Аннотация: В статье, основанной на архивных
материалах, рассматривается подготовка к выпуску в обращение на
Китайско-Восточной железной дороге специальных денежных знаков — бон
Русско-Азиатского банка. Автор показывает, как в условиях кризиса
денежного обращения, охватившего Россию в годы Первой мировой войны,
местные власти пытались найти выход из тяжелого экономического
положения. На рубеже 1917–1918 гг. управление железной дороги и
Русско-Азиатский банк провели в Пекине и Харбине ряд деловых
совещаний, в ходе работы которых были выработаны принципы и масштабы
эмиссии. Появившись в обращении в конце 1918 г., денежные знаки были
снабжены подписями председателя правления Русско-Азиатского банка А.
И. Путилова и управляющего КВЖД генерала Д. Л. Хорвата. Боны
Русско-Азиатского банка, получившие широкое распространение не
только в полосе отчуждения железной дороги, но и городах Маньчжурии,
активно принимались населением, получив наименование «хорватовских».
Курс на них был установлен рынком почти тождественный с высоко
ценившимися населением царскими денежными знаками. В ситуации
финансового хаоса, охватившего Сибирь и Дальний Восток России, этот
шаг способствовал более или менее планомерному
функционированию железной дороги. К середине 1920 г.
Русско-Азиатский банк и КВЖД перестали использовать боны как
платежное средство. Их эмиссия в 1918–1919 гг. позволила содержать
весь аппарат Русско-Азиатского банка в Харбине. При этом банк сумел
сберечь валютную наличность в чрезвычайных условиях Гражданской
войны в России.
Ключевые слова: Китайско-Восточная железная дорога, Харбин,
Русско-Азиатский банк, эмиссия
бон, Гражданская война, А. И. Путилов, Д. Л. Хорват.
Сведения об авторе: Ходяков М. В. — доктор исторических наук,
профессор, Санкт-Петербургский
государственный университет (Санкт-Петербург, Россия); m.khodyakov@spbu.ru
|