Нижегородские "доллары"
Информация о "частных" денежных знаках фирмы "Алина Герро Аг" (далее
— "АГ") появилась в средствах массовой информации в виде фотографии,
помещенной на страницах двух российских газет1. На ней (см. рис. 1)
молодая улыбающаяся женщина держит развернутые веером выпущенные
этой торговой организацией товарные боны, номиналы которых выражены
в долларах США.
Вот что рассказал об этой эмиссии генеральный директор акционерного
общества "АЛИНА ГЕРРО АГ" г-н Сазонов Лев Юрьевич.
Торговая фирма "АЛИНА ГЕРРО АГ" является совместным
российско-немецким предприятием и занимается розничной торговлей в
Нижнем Новгороде и других регионах России. Торговля осуществляется в
основном зарубежными товарами ведущих европейских производителей.
Штаб-квартира фирмы расположена в Автозаводском районе Нижнего
Новгорода, имеются представительства в Гамбурге и Москве.
Название фирмы отражает смешанный характер акционерного общества:
слово "ГЕРРО" составлено из начальных букв ГЕРмания и РОссия.
"АЛИНА" — женское имя. По словам г-на Сазонова появилось оно потому,
что якобы наличие женского имени в названии фирмы всегда приносит
успех. "К тому же, — добавил он, — Алина — имя супруги одного из
соучредителей фирмы с немецкой стороны". И наконец, "АГ" —
распространенная аббревиатура от немецкого слова Aktiengesellschaft
— акционерное общество.
Название фирмы пишется буквами как русского (АЛИНА ГЕРРО АГ), так и
латинского (ALINA GERRO AG) алфавита.
В 1992 году, имея большой ассортимент высококачественных товаров и
реализуя их на территории России за рубли и СКВ2, фирма довела свой
товарооборот почти до 3 миллионов долларов США. Правление "АГ"
понимало, что дальнейший рост объема продаж фирмы зависел в первую
очередь от увеличения числа ее торговых партнеров. Чтобы умножить их
количество и привлечь клиентов к более тесному сотрудничеству, было
решено использовать колебания (а вернее — падение) курса рубля по
отношению к доллару США3. Реализацию этого решения предполагалось
осуществить путем выпуска "фирменных" денежных знаков — ТОВАРНЫХ
БОНОВ, которые могли бы продаваться торговым клиентам за РУБЛИ и
использоваться для обращения в магазинах розничной торговли фирмы.
Номиналы товарных бонов и цены на товары в магазинах
предусматривалось при этом выражать в ... ДОЛЛАРАХ. При колебаниях
курса рубля последнее обстоятельство обеспечивало неизменность цен
на товары, а следовательно стабильность покупательной способности
бонов. Вот что говорилось по этому поводу в рекламном проспекте
фирмы: "Боны "АГ" выполняют роль тауризатора (средства защиты от
инфляции), так как покупательная способность бона "АГ" определяется
$ США, а его покупательная способность стабильна".4 Что означало:
приобретение товарных бонов за рубли защищает последние от инфляции.
Для большей привлекательности выпускаемых бонов правление фирмы
предусматривало, что они будут ПОЛНОСТЬЮ обеспечиваться всем
имуществом фирмы, как товарами на складах и в магазинах, так и
недвижимостью, машинным парком, оборудованием офисов, складов и
магазинов, а также финансовыми средствами фирмы в банке.
Способность защитить рубли от инфляции и финансовая надежность
товарных бонов должны были создать им популярность среди торговых
клиентов фирмы, способствуя этим увеличению товарооборота и прибылей
А/О "Алина Герро АГ".
Рис. 2. Лицевая сторона бона с
номиналом эквивалентным 5 долларам
США.
Рис. 3. Оборотная сторона бона с
номиналом эквивалентным 5 долларам
США.
Справедливости ради следует отметить, что в результате продажи бонов
фирма "АГ" получала еще как бы БЕСПРОЦЕНТНЫЙ КРЕДИТ в рублях от
своих клиентов на сумму, равную стоимости проданных бонов, что
несомненно способствовало бы повышению финансовых возможностей
фирмы.
