16 апреля 1921 года было подписано соглашение
Социалистических Советских Республик Азербайджана, Армении, Грузии и
РСФСР "Об объединении железных дорог", в котором указано - "п.1 Все
эксплуатируемые железные дороги, проходящие в пределах советских
социалистических республик - Азербайджана, Грузии и Армении,
объединяются в одну сеть железных дорог Закавказья." Инициатором
создания Закавказских железных дорог выступили Ревкомы Грузии и
Армении. Согласно этому соглашению устраивается единое
Управление Закавказских железных дорог с центром местонахождения в
г.Тифлисе. Само Управление Закавказских дорог входит в состав
Кавказского округа путей сообщения и подчиняется ему на общих
основаниях. Позднее, 16 декабря 1921 г, после вхождения в состав
Советской Социалистической Республики Грузии Советской
Социалистической Республики Абхазии, в состав объединенных дорог
вошли абхазские дороги, находясь в подчинении грузинских дорог. В
конце 1922 г, после приезда в Тифлис т. Дзержинского, на тот момент
наркома НКПС РСФСР, Закавказская ж.д. была выведена из состава
Кавказского округа и подчинена непосредственно НКПС РСФСР.
Первым начальником Зак. ж.д., и одновременно комиссаром, был
единогласно назначен Миронов, который пробыл на этой должности до
конца 1921 г. В конце года ВрИД начальника дорог, а впоследствии
утвержден начальником дорог, был назначен один из заместителей
Миронова - С.А. Ледер, который пробыл на этой должности до начала
1923 г. Следующим начальником дорог был назначен Поздеев.
18 мая 1921 г было организовано Продовольственное бюро желдорог
Закавкасских республик - закпродбюро, единственный заготовительный и
распределительный орган для желдорог. В состав коллегии закпродбюро
вошли: председатель Птица, секретарь Нуцубидзе, члены Кузнецов,
Ахонжанов, Лапаев. Вероятней всего именно с этого момента можно
считать начало разработки расчетных знаков Закавкасских жд для
расплаты за предметы коллективного снабжения.
Описание расчетных знаков по вариантам клише. На
данный момент мной обнаружены следующие варианты клише оформления
расчетных знаков коллективного снабжения Управления Закавкасских
железных дорог С.С.Р. Закавказья. 1. Варианты
клише подписей на аверсе - 3 вида (фото 1). На знаках 5 000, 10 000,
25 000 рублей встречаются варианты 1 и 2. На знаке 50 000 рублей
встречаются вариант 2 и 3. на знаке 100 000 рублей только вариант 2.
фото 1.
Разновидности клише по букве "Я" в написании номинала, "Я" большая и
"Я" малая.
фото 2.
фото 3.
фото 4.
фото 5.
фото 6.Клише в единственном варианте.
2. Вариантов клише подписей на реверсе насчитывается 8 видов (фото 7
и 8). Все варианты известных на всех знаках, за исключением варианта
6 на знаке 25 000 рублей и варианта 4 на знаке 50 000 руб, они не
обнаружены.
фото 7. |
фото 8. |
|
|
Кроме этого текст на реверсе имеет разные размеры
(фото 9) и различные ошибки и помарки в наборе текста - вариант 3 -
характерные точки в конце текста, вариант 6 - вторая строка, в слове
"счет" вместо "е" стоит "с", такая же опечатка 4 строка слово "местах",
вариант 8 - наиболее продуктивный в плане ошибок - 3 строка вместо
"п" стоит "и" - "расИлаты", "Иредметы", 5 строка - "н" и "и"
переставлены местами "снабжеИНя". фото 9
Варианты сочетания видов клише аверс-реверс выглядят следующим
образом. 5 000 рублей - аверс 1 - реверс 1, 2, 3,
5, 6, 7, 8; аверс 2 - реверс 2, 3, 4, 5, 7, 8. 10
000 рублей - аверс 1 - реверс 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8; аверс 2 - реверс
1, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 25 000 рублей - аверс 1 -
реверс 1, 2, 3, 5, 8; аверс 2 - реверс 1, 3, 4, 5, 7, 8.
50 000 рублей - аверс 3 - реверс 3, 5, 7, 8; аверс 2 - реверс 1, 2,
3, 5, 6. 100 000 рублей - аверс 2 - реверс 1, 2,
3, 4, 5, 6, 7, 8. |