Главное в машине – человек 
			 
			 
			В результате модернизации счетно-сортировальной машины «Барс 5600М» 
			возросла надежность, еще более повысилось качество распознавания 
			образов 
			 
			  
			 
			Модернизированная счетно-сортировальная машина «Барс 5600М» успешно 
			прошла испытания перед внедрением ее в условия реального 
			производства. О новых качествах модернизированной машины «Водяному 
			знаку» рассказал начальник Управления приборостроения ФГУП «Гознак» 
			Юрий Сиваков. 
			 
			– В результате модернизации счетно-сортировальной машины «Барс 
			5600М» еще более возросло качество распознавания образов, хотя это 
			свойство всегда было сильной стороной ССМ «Барс». Другая цель 
			модернизации – повысить надежность работы машины – также достигнута.
			 
			 
			В самом ближайшем будущем машины будут поставлены заказчику – в 
			учреждения Банка России.  
			 
			Сканер модернизированного «Барса» стал цветным, у него увеличилось 
			разрешение. Соответственно, качество сортировки, в том числе по 
			ветхости, выросло. Обеспечены двадцать уровней сортировки по 
			ветхости вместо семи, которые были ранее.  
			 
			Вторая часть проделанной работы касается надежности этой машины. Был 
			внедрен ряд технических нововведений и решений, конструктивно 
			заменены некоторые узлы. Требуемый уровень надежности машины был 
			подтвержден в процессе опытной эксплуатации. По ряду критериев мы 
			даже превзошли нормативные цифры.  
			 
			– Откуда берутся «контрольные цифры»? Это лучшие показатели 
			зарубежных аналогов?  
			 
			– Поскольку наша сфера применения является достаточно закрытой, то 
			получить показатели зарубежных машин достаточно проблематично. 
			Поэтому в своих расчетах мы исходили из требований Банка России, 
			улучшая показатели уже эксплуатируемых машин «Барс 5200» и «Барс 
			5600» с тем, чтобы усовершенстовать модель.  
			 
			В результате надежность модернизированного «Барса» выше, чем у его 
			предшественников.  
			 
			– Для чего нужны 13 новых уровней сортировки банкнот в 
			модернизированной машине?  
			 
			– Это позволяет существенно улучшить качество сортировки по 
			ветхости. Ведь банкнота стоит денег, и уничтожать годные банкноты не 
			стоит. С другой стороны, выпустить изношенную банкноту, «тряпочку», 
			в обращение – тоже плохо.  
			 
			– Скотч, которым население обожает подклеивать банкноты, всегда был 
			самым сложным пунктом для распознавания всех моделей 
			счетно-сортировальных машин. Каким образом справляется с банкнотами, 
			подклеенными скотчем, модернизированный «Барс»?  
			 
			– Решения по скотчу принимаются новой машиной комплексно. 
			Конструкция новых цветных сканеров с высоким разрешением позволяет 
			не только улучшить качество распознавания образов банкнот, но и 
			выявлять скотч. Кроме того, машина оборудована ультразвуковым 
			датчиком, предназначенным для решения этой задачи. В результате 
			возможности по распознаванию скотча у модернизированной машины 
			сейчас значительно выше, чем были раньше. Стоит заметить, что люди 
			напрасно стараются, чтобы вырезать полоску клейкой ленты потоньше, – 
			банкнота, независимо от количества скотча, остается 
			платежеспособной, но приобретает категорию «ветхая». Для машины – 
			чем шире полоса скотча, тем легче его обнаруживать.  
			 
			– Сократилось ли количество людей, обслуживающих одну 
			модернизированную машину?  
			 
			– Количество персонала осталось прежним – один оператор, эксперты и 
			контролер. По-прежнему один техник может обслуживать семь-десять 
			машин. В части функционирования машины не произошло принципиальных 
			технологических изменений. Впрочем, здесь для дальнейшей разработки 
			осталась одна перспективная тема, которая позволит повысить 
			производительность труда всего комплекса счетно-сортировальных машин 
			приблизительно на 10%. Пока это техническое решение находится в 
			стадии апробации.  
			 
			– Достаточно ли гибко ведут себя «Барсы» в случае модернизации 
			банкнотного ряда?  
			 
			– То преимущество гибкости, которое было присуще всем модификациям 
			«Барсов», сохраняется и в модернизированной модели на столь же 
			высоком уровне.  
			 
			– Хотелось бы разработчикам приборов как-то усовершенствовать 
			банкноты, чтобы их легче было обрабатывать?  
			 
			– В центре всей индустрии производства денег и их обработки – именно 
			банкнота. И какие банкноты выпускаются по заказу Банка России – с 
			учетом задачи обеспечить гражданам безопасность наличного денежного 
			обращения, – такие мы и должны распознавать и обрабатывать. 
			Защищенность банкноты – это первично. Конструкторы должны 
			подстраиваться под те банкноты, которые у нас есть, и у них это 
			неплохо получается.  
			 
			– А если вдруг Россия, например, перейдет на пластиковые банкноты, 
			смогут ли приспособиться к пластику наши счетно-сортировальные 
			машины?  
			 
			– Скорее всего, все производители ССМ достаточно быстро смогут 
			приспособиться к переходу на другой вид банкнот. Но цена вопроса 
			такого перехода остается открытой.  
			 
			В области счетно-сортировальных машин на данном этапе существования 
			наличного денежного обращения все принципиальные открытия и прорывы 
			уже совершены. Современникам пока остается сложная, рутинная 
			ежедневная работа для небольших постоянных улучшений как в части 
			качества работы машин, так и в части надежности.  
			 
			– Что является самым трудным для машины при распознавании банкноты?
			 
			 
			– В конечном итоге качество работы машины определяется квалификацией 
			тех людей, которые стоят за техническими решениями. Поэтому самое 
			трудное – отыскать нужных специалистов и организовать их работу так, 
			чтобы получилось конкурентоспособное решение. 
			 
			Елена КИСЕЛЕВА 
			   |