История
денежного обращения в Северной
области, образованной в августе 1918 г.
после высадки в Архангельске англо-американского
экспедиционного корпуса, является
малоисследованной. За короткий
период было осуществлено несколько
эмиссий, продукция которых заняла
свое место в денежном обращении
региона, обособленного в силу
политических обстоятельств от
территории центральной России.
Образцы северных денег хорошо
известны и каталогизированы1. Совсем
иную картину представляет собой
исследование процесса денежного
обращения. В1994 г. И.С. Шиканова на
Всероссийской нумизматической
конференции в Эрмитаже заявила о
разработке этого вопроса. К
сожалению, нам неизвестно, получила
ли эта заявка продолжение в научных
публикациях по теме.
В
1995 г. архангельским историком Е.И.
Овсянкиным была выпущена обзорная
работа «Денежные знаки Северной
России 1918 — 1923 гг.», базирующаяся на
материалах Государственного архива
Архангельской области, каталогов и
коллекций. Задача исследования —
составление краткой истории
денежного обращения в Северной
области в годы гражданской войны —
была успешно решена автором. Сходная
по фактическому объему статья Р.
Николаева «Северная Россия. Из
истории временных денег»4 была
опубликована в газете «Всемирный
коллекционер». На очереди стало
детальное изучение различных
аспектов денежного обращения в
регионе в указанный период.
В
1997 г. в тезисах Всероссийской
нумизматической конференции нами
опубликован документ из архива
американского посла Д. Френсиса,
касающийся денежного обращения в
Северной области осенью 1918 г. и
вызвавший дискуссию среди
участников форума относительно
времени вхождения в обращение так
называемых английских «северных
рублей»5. Решению этой задачи и
посвящена статья. В качестве
источников нами использованы
документы Дипломатического архива
МИД Франции — донесения из
Архангельска посла Французской
Республики Жозефа Нуланса о
подготовке и начале обращения «северных
рублей» английского производства.
Автора донесений следует признать
компетентным экспертом в вопросах
денежного обращения и эмиссии: до
своего назначения послом, он занимал
пост министра финансов в
правительстве Франции. Кроме
донесений в делах имеются ответы
различных должностных лиц из МИДа и
правительства Франции, что позволяет
установить обратную связь и
разрешить вопрос об отношении других
членов Антанты к английской эмиссии
в Архангельске.
Подборка
по денежному обращению состоит из
трех десятков документов,
датированных сентябрем—декабрем 1918
г. Уже 6 августа, спустя три дня после
высадки союзных войск в Архангельске,
консул Франции Эйбер телеграфирует в
МИД о просьбе управляющего финансами
нового правительства,
рассчитывающего на финансовую
помощь союзников6. Большевики перед
самой интервенцией сумели вывезти из
Архангельска практически всю
банковскую наличность, чем создали в
регионе «финансовый голод». В
послании Эйбера впервые
высказывается мысль не только о
недоверии местным банкам, которые
были по сути филиалами московских,
находящихся в ведении новой власти,
но и о создании в Архангельске нового
финансового учреждения «Банка
союзников». «Только этот банк
возбудил бы доверие маленьким
крестьянским сбережениям, которые
составляют огромный запас
наличности» .
Спустя
месяц, 4 сентября, министр
иностранных дел Франции Пишон
разрешает Нулансу выдать ссуду в 15
миллионов рублей для северного
правительства8. Гарантией ссуды
должны быть материальные ресурсы
Севера. Документ содержит ряд важных
моментов. МИД Франции предлагал
оформлять ссуды правительству
Северной области в валюте, опасаясь,
что в противном случае инфляция и
обесценивание рубля приведут
впоследствии к финансовым потерям
при возвратных расчетах. Для Франции
был бы, конечно, предпочтительнее
межсоюзнический заем, тогда, по
мнению Пишона, ответственность и
бремя финансовых расходов были бы
распределены между несколькими
странами. В документе особо
оговаривается, что Франция в решении
этого вопроса должна «тщательно
избегать всяких упреков наших
английских союзников»9. По-видимому,
в Париже уже знали о готовящемся
английском проекте по выпуску
специальных северных рублей,
обеспеченных активами Британского
банка.
Вопрос
об эмиссии рублей на сумму в 200
миллионов возникает в донесении от 8
сентября, где кратко излагается суть
проекта10. Союзники берут на себя
обязательство возмещения расходов
на сумму, эквивалентную 20 миллионам
долларов, под гарантию лесов
Российского государства на сумму 25
миллионов долларов11, т.е. из расчета 10
рублей за доллар. Впрочем, из
документа не вполне ясно, что за
эмиссия имелась в виду.
Концепция
английской эмиссии за подписью Дж. М.
Кейнса появилась в офисе посольства
Франции в Лондоне 26 сентября в виде
специального меморандума12. Это
обстоятельный документ, где сначала
излагаются принципы и источники
новой эмиссии, затем рассматриваются
все pro et contra, которые могут возникнуть
в связи с эти выпуском. Стоимость
русского рубля новой эмиссии
устанавливалась в шесть пенсов, т.е. 40
рублей на фунт стерлингов.
Организатором эмиссии северных
рублей выступало специальное
независимое Конверсионное бюро.
Цитируем документ: «Любые банкноты,
которые потребуются союзным властям
для военных ли операций, или для
покупки льна, древесины и т. д., должны
быть куплены ими у Конверсионного
бюро в обмен на фунты стерлингов,
франки и доллары. Это будет основной
источник резервов для поддержки
эмиссии банкнот»13. Проект
предполагал полную конвертацию всех
ходящих в регионе средств платежа, но,
в отличие от валюты, не по твердому
курсу, а по рыночной стоимости.
Полученные таким образом старые
рубли, по мнению англичан, могли быть
потом использованы для платежей в
других регионах России. Меморандум
содержал описание новых банкнот. «Эти
банкноты ни коим образом не
факсимиле существующих выпусков, но
их общий вид похож, и они будут
выглядеть привычно для местного
населения. Некоторое количество из
этих банкнот младшего номинала уже
готовы, а в большем объеме они
прибудут в начале октября. Вопрос
точной надписи, которую будут носить
эти банкноты будет, однако, еще
пересматриваться»14.
Англичане
предполагали быстрое внедрение
новых денег в северном регионе не
только за счет их твердого
обеспечения, но и за счет активной
покупки денег для своих нужд союзным
командованием. Меморандум
заканчивался патетической фразой: «Мы
должны вести дела с новой валютой на
абсолютно честных и прямых принципах;..
не должно быть возможной почвы для
подозрений, что мы извлекаем
денежную выгоду из этого на любой
стадии». В эти же дни уполномоченный
Британского правительства в России Ф*
Линдлей передал этот проект в
Архангельске французскому послу
Нулансу, который переправил его в МИД16.
