| 
			ПЕРВЫЕ РУССКИЕ АССИГНАЦИИ И КРЕДИТНЫЕ БИЛЕТЫ
			Попытка ввести России обращение бумажных денег в царствование 
			Императрицы Елизаветы Петровны не удалась по вине Сената, который 
			признал, что "бумажные деньги есть дело непривычное на Руси, и что 
			они прямо вредны и убыточны для казны, так как - бумага не 
			представляет цены и введение их в обращение опасно из-за 
			недовольства и могущих возникнуть толков в народе". Только при Петре 
			111, 25 мая 1762 г. был подписан Указ об учреждении Государственного 
			Банка, для выпуска в обращение на 50 миллионов бумажных денег, 
			номиналами в 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей, Столь крупные купюры 
			для того времени показывают, что это не было заботой о народе. 
			Бумажные деньги по указу имп. Петра III выпустить не успели, т.к. 
			имп. Петр III был вскоре убит, и только его жена Имп. Екатерина II 
			через 7 ½ лет восстановила, с небольшими изменениями, Указ о выпуске 
			ассигнаций. 
 Манифестом Импер. Екатерины II, от 29.XII 1768 г., был основал "Променный 
			Банк", переименованный позднее в "Ассигнационный Банк", который по 
			манифесту 1, 11.1760 г. выпустил одновременно в своих двух 
			отделениях – С. Петербургском и Московском первые ассигнации 
			номиналом в 25, 50, 75 и 100 рублей, в двух вариантах - по месту 
			выпуска. При обнаружении подделок 75-тирублевых (из 25-тирублевых), 
			таковые были прекращены печатание уже в 1770 г. и объявлены 
			недействительными. Изъятые из обращения ассигнации в 75 руб. 
			обменивались без разбора, как подлинные, так и фальшивые. Общая 
			сумма обмененных достигла 5 миллионов 600 тысяч рублей. Хотя выпуск 
			по манифесту 1769 г. и объяснялся "облегчением при торговых расчетах 
			и удобством, пересылки", что было отчасти верным, на самом же деле 
			это был "вынужденный кредит" главным обр. для ведения Турецкой 
			войны, начавшейся в 1768 году, и требовавшей громадных средств. За 
			время 1769 - 1785 г.г. было выпущено на 45 миллионов рублей.
 
 Начиная с 1780 г. печатались еще две мелкие купюры: 5 и 10 рублей, а 
			в 1802 и .1803 г.г. не печатались ассигнации в 25 руб. и с 1819 г. 
			по 1840 г. печатались и были в обращении ассигнации номиналами в 200 
			руб.
 
 Ассигнации не были «полноценными», т.е. не обеспечивались полностью 
			серебром, т.к. по мере постоянно увеличивающихся выпусков, теряли 
			свою "внутреннюю стоимость".
 
 К концу царствования Екатерины II, т.е. приблизительно за 30 лет, 
			биржевая цена, ассигнационного рубля была равна 68 l/3 коп 
			серебряного рубля но казна принимала ассигнации полным рублем. При 
			Императоре Павле I, манифестом 1810 г. устанавливалась основная 
			монетная единица - серебряный рубль, весом в 4 золотника и 21 доли 
			чистого серебра. Ассигнации же оставались только как вспомогательное 
			средство. С того времени все сделки производились на серебряный 
			рубль, а для ассигнации устанавливался на год вперед "постоянный 
			курс", обязательный для расчетов с казной; с 1812 года был введен 
			принудительный курс на ассигнации, стоимость которых определялась в 
			3 рубля за серебряный рубль, т, е. ассигнации уже упали до 33 1/3 
			коп. Получалось два курса - принудительный и биржевой при наличных 
			расчетах. Частичное изъятие ассигнаций не подняло их внутренней 
			стоимости и звонкая монета ходила с очень высоким лажем. Все это 
			вносило массу затруднений при рассчетах, и потому в народе 
			выработался новый, условный курс - 1 руб. ассигнациями разнялся 25 
			копеек на серебро. Фактически курс зависел еще от местности и 
			величины монеты - крупные с одним лажем, мелкие с другим, менее 
			высоким.
 
 Ассигнации печатались самым примитивным типографским способом, но во 
			избежание подделок - шрифты и тройная нумерация были особого типа, 
			нигде в то время не применявшиеся. Также для каждого номинала была 
			изготовлена специальная бумага — для . 5—ти рублевых синяя, для 
			10-ти рублевых – красно-розовая, для 25 и 60 руб. и для 100 руб. - 
			белая, также и для 200 руб., но последние имели на оборотной стороне 
			мелкую сетку. Ассигнации имели водяные рисунки: по углам гербы 
			царств - московского, астраханского, казанского и сибирского, а по 
			краям тексты: «гдрственая казна" или с 1818 года "государственная 
			/банковая/, рублей/ действует к ползе онаго. Новый тип ассигнации с 
			1812 г. имел уже другой текст водяных знаков: "государственная 
			/банковая/, рублей/ ассигнация", Гербы по углам уже отсутствуют, 
			зато в средине знака имеются водяные изображения цифр года и 
			номинала.
 