Выпуск в обращение товарных бонов намечалось осуществить, начиная с
1993 г., путем продажи их по безналичному расчету за рубли с
определением суммы продаваемых бонов в долларах по официальному
курсу Центрального Банка России (ЦРБ) на момент (плюс пять дней)
оплаты сделки.
Рис. 4. Лицевая сторона бона с номиналом эквивалентным 10 долларам
долларам США.
Предприятия и организации, купившие боны указанным способом, обязаны
были проштемпелевать их своими официальными печатями. Только после
этого боны могли быть выданы сотрудникам этих учреждений и через них
поступить в обращение. Срок действия бонов практически не
ограничивался.
В исполнение принятого правлением фирмы решения, в конце 1992 года,
в Москве по заказу фирмы типографией Гознака товарные боны были
отпечатаны. Всего этих суррогатов денежных знаков с номиналами,
эквивалентными" 5 и 10 долларам США (рис. 2, 3 и 4, 5) было
изготовлено тогда на сумму в два миллиона долларов — по одному
миллиону каждого номинала.
По словам г-на Сазонова, рисунки образцов товарных бонов
разрабатывались художниками типографии Гознака. Стоимость же всей
работы по изготовлению этих денежных знаков составила около 4
миллионов рублей. После выполнения заказа матрицы отпечатанных бонов
были уничтожены в присутствии представителей заказчика.
Несмотря на то, что в начале 1993 г. все уже было подготовлено к
выпуску товарных бонов в обращение, это событие не произошло ни в
1993, ни в последующие (до 1996) годы. Причиной тому, сообщил г-н
Сазонов, послужил запрет Главного управления ЦРБ по Нижегородской
области, мотивированный тем, что "товарные боны являются денежным
суррогатом, а это запрещено законом".
В 1996 году правление фирмы предприняло попытку обойти этот запрет.
Тогда с 13 по 18 мая в Нижнем Новгороде, в здании Главного
ярмарочного дома проводилась международная выставка "Строительство и
архитектура" и фирма "Алина Герро АГ", специализирующаяся на
торговле импортными строительными и отделочными материалами,
разместила там свой стенд с образцам товаров. Возле этого стенда и
раздавались совершенно бесплатно посетителя выставки
проштемпелеванные товарные боны обоих номиналов. Прямоугольные
штампы, проставленные на лицевых сторонах бонов, как это явствует из
содержания надписей на штампах (рис. 6 и 7), превращали эти
фирменный денежные знаки в разрешения на скидку при покупке товаров
в магазинах фирмы.
Скидка предусматривалась в размерах, равных номиналам бонов, на
которых стояли эти штампы. Так на боне достоинством эквивалентным 5
долларам США стоял штамп, изображенный на рис. 6, и владелец такого
бона мог получит скидку в 5 долларов при покупке товаров на сумму в
50 долларов. Аналогично, штамп, изображенный на рис. 7 и
проставленный на боне с достоинством эквивалентным 10 долларам,
давал право владельцу такого бона на скидку в 10 долларов при
покупке товаров в магазине на сумму в 100 долларов. Согласно
надписям на штампах разрешение на скидку действовало лишь до 31 мая
1996 г.
Всего за время работы выставки было роздано 9.00 проштемпелеванных
бонов достоинством в 5 долларов и 500 достоинством в 10 долларов.
По словам г-на Сазонова, проведенная операция с разрешениями на
скидку при покупке оказалась неудачной. В магазины фирмы поступило
лишь около 3% всех розданных проштемпелеванных бонов. Остальные 97%
— остались у посетителей выставки в качестве сувениров. Причиной
этой неудачи видимо следует считать либо слишком малый срок действия
разрешений на скидку, либо довольно большую сумму, на которую
необходимо приобрести товар, чтобы эту скидку получить. Не
исключено, что причиной было и то и другое одновременно.
Остается добавить, что оставшиеся неиспользованными товарные боны
все еще хранятся в офисе фирмы, правление которой продолжает искать
пути их реализации.
Описание товарного бона акционерного общества "Алина Герро АГ" с
номиналом эквивалентным 5 долларам США.
