебряные. Эти меры смогли бы
укрепить вексельный курс и упрочить
кредитную систему Российской империи.
Однако провал реформы “свободного
размена” 1862-1863 гг. привел к
дальнейшему ослаблению вексельного
курса, увеличению внешнего и
внутреннего долга. Кроме того,
наличные деньги стали дефицитом, при
том что товарные цены и налоги были
увеличены.
Чистый
убыток Государственного банка
составил 40 млн. рублей. Несмотря на
то что по уставу 1860 г. он был лишен
эмиссионного права, Государственный
банк оставался наряду с Министерством
финансов, которому был подотчетен,
государственным органом
регулирования денежного обращения
страны. Хотя Экспедиция кредитных
билетов в 1860 г. была слита с
Государственным банком, последний
получал разрешение на эмиссию
кредитных билетов только в отдельных
случаях. Так, Высочайшим повелением от
20 декабря 1863 г. Правлению
Государственного банка было
предоставлено право производить
эмиссии кредитных билетов для
подкрепления касс с условием, что при
первой возможности сумма выпущенных
кредитных билетов будет изыматься из
обращения. Государственному банку
было также разрешено производить
выпуски кредитных билетов под
обеспечения, положенные в разменный
фонд, иными словами, под золото и
серебро.
С 1865 г.
Министерство финансов стало
придерживаться курса на постепенное
восстановление свободного размена на
базе серебряного монометаллизма. С
этой целью проводилось изъятие части
инфляционных кредитных билетов из
денежного обращения. Это изъятие
проводилось как погашением долга
казначейства Государственному банку
путем реализации займов, так и
сокращением учетно-ссудной операции
Государственного банка. Последнее
проводилось с помощью варьирования
процентной политики, в частности,
повышения дисконта до 7,5-8% в 1867 году.
Министр
финансов М.Х. Рейтерн предпринимал
энергичные усилия для возобновления
свободного размена. В качестве одной
из предложенных им мер было
разрешение Государственному банку
принимать звонкую монету по курсу в
целях усиления разменного фонда
кредитных билетов, которое было
получено на основании утвержденного
императором Положения Финансового
комитета 2 июня 1867 года. После
этого для латания бюджетных дыр был
включен денежный печатный станок. В
конце 1867 г. общий итог “временно
выпущенных кредитных билетов”
выразился суммой 57,65 млн. рублей. Во
второй половине 1868 г. было
допечатано еще 3 млн. рублей. Путем
сокращения кредитования и увеличения
внутреннего долга удалось изъять эти
суммы из обращения, и к 1873 г. долг
казначейства Государственному банку
был полностью погашен.
Истинная
цель пуска печатного станка
просматривается в решимости М.Х. Рейтерна
покупать на “свежие” кредитные
билеты золото и серебро на пополнение
разменного фонда для предстоящей
реформы. Это вызвало неудовольствие
даже в стане либералов: представитель
Государственного контроля В.А. Татаринов
считал, что Министерство финансов не
имело права производить
необеспеченные эмиссии на эти цели. Но
М.Х. Рейтерн все же продолжал
пополнять разменный фонд и
придерживаться программы на
восстановление нарицательной цены
кредитного рубля. В последнем
направлении он добился ощутимых
успехов: в 1875 г. за 100 металлических
рублей давали уже 113 кредитных
рублей. Таким образом, 1 кредитный
рубль стоил 88 серебряных копеек.
Пополнению
кладовых казны служил и закон от 10 ноября
1876 г. о взимании таможенных пошлин
золотом. При разнице курсов
серебряного и кредитного рубля это
означало повышение пошлин на 1/3. Такая
протекционистская мера, “вынужденно”
осуществленная при фритредере1 М.Х. Рейтерне,
появилась в проекте в более раннее
время. Она принадлежала известному
экономисту В.К. Гольдману, составителю
записки о таможенных пошлинах.
Последняя предусматривала повышение
таможенных тарифов на импортные
изделия. Она обсуждалась в Особой
комиссии при Министерстве финансов в
1869 г., однако большинство членов
комиссии высказались против
предлагаемой меры. Особенно активным
противником протекционизма и
сторонником идеи свободной торговли
был Управляющий Государственным
банком Е.И. Ламанский, считавший
протекционизм антинаучным учением.