Переписка
по поводу английского проекта
эмиссии шла очень активно. 5 октября
Нуланс запрашивает МИД об
инструкциях по этому поводу. «Было бы
полезно не позволять
распространяться идее решения,
которое не удовлетворило бы никого,
кроме англичан»17. 8 октября МИД
Франции отправляет союзникам свои
возражения по поводу британского
проекта. Проект Кейнса, по их мнению,
после изучения его во французском
МИДе и Департаменте финансов и
специальной комиссии должен быть
отвергнут, т. к. «не может служить
основой для финансовой
реорганизации России»18. Каких-либо
весомых возражений по существу этот
документ не содержит, он декларирует
несогласие Франции «в принципе». По
мнению Парижа, чтобы «новые банкноты
пользовались полным доверием
населения и чтобы они могли
обращаться с той же ценностью во всей
будущей России, нужно чтобы проект
был основан на коллективной гарантии,
т. е. на кредите четырех держав»19.
Французские власти отказывались
приобретать свою часть выпущенных
англичанами «северных рублей». По
всей видимости, причина положения
как раз в обратном — прогнозируемом
успехе эмиссии и, следовательно,
единоличных доходах англичан, с чем
французы согласиться не могли.
16
октября Нуланс телеграфирует о
необходимости урегулировать
финансовые проблемы Северного
правительства. Он настаивает на том,
что выпуск новых банкнот должен быть
осуществлен как общесоюзнический, и
видит в этом несколько преимуществ.
Одновременно он сообщает, что
правительство Северной области
ввиду катастрофической нехватки
наличности готово незамедлительно
принять в обращение «английские
рубли», только что прибывшие в
Архангельск20.
Американцы
также не испытывали особых восторгов
относительно введения рублей,
обеспеченных фунтами стерлингов. Их
мнение, изложенное в телеграмме от 24
октября французского МИДа своему
представителю в Лондоне, предлагает
следующее решение вопроса. «Эти
деньги должны быть новыми деньгами,
которые можно было бы назвать рублем,
которому можно было бы присвоить
стоимость 50 американских центов, то
есть приблизительно паритет старого
рубля, с тем чтобы впоследствии
русский народ и правительство
приняли его в качестве официальных
денег, когда в России восстановится
нормальный порядок»21. Таким образом,
не изменяя что-либо кардинально,
американцы предлагали взять эмиссию
под свой контроль. Инициатором этой
идеи, как следует из донесения
французского посла в Вашингтоне
Жюссерана, был госсекретарь США
Лансинг, а идея заключалась прежде
всего в том, что новые деньги будут
обеспечены товарами, которые
возможно будет купить только за эти «новые
рубли» . Французы находили, что этот
проект близок проекту
Межсоюзнического банка23.
Исследование документов позволяет
говорить, что американский проект
предназначался для всей территории
России, находящейся в зоне оккупации
и влияния союзников. Тем не менее
переговоры о введении «английских
рублей» продолжались, и, по косвенным
данным, соглашение в основном было
достигнуто 23 октября.
Краеугольным
камнем в решении этой международной
проблемы следует назвать положение,
изложенное в письме министра
финансов Франции, адресованном
министру иностранных дел 15 ноября.
Критикуя в некоторых вопросах
английский план, но в то же время
называя его «хитроумным и практичным»,
французы практически соглашаются с
введением на севере России «английских
рублей». «Уместно не противиться
реализации проекта, который, не
связывая будущего, кажется пригодным
для удовлетворения срочных военных
потребностей»24 — сказано в этом
документе. Одновременно министр
финансов просил послать
соответствующие инструкции г.
Нулансу в Архангельск. Неизвестно по
каким причинам это в срок сделано не
было и какое-то время переписка
Нуланса с МИД напоминала «испорченный
телефон».
17
ноября французский посол сообщает
детали переговоров с английским
финансовым представителем г. Харви,
настаивая на гарантиях, что те
ликвидируют свой проект эмиссии, как
только будет решен вопрос с
Межсоюзническим банком25. 21 ноября
МИД Франции извещает Нуланса, что «главные
препятствия против согласия с
английским проектом эмиссии
устранены... В этих условиях министр
финансов снимает свои возражения
против английского проекта». Тут же
оговаривалось, что это не значит
полное отклонение идеи
Межсоюзнического банка26. На
документе нет пометы о времени
получения, и поэтому не вполне ясно,
когда Нуланс смог ознакомиться с
депешей и видел ли он ее вообще.
21
ноября он отправляет письмо с указом
об организации эмиссии для Северной
области, начало которой планируется
на 25 ноября, содержащим подробный
циркуляр о деятельности
Национальной эмиссионной кассы27.
Этому же вопросу посвящена
телеграмма от 22 ноября, где Нуланс
констатирует, что залоговые
обязательства правительства
Северной области дают преимущества
англичанам против других союзников28.
Телеграмма
от 25 ноября, пришедшая из
Архангельска в адрес министра
иностранных дел Франции, полна
упреков и «дипломатического
возмущения». «Г. Линдлей сообщил мне
сегодня, что соглашение между
Английским и Французским
правительствами по поводу эмиссии
банковских билетов в Архангельской
области было заключено еще 23 октября»29.
Нуланс понял, что вопрос решили без
него, а он был выставлен перед
союзниками в весьма недвусмысленном
положении. «Я тем более имею
основания быть изумленным этим
запоздалым уведомлением, поскольку
Департамент дал мне категорическую
инструкцию 8 и 23 октября оставаться в
стороне от английской эмиссии и даже
не использовать банкноты, которые
она ввела в обращение. Я, таким
образом, рисковал в моих отношениях
либо с моим английским коллегой, либо
с Северным правительством тем, что
мне придется противодействовать «категорическими
возражениями» проекту, поддерживать
который французское правительство
приняло обязательство уже более
месяца тому назад». Таким образом,
становится ясно, что большая часть
информации о финансовом соглашении в
Архангельск до Нуланса не дошла. Ему
либо уже не доверяли, либо, понимая,
что его миссия движется к завершению,
не посчитали нужным поставить в
известность.
Показательным
отношением Франции к правительству
Чайковского представляется письмо
министра иностранных дел С. Пишона от
2 декабря, адресованное Нулансу, с
разъяснением позиции Франции
относительно правительства Северной
области, которое названо «местной
группировкой, не признанной ни одной
из союзных держав»31. По мнению Пишона,
архангельское правительство не
имеет права «ни отчуждать, ни
закладывать никакую частицу
российского национального достояния,
которое образует глобальную
гарантию кредиторов». Следовательно,
обеспечение залогом английской
эмиссии выглядит, по мнению Франции,
достаточно сомнительной комбинацией.
Последний документ о финансовых
делах, посланный Нулансом из
Архангельска, датируется 11 декабря.
Он констатирует задержку выпуска «английских
рублей», говорит о разочаровании
русских этим проектом, упоминает
известные ошибки в оформлении
банкнот, снова пишет о необходимости
учреждения межсоюзнического банка33.
Через четыре дня посол Франции
покинет Архангельск. Спустя годы в
своих мемуарах, вышедших в Париже, он
опишет с присущим истинному французу
чувством легкой иронии перипетии
выпуска «английских» рублей34.