Товарный бон с номиналом, эквивалентным 5 долларам США, отпечатан с
двух сторон на толстой белой бумаге без водяных знаков и не имеет
литер и номеров5. Его размеры — 150 х 70 мм. В рисунке бона
использованы только два цвета: фон выполнен желтой, а тексты, кольца
и картуши — темно-зеленой красками. Печати торговых клиентов фирмы "АГ"
— пока отсутствуют, т. к. товарные боны в обращение еще не
поступали.
Лицевая сторона (рис. 2)
Вся лицевая сторона бона, кроме вертикального купона в его левой
части и двух картушей с текстами внутри них, покрыта желтым фоном с
сеткой в виде белых пунктирных кружков, соединенных друг с другом
белыми пунктирными линиями. На белом, шириной 35 мм купоне в
фигурной рамке из желтых волнистых линий помещен текст в 8 строк:
"товарный бон обязателен к приему во всех фирменных магазинах ALINA
GERRO AG". Под рамкой — дата: " 1993". В центре закрашенной части
бона размещена большая цифра "5" с дугообразной надписью по ней:
"ТОВАРНЫЙ БОН". Над цифрой "5" расположен изогнутый картуш из
темно-зеленых волнистых линий с текстом внутри него: "ALINA GERRO AG",
а под цифрой — также картуш с текстом в две строки: "Предъявитель
настоящего товарного бона может получить в любом , фирменном
магазине ALINA GERRO AG товар на сумму 5 долларов США".» Справа и
слева от верхнего картуша изображены пунктирные кольца с цифрами "5"
внутри них.
Оборотная сторона бона (рис. 3)
Белый вертикальный купон на оборотной стороне бона расположен
справа, а остальная часть ее покрыта желтым фоном с сеткой,
аналогичной сетке лицевой стороны. Отличие состоит в большой
фигурной рамке из белых лучей, размещенной в центре покрытой фоном
части бона. В этой рамке желтыми буквами на бледно-желтом фоне
нанесена под углом 45° трудночитаемая надпись в пять строк:
"ТОВАРНЫЙ БОН ALINA GERRO AG". Здесь же. Поверх надписи,
темно-зелеными буквами разной высоты отпечатано: "ALINA GERRO AG" и
помещен темно-зеленый овал с белой рамкой и короной над ним. Внутри
овала — белые буквы "AG". В верхней части закрашенного участка бона
справа и слева от большой фигурной рамки размещаются пунктирные
кольца, внутри которых имеются надписи в три строки: "ALINA GERRO AG".
Под кольцами помещены надписи: слева в две строки — "Генеральный
директор" и подпись под ней (Л. Сазонов), справа — "Гл. бухгалтер" и
подпись под ней (Н. Кузовкова).
Описание товарного бона акционерного общества "Алина Герро АГ" с
номиналом эквивалентным 10 долларам США.
Тексты и большая часть рисунков товарного бона с номиналом
эквивалентным 10 долларам США выполнены темно-синей, а фон — синей
красками.
В остальном этот бон по своему оформлению полностью идентичен бону с
номиналом эквивалентным 5 долларам США, за исключением обозначений
номиналов, как цифрами ("10"), так и прописью ("десять").
Примечания:
1. "Рабочая трибуна", М., 1993 г., 8 октября, № 182 (844), стр. 3;
"Россия", М., 1994 г, 23 — 29 марта, № 11(173), с. 3.
2. В 1992 г. на территории Российской Федерации разрешалась торговля
за СКВ.
3. В первом полугодии 1992 г. курс рубля поднялся с 230 до 130
рублей за доллар США, а затем непрерывно падал, достигнув 417 рублей
в конце декабря. В 1993 году падение курса рубля продолжалось и в
конце марта его курс составил уже 690 рублей за один доллар.
4. Рекламный проспект фирмы "Что такое товарный бон А/О "Алина Герро
АГ".
5. По словам г-на Сазонова при заключении договора на изготовление
товарных бонов типография Гознака предлагала проставить на них
номера. Однако, предложение не было принято, так как это удорожало
изготовление бонов.
Коллекционер, 1997(33), С.308-312 |