Заручившись
согласием императора, министр
финансов в марте 1877 г. внес в
Комитет финансов представление об
указе о разрешении сделок в звонкой
монете. Рейтерн, используя
укреплявшийся вексельный курс,
предлагал разрешить сделки в золотой
монете. Целью этой меры была
унификация российской денежной
системы с денежными системами
европейских стран. Это стало реакцией
на Межгосударственное соглашение
Парижской конференции 1867 г.,
которое признавало золото в качестве
мировых денег.
В случае
осуществления проекта М.Х. Рейтерна
в России могла бы плавно начаться
денежная реформа, осуществлявшаяся
путем девальвации империала и
введения твердых номинальных цен
золотых и серебряных денег, по которым
они принимались бы во все платежи.
Разрешением сделок с золотой монетой
М.Х. Рейтерн хотел устранить
искусственные препятствия для
перевода иностранного капитала в
Россию, иными словами, создать
благоприятную почву для иностранных
инвестиций в российскую экономику.
Недостаточное
и однобокое развитие российской
экономики, где хлеб составлял
основной продукт экспорта,
хронический бюджетный дефицит,
практическое отсутствие
долгосрочного кредитования тяжелой
промышленности, как и программы
государственного кредитования вообще, -
все это вызывало понижение курса
национальной валюты на европейских
биржах. С целью искусственной
поддержки вексельного курса М.Х. Рейтерн
предложил продать за границу 60 млн.
рублей. Никакой ощутимой пользы эта
мера не принесла - напротив,
напряжение государственного бюджета
возросло, а сама грандиозная операция
обогатила лишь нескольких
посредников-банкиров, получивших
огромные комиссионные в сумме около 2 млн.
рублей. Начались упадок торговли и
банкротства. Крупные капиталисты
возлагали вину на Министерство
финансов, которое искусственно
пыталось поддержать вексельный курс,
что оборачивалось повышением цен на
продукты отечественного производства.
Вследствие
предвоенного положения в России
попытки М.Х. Рейтерна оказались
тщетными. 1 апреля 1877 г.
императору Александру II доложили о
положительном мнении Комитета
финансов относительно проведения
реформы, а 12 апреля 1877 г. началась
война с Турцией. Печатный станок
страны стал использоваться по указу
императора для восполнения дефицита
государственного бюджета военных лет.
Это привело к циркуляции в обращении
большого количества не обеспеченных
металлическим фондом бумажных денег.
Эмиссии периода Русско-турецкой войны
в 1877 г. увеличили бумажную денежную
массу в обращении на 15,3 млн. руб. при
сокращении золотого запаса страны на
123,6 млн. рублей. В целом золотой фонд
в это время мог покрыть лишь 24%
обращавшихся кредитных билетов.
В целях
прекращения эмиссии кредитных
билетов и, следовательно, для
устранения дальнейшего падения их
курса Высочайшим указом от 1 января
1881 г. было приказано “принять меры
для усиления средств
Государственного банка”.
Предполагалось, что последний будет
производить платежи по распоряжению
казначейства, а также кредитовать
промышленные и торговые фирмы империи,
не прибегая к эмиссии кредитных
билетов. Этот поворот в политике
Министерства финансов был связан с
новым главой ведомства - Н.Х. Бунге,
который занял пост министра финансов
в 1881 году.
Видный
российский экономист, профессор,
бывший управляющий Киевской конторой
Государственного банка Н.Х. Бунге
придерживался курса на расширение
государственного кредитования
отечественного производства, в том
числе сельскохозяйственных
производителей. Но главной целью
Государственного банка оставалось
уменьшение количества бумажных денег
в обращении “по мере возможности”.
Были указаны меры по погашению казной
в течение восьми лет обращавшихся
кредитных денег, выпущенных во время
Русско-турецкой войны. Этими мерами
были казенные выплаты
Государственному банку, а также
уничтожение кредитных билетов по мере
их накопления в кассах
Государственного банка. Н.Х. Бунге,
осуждавший скоропалительные решения
М.Х. Рейтерна, считал, что кредитные
билеты следует изымать из обращения
очень осторожно, чтобы не вызвать “стеснение”
денежного рынка. Кроме того, он считал
необходимым изымать кредитные билеты
лишь в том случае, если они могли быть
заменены звонкой монетой. Н.Х. Бунге
считал, что можно допустить хождение
звонкой монеты с лажем2 и официально
разрешить заключение сделок в звонкой
монете (сделки в России заключались в
кредитных рублях) по курсу, в том числе
и платежи в звонкой монете между
казной и частными лицами.