В
книге воспоминаний он относит первое
появление «английских» рублей к
началу октября 1918 г. и связывает их с
прибытием в Архангельск билль-брокера
из Лондона г. Харви, в багаже которого
были денежные знаки для севера
России. Поверенный в делах
Великобритании Ф. Линдлей обнаружил
на новых деньгах досадную ошибку —
наличие императорской короны,
которую пришлось затушевывать
специальным оттиском. Отмечена и еще
одна курьезная деталь «английских»
денег. На крупных номиналах были
помещены аллегорические изображения
женщины-России. В одном из портретов-символов
в Архангельске узнали изображение
госпожи Харви35. Поскольку на 500
рублевой купюре, как пишет
зарубежный автор из «Россики»,
изображена картинка, заимствованная
с акций Русско-английского нефтяного
общества, напечатанных ранее в этой
же типографии то получается, что
портрет госпожи Харви помещен на 25
или на 100 рублевой купюре.
Возвращаясь
к упомянутому выше спорному
документу из архива американского
посла Д. Френсиса, следует отметить,
что речь в нем скорее всего идет об «английских»
рублях, которые привез в октябре
Харви и которые мог видеть Френсис.
Фактические неточности этой записки
следует отнести к оплошности
американской информационной службы
и тяжелой болезни посла, который уже 5
ноября покинул Архангельск и вскоре
перенес сложную операцию в Лондоне.
Документы
Дипломатического архива МИД Франции,
открытые для исследователей
несколько лет назад, ранее никем из
российских специалистов по
нумизматике не изучались. Этот
уникальный исторический источник
позволяет решить многие проблемы
денежного обращения времен
гражданской войны не только на
севере России, но и в Сибири и на Юге,
там, где находились французские
агенты, телеграфировавшие самую
подробную информацию в Париж в
министерство на Quai d Orsay, 37.
Приложение
Документ №
1. Английские проекты денежной
эмиссии в Северной России (приложение
к депеше французского посла в России
Ж. Нуланса министру иностранных дел С.
Пишону от ? сентября 1918 г.)
АНГЛИЙСКИЙ
ПРОЕКТ ЭМИССИИ
Г. Бальфур
направил 3 сентября 1918 г. лорду
Ридингу, послу Его Британского
Величества в Вашингтоне, следующую
телеграмму.
«Колебания
в курсе рубля, также как и трудности в
регулярном обеспечении рублевыми
запасами возлагают на нас
необходимость найти другое средство
удовлетворения наших потребностей в
Северной России.
Будьте,
таким образом, любезны информировать
Государственный Департамент о том,
что мы предлагаем ввести новый
русский кредитный билет, выпущенный
местным эмиссионным бюро по
уполномочению местного
правительства, признанного как
таковое Союзниками.
Новые
банкноты будут гарантированы
частично облигациями этих
правительств, но главным образом
резервом в фунтах стерлингов,
помещенном в Английском Банке. Этот
резерв должен быть накоплен покупкой
по твердому обменному курсу новых
рублей, в которых мы будем нуждаться
в Северной России, и он должен быть
неотчуждаемой собственностью
эмиссионного бюро, которое смогло бы
располагать им для покупки банкнот
по эмиссионному курсу.
Намеченный
выше метод будет предполагать
преимущество, что мы оплатим таким
образом все наши расходы в России и
что нас невозможно будет упрекнуть в
том, что мы живем за счет страны.
Контраст с поведением немцев на
Украине был бы весьма в нашу пользу.
Мы уже
разрабатываем детали проекта в
уверенности, что Государственный
Департамент одобрит наши действия,
поскольку наши финансовые
потребности, особенно в Мурманске,
неотложны.
Мы
полагаем, что было бы полезным, если
бы американское правительство
приняло подобную же инициативу в
Сибири. Большое расстояние, которое
нас от нее отделяет, не позволяет нам
принять ответственность за запас
наличности на этом театре».
НАЛИЧНОСТЬ
ДЛЯ СЕВЕРНОЙ ОБЛАСТИ
Следующее
есть резюме предложений
Правительства Его Величества по
этому вопросу:
1.
Новые деньги предназначены к
обращению во всей части Северной
России, которая находится в
дружественных отношениях с
союзниками. Они будут эмитированы в
качестве наличности всякой власти,
которая со временем будет признана
как временное правительство страны;
они используют резерв в фунтах
стерлингов, который будет учрежден
на условиях, указанных далее.
2.Банкноты
будут эмитированы независимым «Конверсионным
бюро», аналогичным тем, которые с
таким успехом функционировали в
Южной Америке и которые смогли
поднять курсы валют этих стран,
прежде обесцененных. Это
Конверсионное бюро должно быть
учреждено в качестве русского бюро, а
не союзнического и должно быть
подчинено местному Правительству, но
эмиссия и выкуп банкнот должны
производиться в строгом
соответствии с указанными далее
правилами, кроме исключительных
случаев, и в этих случаях только по
заключению английского финансового
советника, который будет прикреплен
к Конверсионному бюро.
3.Новые
банкноты могут быть эмитированы
только на следующих условиях:
a) взамен
фунтов стерлингов в Лондоне по
твердому обменному курсу, вероятно 40
рублей за 1 фунт стерлингов.
b) взамен
старых рублевых банкнот по курсам,
которые должны будут публиковаться
Конверсионным бюро через меняющиеся
промежутки времени.
с) взамен
переводных векселей Казначейства
местного Правительства при условии,
что банкноты этой категории не
превысят трети общей суммы новых
банкнот в обращении.
4.Конверсионное
бюро должно обменивать при
предъявлении банкноты на фунты
стерлингов до суммы, которой оно
будет располагать в фунтах и по тому
же обменному курсу, который намечен в
параграфе За).
5.Все
операции по обмену фунтов стерлингов
на рубли должны быть запрещены в
Лондоне и должно быть запрещено
котировать обмен рубля в Северной
России помимо Конверсионного бюро;
таким образом, всякий желающий
перевести в Лондон рубли в старых
деньгах, должен будет в первую
очередь
купить новые рубли посредством
старых, а затем перевести эти новые
рубли в Лондон.
6.Продукты
питания, импортируемые в эту область,
должны будут продаваться только при
уплате в новых рублях, также и
выплаты, которые должны быть
произведены новой администрации,
смогут осуществляться только новыми
деньгами, по крайней мере, насколько
это будет возможно.
7.Фунты
стерлингов, которые будут получены
взамен новых банкнот, и старые рубли,
которые будут получены таким же
образом, станут собственностью
русского Конверсионного бюро и будут
храниться в Английском Банке.
Можно
заметить, что посредством
мероприятий, указанных выше, деньги
Северной области должны полностью
избежать обесценения старого рубля в
других частях России, обесценения,
которое не может не произвестись в
короткий срок как вследствие
злоупотребления эмиссией,
осуществляемой большевиками, так и
подделки этих бумаг теми и другими.
Разъединение новых денег по
отношению к старым должно
осуществляться властью русской, а не
союзнической.
В то же
самое время союзники будут в
состоянии немедленно производить
платежи наличностью за все свои
военные и другие подобные расходы. И
таким же образом Правительство
области будет в состоянии получить
то количество наличности, которое
необходимо ему для его
непосредственных нужд, не пользуясь
для этого своим кредитом.
Правительство
Его Британского Величества не должно
извлечь никакой денежной выгоды из
этой комбинации. Русская публика и
лица всех национальностей, которые
пожелают вести коммерцию с Россией,
найдут в применении этого плана
существенную выгоду в наличии
устойчивой валюты, тогда как до сих
пор отсутствие наличности,
отвечающей этому условию, было
серьезным препятствием в делах.
