1. Справочная информация:
1.1. Содержание раздела: Русско-Азиатский Банк
— Китайская Восточная
Железная Дорога.
1.2. Справка: Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД; до
1917 года — Маньчжурская дорога, с августа 1945 года — Китайская
Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) —
железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и
соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена в
1897—1903 годах как южная ветка Транссибирской магистрали. КВЖД
принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными.
Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской
империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного
присутствия на берегах Жёлтого моря на фоне экспансии Японии в Корее
и Китае. Строительство КВЖД и намерения Японии захватить Внутреннюю
Маньчжурию явились одной из главных причин войны с Японией.
22 октября 1928 года из Китая были высланы все советские служащие
КВЖД.
12 октября — 22 декабря 1929 года — разразились боевые действия
между Китаем и СССР.
23 марта 1935 года СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже
КВЖД. Было согласовано, что в денежном выражении Маньчжоу-Го уплатит
⅓ суммы, оставшиеся ⅔ суммы будут погашены в течение трёх лет
поставками японских и маньчжурских фирм по заказам СССР в Японии.
После подписания сделки Маньчжоу-Го немедленно внесла 23,3 млн иен.
14 августа 1945 был заключён Советско-китайский договор о дружбе и
союзе. После Маньчжурской операции 1945 года дорога перешла в
совместное советско-китайское управление (как Китайская Чанчуньская
железная дорога)
14 февраля 1950 был заключён Договор о дружбе, союзе и взаимной
помощи между СССР и КНР, предусматривающий передачу железной дороги
Китаю после вступления в силу мирного договора Китая с Японией
(заключённого КНР только в 1978 году), но не позднее 1952 года.
31 декабря 1952 было подписано соглашение о безвозмездной передаче
КВЖД Китаю. В 1953 году процесс передачи дороги КНР был завершён. Материал из Википедии — свободной
энциклопедии (CC BY-SA)
Генерал Хорват во Владивостоке. 1918
Хорват Дмитрий Леонидович — русский генерал-лейтенант сербского
происхождения, инженер-путеец по образованию, в разные годы
руководил различными участками железных дорог Российской империи,
один из лидеров Белого движения на Дальнем Востоке.
В ноябре 1902 года получил предложение занять пост управляющего
строившейся тогда Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). С 1903
года — руководитель строительства, затем вплоть до 27 апреля 1918
года — управляющий КВЖД. Одновременно состоял в распоряжении
Министра финансов (как главы ведомства, в ведении которого
находилась КВЖД). Произведён в чин генерал-майора (производство
1904; старшинство 26 ноября 1906 года; за отличие), затем в чин
генерал-лейтенанта (производство 6 декабря 1911 года; старшинство 26
ноября 1912 года; за отличие). После Февральской революции 1917 года
— комиссар Временного правительства на КВЖД.
29 ноября (12 декабря) 1917 года Харбинский совет рабочих и
солдатских депутатов распустил все организации и объявил себя
единственным органом власти на КВЖД, а 4 (17) декабря отстранил
генерала Хорвата от управления дорогой и назначил комиссаром дороги
Б. А. Славина. 13 (26) декабря 1917 года в Харбин по просьбе Хорвата
вступили китайские войска под командованием Чжан Цзолиня и
распустили Харбинский совет. После этого в полосе отчуждения КВЖД
по-прежнему царил полный порядок, жизнь каждому была обеспечена, и
все жили в сытости и в спокойствии. Люди верили, что, пока там будет
Хорват, все будут защищены от всяких бед и напастей. Полоса
отчуждения получила тогда наименование «счастливой, благословенной
Хорватии».
Д. Л. Хорват долго не соглашался на общие уговоры принять на себя
тяжкое бремя несения полномочий верховной власти, но в конце концов
решился и 10 июля 1918 года объявил себя Временным Верховным
Правителем впредь до тех пор, пока не будет восстановлена русская
национальная верховная государственная власть. В этом звании он
оставался до 13 сентября 1918 года, когда после долгих и тяжёлых
переговоров признал Временное Сибирское правительство, а затем
Директорию. Сложив с себя звание Временного Верховного Правителя, он
стал Верховным Уполномоченным на Дальнем Востоке, с подчинением всех
войск и военных флотилий, находившихся в регионе. На этом посту он
продолжал оставаться и после прихода к власти адмирала Колчака. 31
августа 1919 года с назначением генерала Розанова Начальником
Приамурского края генерал Хорват возвратился из Владивостока в
Харбин. Там он оставался во главе управления полосы отчуждения
железной дороги, вплоть до появления «ноты Карахана». После «ноты
Карахана», в которой большевики безвозмездно отказывались от каких
бы то ни было русских прав на КВЖД, Хорват совершенно отошёл от дел
дороги и уехал в 1920 году в Пекин. Занимался политической и
общественной деятельностью. С 1921 по 1924 год — советник общества
КВЖД в Пекине. С 1924 года — председатель отдела Русского
общевоинского союза (РОВС) в Китае. Материал из Википедии — свободной
энциклопедии (CC BY-SA) |
3.
Литература:3.1.
Кардаков Н.И. Katalog der
Geldscheine von Russland und Baltischen Staaten 1769-1950. Каталог
денежных знаков и России и Балтийских стран 1769 – 1950. N.
Kardakoff, Berlin 1951 г.
3.3. Кузнецов А.Ю., Парамонов О.В. Бумажные
деньги Русского Китая. 2023 г. {Шифр в каталоге —
"К-П"}
3.4. Истомин М.И. Денежные знаки "Русского Китая"
Издательство Иванченко И.С., Харьков 2014 г
3.5. Standard Catalog of World Paper Money,
Specialized Issues. Krause Publications; Twelfth Edition (12) (18.
Dezember 2013)
3.6. Погребецкий А. И. Денежное обращение и
денежные знаки Дальнего Востока за период войны и революции
(1914—1924). — Харбин : О-во изучения Маньчжур. края ; Чита ;
Дальневост.-Сибир. о-во «Книж. дело», 1924. — X, 419 с.
|