 Все же ассигнации отлично подделывались французами, которые в 
			Отечественную войну 1812 г. привезли с собой, помимо пушек, еще 
			ассигнации на сумму около 45 миллионов рублей, печатанных по русским 
			образцам, Подделки были хорошо исполнены, правда на некоторых 
			ассигнация встречались ошибки "государственны:!" и "холячей", вместо 
			"государственный к "ходячею". Довольно хорошо подделывались и два 
			выдавленных овала над текстом - левый с изображением орла с гербом 
			на груди, сидящем на пушке и сверху овальный текст "покоить и 
			обороняет". В правом овале - дракон в бушующем море, за ним скала и 
			сверху текст "невредина". На каждой из сторон ассигнации было по две 
			подписи чиновников государственного банка. На французских фальшивках 
			- подписи были печатные - факсимиле, изображавшие 2 разных варианта: 
			рукописные подписи. В то время, - никто не обращал на это внимания, 
			но с течением времени подлинные рукописные подписи чернилами выцвели 
			и получили бурый цвет, тогда как на подделках получивших в 
			последствии название «наполеоновок», типографские подписи остались 
			чернилами.
 
 Номиналы сторублевые, начиная с 1769 г. и двухсотрублевые с 1819 
			имели на оборотной стороне тонкую черную сетку по всему знаку, а 
			низшие номиналы имели только продолговатый четырехугольник из черной 
			сетки со светлыми цифрами - обозначение номинала. Все же фальшивые 
			ассигнации существовали, главным образом в 25 и 50 руб., как 
			наиболее легко подделывались. B 1823 г. были пробные ассигнации в 20 
			руб., позднее же печатавшиеся. В 1840 г. были выпущены Билеты 
			Государственного Коммерческого Банка: 5 Руб. с зелеными виньетками 
			на светло-зеленом фоне, остальные номиналы белые, но 5 руб. с синей 
			рамкой, 10 руб. с красной рамкой, 25 и 50 руб. с черной рамкой на 
			лицевых сторонах. Водяной рисунок "депозитный /билет/ Li 18 40 руб. 
			" и в 1841 г. - 100 руб. с многоцветной рамкой на лицевой стороне и 
			фиолетовой на оборотной. 50 рублей 1840 г. и 100 руб. 184.1 г. 
			коммерческого Банка считаются редчайшими знаками. Порядок выпуска 
			Депозитных билетов коммерческого Банка был такой: 20.XII.1839 г. - 5 
			и 25 руб., 2 7.11.1840 г. - 3 руб., 3.711.1840 г. - 10 руб. 
			10.1:1840 г. - 50 руб. и 18.У1.1841 г. - 100 рублей.
 
 В 1841 г. помимо ассигнаций, был выпущен еще "Кредитный билет 
			Сохранных Казен и Государственнаго Заемнаго Банка" в 50 руб., без 
			водяного рисунка. На билете 3 виньетки серого цвета, текст черный, 
			Билет оригинален в том, что на оборотной стороне, при перечислении 
			пунктов - пункт 6-ой обозначен, как 7~ой. По этому типу 1841 г. 
			печатались все последующие купюры в 50 руб. вплоть до 1876 г. 
			включительно, но на них пункт 6-ой уже не имеет 7.
 
 1843 г, был последним для ассигнаций, которые больше не печатались, 
			уступив место кредитный билетам. В 1876 г. был выпущен кредитный 
			билет в 25 рублей особого рисунка. Этот тип в дальнейшем не 
			применялся.
 
 В 1843 т. произведен выпуск целой серии номиналов кредитных билетов. 
			Они печатались уже без сотки на оборотной стороне, взамен которой 
			были тексты, повторяющиеся три раза разными шрифтами и в четырех 
			местах. Кроме того, каждый номинал получил на лицевой стороне свою 
			основную, отличительную окраску: 1 рубль - желтую, 3 рубля - 
			зеленую, 5 рублей - синею, 10 руб. - красную, 25 сиреневую, 50 
			рублей - серую и 100 руб. - радужную, Эти цвета применялись вплоть 
			до падения Империи, и в последствии, уже при большевиках, 
			возродились во всех номиналах, подражая купюрам царского времени. 
			Только советские "червонцы" были все белого цвета, но, в 1922 г, они 
			имели цветные розетки с левой стороны знака.
 
 Начиная с 1898 г. способ печатания кредитных билетов в России 
			производился по способу мастера Орлова и много лет был секретом. 
			Этот простой способ, при котором цветные линии фона переходили из 
			одного тона в другой, не сливаясь в цвете, не расходясь и не 
			прерываясь. Интересно, что предложение Орловым своего изобретения 
			Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, было отклонено, 
			почему Орлов свое изобретено продал в Англию, и только тогда Русское 
			правительство заинтересовалось этим способом и купило патент Орлова 
			в Англии, конечно переплатив за него во много раз. В Англии 
			печатание по способу Орлова было известно под названием 'Orlow-Druck", 
			но секрет печатания был раскрыт только лет через двадцать.
 
 Раз мне пришлось демонстрировать в Reichsdruckerei в Берлине русские 
			кредитки царского времени, и они вызывали восторг у мастеров этого 
			дела. Знали там и о способе Орлова. Там же мне подтвердили, что у 
			них же печатались оккупационные карбованцы, времен Гитлера, но 
			образцов их не осталось, т.к. во время войны Reichsdruckerei была 
			разрушена бомбами. Погибли и все архивы и потому не осталось никаких 
			образцов, даже своих денежных знаков. Об этом надо пожалеть, так как 
			там были пробные для Украины, которые не были выпущены, и потому 
			остались никому теперь неизвестными.
 
 Н. Кардаков
 
 |