Чтобы
помочь Конверсионному бюро в его
первых операциях, Правительство Его
Британского Величества намерено
покупать регулярно значительное
количество новых банкнот в течение
первых четырех месяцев, которые
последуют за введением в силу
данного проекта. Позже можно будет
надеяться, что новые деньги послужат
основой денежного обращения всей
России.
(
Archives diplomatiques. Serie Z, carton 619, dossier 10. Action des
Allies dans le Nord de la Russie. 1918. — P. 261—263.)
Документ №
2. Меморандум о финансовых
мероприятиях в Северной России (приложение
к депеше французского посольства в
Лондоне в министерство иностранных
дел Франции от 26 сентября 1918 г.)
1. Две
экспедиции в Мурманске и
Архангельске были до сих пор для
целей финансового дела весьма
различны.
2. В обоих
центрах потребность в денежных
средствах возникает из (1) местных
расходов союзнических сил, (2) уплаты
местных сборов, (3) политических
расходов, (4) расходов адмиралтейства
в портах и доках, (5) займов и ссуд
местным Советам или иным местным
властям, (6) покупки льна, леса и
других товаров, экспортную торговлю
которых из России, возможно,
целесообразно будет развивать.
Расходы,
названные в п. (5) значительны,
особенно в Мурманске, и по
политическим причинам, и потому, что
многочисленные рабочие на железной
дороге оплачиваются Советом, а
продолжение этой работы необходимо
для наших операций.
3. До сих
пор мы получали денежные средства
для вышеуказанного (1) продажей
импортированного продовольствия на
месте, (2) покупкой рублей за фунты
стерлингов в Лондоне, (3) в очень
небольшой степени использованием
британской валюты.
Основная
масса наших потребностей до сих пор
оплачивалась названным в п. (2), и в
Архангельске пока не было особой
трудности в приобретении рублей. В
Мурманске, однако, снабжение
истощилось, и острота положения
нарастает.
4.
Вероятность этого предвиделась
несколько недель назад, и
Казначейство предприняло
предупредительные шаги, разрешив
печатание г-ном Уотерлоу рублевых
банкнот, пригодных к обращению в
Северной России. Эти банкноты —
никоим образом не факсимиле
существующих выпусков, но их общий
вид схож, и они будут выглядеть
привычно для местного населения.
Некоторое количество из этих банкнот
младших номиналов уже готово, а в
большем объеме они прибудут в начале
октября. Вопрос о точной надписи,
которую будут носить эти банкноты,
будет, однако, еще пересматриваться.
5.Первоначальное
намерение было такое, что они должны
быть выпущены Мурманским Областным
Советом и не будут иметь никакой
гарантии союзников. Но теперь ясно,
что эмиссия должна быть более
амбициозного характера. В первую
очередь оказывается, что
необеспеченная эмиссия Мурманского
Совета не могла бы приниматься
охотно. Во-вторых, теперь есть
потребность в употреблении банкнот в
Архангельском районе, так же как и в
Мурманском, и, обращая внимание на
наши растущие расходы там, эта
потребность, вероятно, хорошо
обоснована.
6.При таких
обстоятельствах я удовлетворен тем,
что мы не можем надеяться
преуспевать и далее с помощью уловок
и что мы должны искать какое-то
объемлющее и, насколько это возможно,
долговременное решение. Я считаю, что
не будет чрезмерно претенциозным
стремиться установить стабильную
валюту, которая может со временем
развиться в долговременную валюту
Северной России. Существующие
выпуски рублей не имеют внутренней
ценности, и должны непременно
обесцениться, как только установятся
с Россией нормальные торговые
отношения, если не раньше. Сейчас они
сохраняются в обращении только
благодаря настроению и привычке. Но,
тем не менее, история французских
ассигнатов показывает, что их гибель,
когда она приходит, может быть
абсолютно полной. Чем меньше
придется иметь с ними дела, тем лучше.
Следующая причина для этого состоит
в том, что меновая стоимость
существующих рублей совершенно
несоразмерна их покупательной
способности и на деле могла бы
сохраниться только в нынешних
чрезвычайно искусственных условиях.
Покупательная способность упала до
величины от одной двадцатой до одной
шестидесятой прежней стоимости, но
меновая стоимость упала только до
величины от одной трети до одной
пятой номинала. То есть рубли,
которые мы покупаем за полноценную
монету, имеют очень малую
покупательную способность, будучи
приобретенными нами. Очень трудно
поэтому и, вероятно, в продолжении
долгого времени очень дорого,
продолжать вести дело с валютой
столь колеблющейся и произвольной
ценности как существующий рубль.
7. С другой
стороны, в Северной России
существует много условий,
благоприятных для валютного
эксперимента. Мы, однако, должны быть
осторожными, чтобы не повторить
провал немцев с их новой валютой на
Украине. Мы должны также избежать,
если возможно, превращения ее в
предмет совместной союзнической
гарантии (или даже любой гарантии
вообще), так как это непременно
привело бы к политическим
осложнениям и затянуло бы дискуссии
и проволочки. В технических терминах
систему, которую я предлагаю, следует
охарактеризовать как Обменный
Стандарт, регулируемый
Конверсионным бюро. Детали суть
следующие:
8.
(а) Новая валюта должна
предназначаться для использования
по всей области влияния союзников в
Северной России, но не в Сибири. Она
должна быть номинально валютой любой
власти, которую мы там признаем время
от времени, как представляющую
Временное правительство страны, и
она будет подкреплена не формальной
гарантией, но учреждением
стерлингового резерва, как указано
ниже.
(b)Банкноты
не должны эмитироваться ни местной
властью, ни союзниками, ни каким бы то
ни было банком, представляющим ли
бывший Государственный Банк или нет,
но независимым Конверсионным бюро,
аналогичным тем, которые имели успех
в Южной Америке в поднятии валют ее
стран из их прежде обесцененного
состояния. Конверсионное бюро должно
быть русским, а не союзническим по
устройству и должно быть ведомством
местного правительства, но эмиссия
или выкуп им банкнот может
осуществляться только в
соответствии с правилами,
изложенными ниже, кроме
исключительных обстоятельств, а
тогда только по заключению
Британского Финансового Советника,
который будет прикреплен к
Конверсионному бюро.
(c)Банкноты
должны эмитироваться только на
следующих условиях:
(i) взамен
английской валюты в Лондоне по
твердому обменному курсу или франков,
или долларов в Америке у
соответствующей стороны,
(ii) взамен
старых рублевых банкнот по обменным
курсам, которые должны будут
публиковаться Конверсионным бюро
время от времени,
(iii) взамен
казначейских векселей местного
Правительства при условии, что более
таких банкнот выпускаться не будет,
когда их количество превысит одну
треть общего объема в обращении.
(d)Банкноты
должны выкупаться Конверсионным
бюро по требованию взамен фунтов
стерлингов, франков или долларов по
тому же твердому обмен ному курсу,
который указан в п. (с) (i) выше.
(e)Импортируемое
продовольствие должно продаваться
только в новом денежном выражении, и
надо будет требовать, чтобы платежи
местным властям производились в нем
же, насколько возможно.