К 1887 г.
министру финансов И.А. Вышнеградскому,
сменившему Н.Х. Бунге, удалось
достичь положения, когда при
накоплении золотого запаса в
значительных объемах шло уничтожение
кредитных билетов. К марту 1885 г.
долг казначейства Государственному
банку за “Балканскую кампанию”
снизился до 330 млн. рублей. Для
окончательной стабилизации денежной
системы страны были необходимы
усиление разменного (металлического)
фонда и упрочение курса кредитного
рубля. С 1887 по 1892 г. было достигнуто
увеличение золотого фонда с 382,0 до 642,2 млн.
руб., а по 1897 г. - до 1095,5 млн.
рублей. Это стало возможным благодаря
бездефицитным государственным
бюджетам, активизации внешней
торговли, положительному сальдо
торгового баланса страны.
Для
укрепления курса кредитных билетов И.А. Вышнеградский,
как и Н.Х. Бунге, считал необходимым
допустить свободный размен кредитных
билетов на звонкую монету по курсу,
для чего предполагал увеличить
разменный фонд. 12 января 1888 г. он
представил на утверждение
Государственному совету план реформы
под названием “О восстановлении
обращения звонкой монеты”. Несколько
ранее, 10 июля 1887 г., император
Александр III подписал указ, по
которому предусматривалось
значительное увеличение разменного
фонда: Государственный банк передавал
в фонд на 40 млн. руб. золота, то есть
доводил его до такого состояния, при
котором появлялась реальная
возможность приступить к реформе и
противодействовать биржевой
спекуляции. На 1 января 1893 г.
золотой запас исчислялся в сумме 581,55 млн.
руб. против 273,75 млн. руб. на 1 января
1888 г. - таким образом, за 5 лет
он увеличился более чем в два раза.
С приходом
в 1892 г. министра финансов С.Ю. Витте
государство приступило к проведению
денежной реформы. Начальными ее
шагами стали мероприятия 1893 года. 8 июня
1893 г. были запрещены сделки с
золотой валютой и усилен надзор за
биржами. Кроме того, Государственный
банк путем покупки на биржах тратт (в
случаях, когда предложение превышало
спрос), с одной стороны, укреплял свои
валютные резервы, с другой -
придерживал дальнейший рост
кредитного рубля. 16 июля 1893 г.
была отменена “свободная чеканка”
серебряной монеты на Санкт-Петербургском
монетном дворе. 1 января 1894 г. С.Ю. Витте
выступил перед императором Николаем II
с докладом, в котором назвал “неустанную
борьбу с вредной спекуляцией” одной
из основных текущих задач
Министерства финансов.
Поскольку
серебро в 1870-1880-е гг. на мировом рынке
было значительно обесценено, министр
финансов С.Ю. Витте избрал золотой
монометаллизм стержнем денежной
реформы. Золото как наиболее
стабильный в цене металл было
признано в европейских странах.
Напротив, цена на серебро, выраженная
через золото, с 1874 г., а в
особенности с 1891 г., была подвержена
существенным колебаниям в пользу
увеличения цены золота. Так, если с 1843
по 1873 г. рацио золота к серебру
составляло 1:15, то в 1894 г. оно упало
до 1:32,6.
В России
переход к золотому монометаллизму
совершался постепенно и с некоторым
запозданием относительно европейских
стран. Вплоть до конца 1885 г. в
денежном обращении законодательно
была закреплена система серебряного
монометаллизма. Золотая монета
допускалась в качестве
вспомогательной, что фактически
ставило ее на одну ступень с медной
монетой. Она имела ограниченную
область употребления с относительной
ценой, определявшейся рацио между
золотом и серебром. Лишь Монетными
правилами от 17 декабря 1885 г. по
инициативе министра финансов И.А. Вышнеградского
золотая монета законодательно была
закреплена в качестве равного
серебряной монете платежного
средства. Она стала обязательной к
приему во все платежи по неизменяемой
нарицательной цене.