(f)
Английская валюта, приобретенная,
как указано в п. (i) или путем
перепродажи за английскую валюту
старых рублей, приобретенных, как
указано в. п. (ii) должна храниться в
Английском Банке и должна быть
неотчуждаемой собственностью
Русского Конверсионного бюро. Франки
или доллары, накапливающиеся в
резерве п. (с) (i) выше должны подобным
же образом храниться во Французском
Банке и Федеральном Резервном Банке
Соединенных Штатов.
9.
Из вышесказанного должно
следовать, что любые банкноты,
требующиеся Союзническим властям,
для военных ли операций или же для
покупки льна, леса и т. п., должны быть
приобретены ими у Конверсионного
бюро взамен английской валюты,
франков или долларов. Это должно быть
главным источником резервов для
поддержки эмиссии банкнот. Старые
рублевые банкноты, приобретенные
Конверсионным бюро п. (с) (ii) выше,
смогут, вероятно, быть куплены за
английскую валюту, франки или
доллары Союзническими властями для
использования в Сибири, если они не
потребуются на месте.
10.Новый
рубль должен будет оцениваться по
отношению к фунту стерлингов как 40 за
фунт, и должно быть намерение
сохранить это отношение
долговременно фиксированным при
любых обстоятельствах, я предлагаю,
что бы поначалу новый рубль мог
продаваться по отношению к старому
рублю п. (с) (ii) по 4 новых рубля за 5
старых (например, в течение месяца),
но одновременно должно быть
объявлено, что цена старых рублей
будет понижаться время от времени.
Если дела пойдут хорошо, это
понижение произойдет быстро, пока не
будет достигнута цена одного нового
рубля в два старых. Послеэтого
дальнейшие уменьшения будут
зависеть от количества предлагаемых
старых рублей.
11.Для того,
чтобы дать банкнотам хороший старт,
союзные власти могли бы согласиться
покупать в первую очередь по крайней
мере по 25 000 000 рублей новой валюты
ежемесячно в течение четырех месяцев,
т. е. всего 100 000 000 рублей. Это даст
возможность местным властям
получить значительное количество
денежных средств путем выпуска своих
казначейских векселей.
12.
Главные трудности, предстоящие
новой валюте, представляются мне
следующими:
(a)На первых
порах новые деньги могут быть
непопулярны и не будут легко
оставаться в обращении. С другой
стороны, существующая нехватка
денежных знаков и крайняя легкость, с
которой, судя по опыту, все люди, даже
самые невежественные, привыкают к
новым денежным знакам, будут
действовать иным образом.
(b)Новые
деньги могут стать слишком
популярными и припрятываться в
копилках, в результате чего для целей
обращения будет требоваться
постоянно возрастающая эмиссия. Если,
однако, условия эмиссии, указанные в 8
(с), будут строго соблюдаться, такое
возрастание может иметь место только
panpassu с накоплением значительного
резерва.
(c)Надбавка
нового рубля по отношению к старому,
которую необходимо будет
поддерживать, может привести к
трудностям. Заработная плата,
выраженная в старых рублях, основана
на покупательной способности этой
единицы и может, поэтому, оказаться
непомерно высокой, будучи выраженной
по той же ставке в новых. Вряд ли
будет возможно длительное время
платить рабочему по столь же
высокому тарифу в новых рублях.
Поначалу, однако, может быть
благоразумно это делать. Пока
возросшая покупательная способность
нового рубля не будет осознана на
опыте, сокращение денежных тарифов
заработной платы может вызвать
серьезное недовольство. Причиненный
этим убыток может, однако, частично
компенсироваться рассчетом
стоимости рубля в 3 пенса вместо 6
пенсов при установлении продажной
цены импортированного
продовольствия и других предметов
первой необходимости.
13.Учреждение
новой валюты следует сделать
публичным с самого начала.
14.Спасение
новой валюты должно состоять в
абсолютно категорическом применении
правил эмиссии под 8 (с), при очень
строгом контроле и ограничении
расходов местных русских властей и
превыше всего в жесткой политике со
стороны союзнических военных
властей, направленной на уменьшение
норм цен и заработной платы в
Северной России настолько скоро,
насколько это реально до уровня,
примерно соответствующего
постоянному курсу нового рубля в
шесть пенсов. Пусть британские
власти представляют себе рубль во
всех своих сделках как действительно
стоящий шесть пенсов. Со своей
стороны, мы должны вести дела с новой
валютой на абсолютно честных и
прямых принципах; мы должны жить по
средствам, покупая местную валюту,
коль скоро мы нуждаемся в ней; и не
должно быть возможной почвы для
подозрений, что мы извлекаем какую-либо
денежную выгоду из этого на любой
стадии. Со временем такие принципы
возобладают, и наша политика покажет
желательный контраст с
соответственным поведением Германии
на Украине.
(Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 10. Credits pour
l'action politique en Russie. 1918. — P. 133—139.)
Документ №
3. Телеграмма Министра иностранных
дел Франции С. Пишона послам Франции
в Архангельск, Вашингтон, Рим, Лондон
и др. от 8 октября 1918, 13 час. 15 мин.
(-)
Английский
проект эмиссии был исследован моим
Министерством и Министерством
Финансов, а также Комиссией по
русским финансовым делам под
председательством г. Сержана.
Заключение суммарно состоит в том,
что проект г. Кейнса не может служить
основой для финансовой
реорганизации России по следующим
причинам: 1. Проект всецело построен
на фикции, на фикции существования
местных правительств, обладающих
подлинной властью и достаточно
стабильных, чтобы претендовать на
осуществление прерогатив
суверенного Государства. До того же,
как это условие осуществится,
истинный интерес России состоит в
том, чтобы право эмиссии оставалось в
руках Союзников.
2.Рубли,
которые эмиссии большевиков и
фальшивки обесценивают с каждым днем
все больше и больше, не могут служить
основой для восстановления русской
валюты. Это же относится и к бонам,
которые могут эмитировать эфемерные
местные правительства. Единственным
реальным фундаментом нового
обращения будет поэтому
предусмотренный депозит в
иностранных валютах, что равноценно
непосредственному отнесению к
обязанностям Союзников расходов на
русское финансовое восстановление,
тогда как свободная игра эмиссий бон
казначейства поставит новую валюту в
распоряжение местных
Правительств.
3.Присутствие
союзнических советников будет
бессильно сдержать непомерные
расходы эфемерных правительств. Это
присутствие, а также тот факт, что
обеспечение будет помещено
заграницей, свяжет, напротив,
союзников ответственностью.
4.Предусмотренные
между фунтом стерлингов и новыми
деньгами паритеты в высшей степени
произвольны; они будут зависеть в
действительности от пропорции
фунтов стерлингов, внесенных в
обеспечение.
5.Для того,
чтобы новый банкнот пользовался
полным доверием у населения и чтобы
он мог обращаться с той же ценностью
по всей будущей России, нужно, чтобы
он был основан на коллективной
гарантии, то есть на кредите четырех
Держав, и чтобы он мог быть
индифферентно реализован в столицах
этих четырех Держав.
6.Плохое
качество проектируемого банкнота не
позволяет рекомендовать
Французскому Казначейству
приобрести часть из 100 миллионов, к
покупке которой склоняет г. Кейнс,
чтобы снабдить наличностью местные
власти. Вопрос предоставления ссуд
этим властям должен, впрочем,
получить свое разрешение,
независимое от вопроса валюты.
7.Ожидая
завершения переговоров относительно
проекта здоровой и окончательной
валюты, кажется более естественным
не осложнять еще более нынешнюю
ситуацию и посоветовать миссиям,
делающим расходы в Архангельске, как
и в СИБИРИ, прямо продавать
иностранную валюту, чтобы обеспечить
себя необходимыми средствами.
Британский
проект показал также наличие
серьезных неудобств и как подручное
средство для устранения местного
денежного кризиса, поскольку,
несмотря на свою наружность, новые
деньги будут иметь полный вид денег,
гарантированных Англией.
Французское
правительство считает, что служить
могли бы только уже отпечатанные
банкноты (поскольку можно еще
модифицировать редакцию текста на
них, которая еще не установлена)
1)На
условиях, аналогичных билетам палат
коммерции, то есть в очень маленьких
купюрах и с лимитированным
максимумом общей суммы.
2)Или
скорее как чисто английская эмиссия
на условиях, аналогичных эмиссиям
дальневосточных банков без какой-либо
поддержки русских временных
Правительств и не пользуясь бонами
их казначейств в качестве
обеспечения.
Даже и на
этих условиях должно быть выражено
самое ясное желание, что не следует
делать ничего, что могло бы повести к
тому, чтобы связать будущее русской
финансовой проблемы, которая
является в высшей степени
межсоюзнической. Аналогия между
Эмиссионным бюро, проектируемым г.
Кейнсом, и южноамериканскими
конверсионными бюро построена
главным образом на внешней видимости.
Последние основаны на кредите и
власти Государства, которое их
учредило, первое же, учрежденное
Англией со смешанными гарантиями, но
предназначенное быть переданным
русским организациям, не будет
держаться ни на чем, поскольку
названные организации не пользуются
в данный момент никаким кредитом.
Я
направляю вам с курьером ноту, в
которой приведенные выше аргументы
развернуты со всей необходимой
полнотой.
С.
Пишон
(Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 1. Finances, dossier
general. 1 fev 1918—30 nov. 1918. — P. 128—130.)
Документ №
4. Телеграмма Ж. Нуланса в МИД Франции
от 16 октября 1918 № 831 Архангельск, 16
окт. 1918 — 20 ч. 15 получена 17 в 12 ч. 25.
Правительство
Севера безусловно имеет срочную
потребность в наличных средствах. В
особенности выплаты от него
требуются служащими Мурманской
железной дороги. Чтобы устранить
такую ситуацию, г. Чайковский и князь
Куракин [готовы] принять банкноты, [слово
пропущено] только что прибыли из
Лондона, г. Харви, которому
английским правительством поручено
управление кассой этих банкнот,
прибудет незамедлительно.
Правительство [слово пропущено]
предпочло бы однако, чтобы
предоставляемая услуга имела
межсоюзнический характер, но оно
боится, что не будет иметь выбора
средств удовлетворения [срочных]
потребностей.
Все еще
оставаясь в стороне от операции,
проектируемой английским
правительством и делая оговорки,
которые вы мне подсказали в
телеграмме № 709, я не могу удержаться
от сожаления о том, что не было
заключено соглашением между
Лондоном и Парижем до [эмиссии] этих
банкнот.
Желательно
это или нет, введение в обращение
этих денег, введение этих денег в
обращение, произведенное для
удобства английского командования,
будет не менее выгодно для русского
правительства, которое будет
использовать их для жалования своим
служащим. Вот почему оно договорится
об определенных обязательствах, из
которых англичане смогут [извлечь]
выгоду помимо других союзников.
Таким образом, я желаю, [чтобы] этот
вопрос был как можно скорее
урегулирован соглашением, которое
объединит Францию с другими
союзниками [слово пропущено] мера,
которая будет предназначена к выгоде
правительства Севера.
Прошу В[аше]
Прев[осходительство] с крайней
срочностью дать мне знать, смогли ли
достигнуть цели переговоры, начатые
г. Сержаном.
Нуланс.
1)
Каким законодательством должен
руководствоваться данный банк? —
Будет ли капитал подписан самими
союзными правительствами, или
частными лицами?
2)Будет ли
этот банк выполнять общие банковские
операции помимо эмиссии банкнот?
3)Банкноты,
которые банку разрешено эмитировать,
смогут дойти до очень высокой суммы
при капитале в 40 миллионов, при том,
что именно этими банкнотами
интервенирующие державы не только
покроют свои военные издержки, но еще
и предоставят свою финансовую помощь,
либо будущему русскому
правительству, либо
местным правительствам.
Сверх того, хотя
интервенирующие державы
гарантировали бы возмещение своих
расходов в своей национальной валюте,
это не осуществится ранее даты, еще
не определенной по усмотрению
держателя. При таких условиях, будет
ли достаточно обеспечен кредит этих
банкнот и можно ли надеяться, что они
будут обращаться без затруднений?
4)В случае
обесценения новой банкноты, не
потерпят ли союзные правительства
большие убытки, употребляя банкноты,
которые они имели наличными до
обесценения?
5) Помимо
вопроса доверия к этим новым
банкнотам в том, что они непременно
превзойдут старые русские банкноты,
не следует ли опасаться, что денежная
ситуация в России от этого ухудшится?
[Далее на
предыдущие вопросы следуют ответы]
1)
Представляется, что самым
простым и самым естественным
решением было бы подчинить банк
законодательству страны, которая
будет выбрана общим соглашением,
чтобы установить там
местонахождение его администрации.
Последующие соглашения между
участвующими правительствами будут
предусматривать отступления,
каковые покажется необходимым
внести впоследствие в это
законодательство.
Проект
предполагает, что Банк должен быть не
учреждением, преследующим частные
преимущества и выгоды, а официальным
и независимым институтом. Его
капитал должен будет поэтому быть
подписанным (не?) частными лицами, а
самими союзными Правительствами.
2)Проектируемый
Банк будет иметь в качестве
единственной цели эмиссию банкнот
для территорий бывшей Российской
империи. Поэтому
его устав должен будет определить и
строго ограничить его деятельность
одними только операциями,
образующими необходимую
принадлежность денежных эмиссий и
нормальный эквивалент денежного
обращения.
3)Капитал,
предусмотренный Банком,
представляет только сумму,
предназначенную противостоять
непредвиденным обстоятельствам
управления, он отличен от актива,
образующего покрытие банкнот,
который будет образован:
I)
краткосрочными бонами
Казначейств союзных держав.
Дисконтирование этих бон доставит
этим державам средства:
a)
оплачивать их расходы в России,
b)предоставлять
ссуды местным правительствам или
будущему центральному правительству.
II)
векселями, дисконтированными на
условиях, которые определит устав.
Общая сумма бон казначейств
совместно с суммой векселей будет
таким образом равна сумме банкнот в
обращении.