Монетными
правилами от 17 декабря 1885 г. была
изменена проба российских золотых
монет. Прежняя (916,66) проба золота,
принятая также в чеканке золотых
английских монет, сменяется на 900-ю
пробу, принятую в Германии и странах
Латинского союза3. Новому империалу
весом в 3 золотника - 2,4 доли
золота 900-й пробы была присвоена цена 10 рублей
серебром вместо прежних 10 руб. 30 коп. -
паритета, установленного еще в период
денежной реформы графа Е.Ф. Канкрина
1839-1843 годов. По золотому содержанию
новый империал почти совпадал с
французской 40-франковой монетой, что
было едва ли случайным в период как
стратегического, так и экономического
сближения России и Франции. Таким
образом, в России почти на десять лет,
с 1886 по 1895 гг., установилась система
золотого и серебряного биметаллизма.
Денежная
реформа С.Ю. Витте, проходившая в
1895-1897 гг., построила денежную
систему России на базе золотого
монометаллизма. Реформа включала в
себя ряд последовательных
мероприятий, проводившихся
постепенно.
С целью
приучить население к золоту с 8 мая
1895 г. были разрешены сделки в
российских золотых монетах по
нарицательной цене с уплатой
гербового сбора. 24 мая 1895 г.
учреждениям Государственного банка
было разрешено покупать золотую
монету по определенному курсу, а
некоторым наиболее крупным
учреждениям - также продавать
золото и производить платежи по тому
же курсу. С 17 июля 1895 г.
Государственный банк приступил к
выпуску “металлических депозитных
квитанций” - депозитных и
сберегательных сертификатов на
срочное хранение в банке золотой
монеты, золота, облигаций займов в
звонкой монете, иностранных разменных
на золото банкнот. 20 июля 1895 г.
было разрешено принимать золотую
монету на текущий счет и во вклады. С 6 ноября
1895 г. золотая монета стала
обязательной к приему во все платежи и
взносы в правительственные
учреждения.
С 1 января 1896 г.
был установлен курс для приема
золотой монеты во все казенные
платежи - 7 руб. 50 коп. за
полуимпериал, до этого оценивавшийся
в 5 рублей 15 копеек серебром. На
основании указа от 29 августа 1897 г.
номинальная стоимость золотых монет
была повышена в полтора раза -
империал стал оцениваться в 15 кредитных
рублей вместо прежних 10 рублей. По
указу от 3 января 1897 г. на
полуимпериалах новой чеканки
обозначался номинал - 7,5 руб., а на
империалах - 15 рублей. Очень
скоро, 14 ноября 1897 г., был издан
новый указ о чеканке и выпуске в
обращение золотых монет достоинством
в 5 и 10 рублей. В результате
проведенной девальвации золотое
содержание рубля было понижено на 33,3%.
Согласно
указам от 3 января и 29 августа 1897 г.
вся денежная эмиссия была
сосредоточена в Государственном
банке, который получил право выпуска
кредитных билетов. С этого года
наступает новый этап деятельности
Государственного банка - этап его
функционирования как эмиссионного
учреждения. Золотое содержание нового
рубля было установлено в 17,424 доли,
или 0,77414832 г чистого золота.
Бумажные деньги свободно
разменивались Государственным банком
на звонкую монету. Прежние “тяжелые”
империалы и полуимпериалы чеканки 1897 г.
были скоро изъяты из обращения.
С 1897 г.
кредитные билеты - а по существу
банкноты - должны были выпускаться
в строго ограниченных объемах для
нужд денежного обращения под золотое
обеспечение. При этом сумма золотого
фонда должна была минимум на 50%
покрывать сумму обращавшихся
кредитных билетов, если последняя
составляла не более 600 млн. рублей.
Если сумма циркулировавших в
обращении кредитных билетов была
больше этой суммы, то их золотое
покрытие должно было быть 100%-ным.
Одновременно
с этим в Государственном банке была
введена новая форма баланса, где счета
эмиссионной операции были слиты со
счетами коммерческих операций.
Металлический фонд - золото и
серебро - был занесен в актив
баланса; кредитные билеты - в пассив
баланса.
7 июня 1899 г.