Новые
банкноты извлекут таким образом свою
стоимость не только из официального
характера эмиссионного органа, из
правильного управления,
обеспеченного дополнительно
капиталом Банка, но еще и реальностью
и целостью актива, образующего
покрытие эмиссий. Именно поэтому
кажется позволительным утверждать,
что качество нового банкнота
привлечет к нему благосклонность
публики, как только она сможет узнать
и оценить удобство валюты
обмениваемой и, как следствие,
пользующейся реальной покупательной
способностью у четырех
интервенирующих держав и,
следовательно, повсюду в мире.
4)
Подобная валюта по отношению к
стоимости валют союзников может
подвергаться только краткосрочным и
местным вариациям курса. Чтобы всеже
избежать всякого непредвиденного
риска, каждому из союзных
правительств будет вменено в
обязанность образовывать запас в
новых банкнотах только в меру своих
непосредственных потребностей.
Впрочем, между союзническими
правительствами может состояться
соглашение о порядке расчета,
ведущем к возможному распределению
понесенных убытков.
5) Не
представляется, что введение в
России новых денег могло бы ускорить
или замедлить падение старого
банкнота, поскольку обесценение его
находится в прямой связи с эмиссиями,
которые производят большевики, немцы
и украинцы. Даже если бы в
действительности было иначе,
создание новой валюты не было бы
менее настоятельно необходимо для
союзников. Нынешняя ситуация
обязывает их в самом деле быть в
России готовыми к значительным
платежам, для которых нужно создать
платежные средства, которые не
позволяет обеспечить себе скудость
наличности в регионах, избежавших
захвата большевиками или немцами.
(Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 1. Finances, dossier
general. 1 fev 1918—30 nov. 1918. — P. 134—139.)
Документ №
5. Телеграмма Ж. Нуланса в МИД Франции
от 21 ноября 1918 г.
№ 1025
Архангельск — 21 (в тексте ошибочно 22)
ноября 1918 г. 16. 17
получена 22
в 15 часов.
По
поручению финансового атташе.
Хотя
некоторые модификации деталей еще
могут быть внесены в договор,
подписанный г. Харви с
правительством Северной России, г.
Линдлей только что телеграфировал по
кабелю в Лондон перевод закона,
учреждающего эмиссионное бюро. Этот
закон, постановление об
обнародовании которого только что
было подписано русским
правительством, также и опубликован.
Г. Харви между тем рассчитывает
начать свою эмиссию банкнот 25 ноября
и на мой запрос сообщил мне следующий
текст закона, вот он:
Проект
учреждения бюро эмиссии банкнот.
Временное
правительство Северной области
производит эмиссию государственных
кредитных билетов Северной области,
гарантированную обменом заграницей
по курсу 40 рублей за фунт стерлингов,
на следующих условиях:
1. Для
эмиссии вышеупомянутых денег
Временное правительство учреждает
государственную эмиссионную кассу
под председательством финансового
советника, которому будет помогать
консультационный комитет из четырех
членов, которых назначает и может
смещать Временное правительство.
Финансовый советник будет назначен
временным правительством или его
уполномоченными по согласованию с
британским правительством; если
впоследствии будет заключено
соглашение с французским и
американским правительствами на тех
же основаниях, что и соглашение,
заключенное с британским
правительством, то эти правительства
смогут равным образом участвовать в
назначении финансового советника. 2.
Государственная эмиссионная касса —
орган Временного правительства
Северной области, или любого другого
правительства, которое сможет его
заменить и которое будет признано
союзниками (продолжение следует)
Нуланс
№ 1026
Архангельск, 21 ноября 1918. 21 ч. 17
получена 22
в....
Проектируемая
сейчас денежная эмиссия не сможет
причинить никакого ущерба будущему
валютному устройству для России,
которому союзные Правительства
смогут предоставить свою помощь в
будущем.
3.
Государственная эмиссионная
касса эмитирует рубли,
гарантированные ресурсами страны в
целом и специальным фондом в фунтах
стерлингов в Английском Банке.
Равным образом смогут быть приняты
платежи во франках и в долларах в
соответствии с текущим обменным
курсом.
Будут
заключены соглашения с банками, в
первую очередь французскими и
американскими, с тем, чтобы
специальные фонды во франках и в
долларах гарантировали новые
банкноты в соотношении 40 рублей за
фунт стерлингов.
4. Новый
рубль будет немедленно эмитирован в
неограниченном количестве, как
только государственная эмиссионная
касса получит уведомление о
депонировании в Английском Банке
соответствующего эквивалента.
5. Когда 3
миллиона рублей будут эмитированы (в
соответствии с) выше приведенными
параграфами, государственная
эмиссионная касса будет иметь право
эмитировать новое количество рублей,
в этом случае не гарантированное
этими фондами, в соотношении, не
превышающем трети общей суммы в
обращении, эмитированной под
гарантию резерва заграницей.
Названная эмиссия [таким образом]
послужит займом правительству
Северной области на его нужды и под
его гарантию, а также для покупки
различных серий рублей, ныне
находящихся в обращении, по курсу,
время от времени устанавливаемому
государственной эмиссионной кассой.
В любом случае помимо соответствия
иностранной валюте могут [быть]
банкноты только в сумме, равной трети
общей суммы банкнот, эмитированных в
соответствии этой иностранной
валюте и находящейся в обращении.
6.
Государственная эмиссионная касса
обязана обменивать кредитные билеты
Северной России без ограничения
суммы по курсу 40 рублей за фунт
стерлингов, принимая чеки на
иностранные банки.
7. Фонды,
гарантирующие оздоровление
кредитных билетов Севера,
размещенные в иностранных банках,
являются собственностью кассы,
действующей как фидеикомиссар для
счета держателей банкнот, и ни в коем
случае эти (фонды) не могут быть
конфискованы и должны служить
единственно для Произведения
платежей по распоряжению
государственной эмиссионной кассы
для покупки кредитных билетов
Северной России.
(продолжение
следует)
№ 1027
Архангельск, 21 ноября 1918. 21 ч. 20
получено 22
в 10 ч. 50
8.Из чистой
прибыли операций за год 50 %
возвращается в казначейство
Северной области после одобрения
годовых отчетов Правительством.
Остальные 50 % записываются в
резервный капитал кассы и могут
расходоваться (с разрешения
временного правительства) на другие
нужды правительства, резервный
капитал которого достигнет 10 %
банкнот, находящихся в обращении.
9.Касса
публикует каждый месяц в
правительственной газете ведомость
общей суммы банкнот в обращении и
резерва. Счета кассы будут
ревизоваться каждые шесть месяцев.
10.
Билеты государственного кредита
Северной [области] обращаются с
равной ценностью с золотой монетой.
11.
За фабрикацию фальшивых банкнот
всякий виновный будет лишен всех
гражданских прав и осужден на
каторжные работы.
Нуланс
№ 1028
Архангельск 21 ноября 1918 в 21 ч.
получено 22
в 10 ч. 30
Государственная
эмиссионная касса будет действовать,
следуя специальным инструкциям (уставу),
одобренным Правительством Севера
России. В случае, когда Председатель (финансовый
советник) не придет в согласие с
большинством членов эмиссионной
кассы, эта последняя будет иметь
право поставить этот вопрос на
дискуссию перед временным
правительством или перед английским
представителем. Касса будет иметь
особый персонал, принятый
правительством, который будет
оплачиваться из доходов кассы. Если
таковых будет недостаточно,
необходимая сумма будет добавлена из
ресурсов правительства.