императором был утвержден Новый
монетный устав. Слив воедино
отдельные законодательные акты по
денежному обращению, он подвел черту в
истории проведения знаменитой
реформы.
Введение
твердой золотой валюты имело для
экономики России большое значение.
Оно упрочило отечественный кредит и
способствовало притоку в Россию
иностранных инвестиций, что дало
мощный поступательный толчок
экономическому развитию. Изменения
прямо коснулись и функций
Государственного банка. Отныне
денежная эмиссия сосредоточилась в
Государственном банке, который
получил монопольное эмиссионное
право банкнот. Как было официально
заявлено, они выпускались “только для
коммерческих операций банка” и имели
платежную силу “наравне с золотой
монетой нового чекана”, на которую
разменивались по паритету 1:1. При этом
кредитные билеты оставались
вспомогательным денежным знаком в
отличие от золотой монеты,
обязательной к приему во все платежи.
Денежная
реформа 1895-1897 гг. упрочила кредит
России и поставила ее в финансовом
отношении в один ряд с другими
великими европейскими державами.
Денежное хозяйство и экономика страны
оставались устойчивыми на протяжении
последующих 17 лет. Значительных
изменений курса рубля и существенных
колебаний товарных цен не было.
Бумажный рубль обеспечивался большим
золотым фондом, формировавшимся за
счет внутренних источников,
зарубежных закупок и международных
займов. К 1897 г. золотой запас
составил 1095,5 млн. руб., а в 1910 г.
достиг 1414,6 млн. рублей. К началу 1914 г.
Государственный банк располагал
золотым запасом в размере 1688 млн.
руб. - по количеству драгоценного
металла в централизованном хранении
страна занимала первое место в мире.
Курсы рубля к ведущим валютам мира
накануне первой мировой войны
определялись как 0,463 руб. за
германскую марку и 0,374 руб. за
французский франк.
Благодаря
золотому запасу денежная система
России выдержала напряженные периоды
Русско-японской войны и революции 1905 года.
Эмиссионное право, основанное на
имеющемся золотом запасе,
Государственный банк полностью не
использовал даже в тяжелом 1905 г.,
когда по установленному лимиту мог
выпустить банкноты еще на 17 млн.
рублей. Действенным средством
ограничения массы наличных денег было
внедрение безналичных расчетов (чеки,
векселя, взаимозачеты).
Перед
началом первой мировой войны указом
от 27 июля 1914 г. был отменен размен
бумажных денег на золото (что было
сделано и во многих других
центральных банках воюющих
государств) и дано разрешение на
крупную денежную эмиссию в размере 300 млн. руб.
сверх золотого запаса. С 1914 г. курс
кредитного рубля, как и курсы бумажных
денег воюющих стран, стал постепенно
падать. С 1 января 1914 г. по 23 октября
1917 г. денежная масса возросла в 10 раз
(с 2430 до 24 437 млн. руб.); в обращении
находилось значительное количество
обесцененных бумажных денежных
знаков. Понятие “керенка” -
кредитный билет времен второго
Временного правительства - стало
нарицательным с точки зрения
обесценения. Дальнейшая стабилизация
денежной системы связана уже с новой
Россией, хотя даже в первые годы
советской власти “царский” рубль
высоко котировался на “черном” рынке.
А. Бугров
1 Фритредерство (от
англ. free trade - свободная торговля) -
течение экономической мысли XIX в.,
представители которого выступали за
невмешательство государства в
экономику и за отмену
протекционистских ограничений. “Свободная
торговля” представлялась
фритредерам основой экономического
роста страны. Фритредерские идеи были
развиты в Англии, Франции, Германии,
России. Однако наиболее полное
воплощение они получили в Англии, где
к 1851 г. были уничтожены почти все
протекционистские ограничения.
2 Лаж - разница
между номинальной ценой монеты и
стоимостью драгоценного металла в
монете.
3 Латинский монетный
союз был заключен в 1865 г. между
Францией, Бельгией, Швейцарией и
Италией, к которым впоследствии
примкнули Греция и Румыния. Договор
устанавливал на всей территории союза
обязательный паритет серебра к золоту
15,5:1 и объявлял в качестве законного
платежного средства как золотую
монету, так и серебряные
пятифранковые монеты.
Материал подготовлен Департаментом
внешних и общественных связей
|