Государственная
эмиссионная касса может быть
ликвидирована только декретом
временного правительства.
Весь
остаток после ликвидации становится
собственностью этого правительства.
Финансовым советником на первые
шесть месяцев станет г. Харви, и он
может быть отстранен от своих
обязанностей только в случае, когда
он не будет действовать в
соответствии с уставом и правилами,
одобренными государственной
эмиссионной кассой. Преемник г. Харви
будет назван временным
правительством по согласованию с
правительством Его Величества.
Нуланс
(Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 1. Finances, dossier
general. 1 fev 1918—30 nov. 1918. — P. 174—180.)
Документ №
6. Телеграмма Ж. Нуланса в МИД Франции
от 22 ноября 1918 г.
№ 1032
Архангельск, 22 ноября 1918 в 20 ч. 57.
получено 23
в 20 ч. 57.
Вы знаете
из посланных мною под №№ 1000 и 1001
телеграмм г. Веста о принципиальном
соглашении, которое, очевидно,
заключено между г. Харви за
английское правительство и русским
правительством Севера по поводу
эмиссии рублей.
Она
достигнет суммы, значительность
которой не была предусмотрена на
Лондонских переговорах, поскольку
общая сумма банкнот, пущенных в
обращение, сможет достигнуть 200
миллионов рублей, из которых русское
правительство будет располагать
через несколько дней своей долей в 60
миллионов.
Эта
перспектива побуждает г. Чайковского
не считаться ни с какими другими
соображениями и принять английскую
комбинацию, хотя он горячо желал
заключения соглашения, принятого
всеми Союзниками.
Три
последствия могут заставить нас
задуматься: 1. Несмотря на все меры,
которые я смогу предпринять, следуя
указаниям, данным в вашей телеграмме
710, английское правительство,
принимая ответственность за эмиссию
денег, которым оно предоставило
эквивалент в фунтах стерлингов,
захочет быть гарантированным особым
залогом против риска невозмещения
доли, авансированной русскому
правительству. Этот залог мог бы
состоять в конфискации таможенных
доходов или товаров. Одна из двух
гарантий может представлять менее
неудобств, чем другая, но Англия
получит в любом случае основание для
преимущества в ущерб другим
союзникам. (Продолжение следует.).
Нуланс.
№ 1033
Архангельск, 22 ноября 1918 в 21 ч. 50
получено 23
в 7 ч. 35.
Продолжение
предыдущего №.
2. Мы будем
вынуждены использовать английский
рубль неизбежным образом. Он войдет в
наши кассы и будет служить нашим
платежам. Не участвуя
непосредственно в эмиссии, мы
поспособствуем таким образом ее
развитию во вред нашему обмену,
отказываясь от всякой надежды
извлечь из этой операции какую-либо
выгоду.
3. Если
эксперимент удастся, он придаст
англичанам экономическое
преобладание, которое от
Архангельского региона
распространится по мере того как
новые территории будут попадать под
влияние Союзников. Другие русские
правительства, которые могут быть
сформированы, сами прибегнут к
системе, успех которой будет
закреплен, и распространение которой
мы не в состоянии будем остановить.
Даже если мы согласимся на
запоздалое участие, эмиссия сохранит
исключительно английский характер,
который не будет благоприятен для
наших интересов.
Я не
усматриваю пользы в том, чтобы
ожидать в пассивном положении, когда,
не противодействуя проекту, мы не
дадим ему также и нашего одобрения.
Устранение редко бывает полезной
политикой. Если, наоборот, мы
вмешаемся сейчас же, прежде, чем их
санкции дадут делам благоприятные
результаты, англичане, которые очень
высоко ценят нашу помощь, примут
такие условия, каких мы не добились
бы позже. Вот поэтому, например,
отвечая в определенной мере на
параграф 5 вашей телеграммы 710,
французская доля эмиссии должна
иметь эквивалент, помещенный во
Французский Банк, и подлежать
прямому переводу во Францию. Нуланс.
№ 1034
Архангельск — 22 ноября 1918 — 21 час
получено 23 в 7 ч. 30.
Что же
касается русского правительства, то
оно с признательностью приняло бы
наше присоединение. Тем фактом, что
мы станем вместе с англичанами
хозяевами его кредита и
распределителями его ресурсов, мы
будем иметь первостепенное средство
воздействия на него. Мы найдем
непосредственную выгоду от нашего
участия в преимуществах как
политических, так и экономических.
Если значительные залоги должны
будут предоставлены, по всей
вероятности, за ссуды, которые оно
получит, мы будем привлечены в долю.
Добавлю, что, фигурируя в этой
операции, мы более легко подготовим
ее эволюцию в направлении
Межсоюзнического банка, что
выдвигается Вами, В.[аше] П.[ревосходительство],
и от чего недалеки и англичане.
Таким
образом, я прошу финасовую службу
Министерства хорошо взвесить
ситуацию и выяснить, не следует ли,
как я это предлагаю, срочно дать в
Лондон инструкции в этом смысле и
немедленно сообщить мне их текст.
Нуланс
(Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 1. Finances, dossier
general. 1 fev 1918—30 nov. 1918. — P. 181—185.)
Примечания
1. Каталог бон и дензнаков
России, РСФСР, СССР, окраин и
образований (1769—1927) /Под ред. Ф.Г.
Чучина. Издание
3. — М„ 1991; Рябченко П.Ф. Полный
каталог бумажных денежных знаков и
бон России, СССР, стран СНГ (1769—1994 гг.).
—Киев, 1995. — С. 66—67; Росбер Н.
Денежные знаки Северной России//
Россика. — 1932.
— № 11. —С. 183—184;
Кац Л.З., Малышев
В.П. Энциклопедия бумажных денежных
знаков России. — СПб., 1998. — Т. 1.
Правительственные эмиссии 1769—1995.
Разд. Северной области верховное
управление. — С. 39. Разд. Северной
области Временное правительство. — С.
39—40.
2.Шиканова И. С. К вопросу о
денежной реформе в Северной России //Всероссийская
нумизматическая конференция 6—8
апреля 1994 г. Тезисы докладов. — СПб.,
1994. — С. 27—28.
3.
Овсянкин Е. И. Денежные знаки
Северной России 1918—1923 гг. —Архангельск,
1995.
4. Николаев Р. Северная
Россия. Из истории временных денег //
Всемирный коллекционер. — 1996. — № 7.
5. Быков А. В. Новый
документ по истории денежного
обращения на севере России в годы
гражданской войны//Пятая
всероссийская нумизматическая
конференция, Москва 21—25 апреля 1997 г.
Тезисы докладов и сообщений. — М., 1997.
— С. 97—98.
6.
Archives diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 1. Finances,
dossier
general.
1 fev 1918—30 nov. 1918. — P. 78.
7.
Ibid.
8.Ibid.
— P. 93.
9.
Ibid. — P. 94.
10.Ibid.
— P. 100—103.
11.Ibid.
— P. 102.
12.Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 10. Credits pour
l'action politique en Russie. 1918. — P. 133—139.
13.Ibid.
— P. 136.
14.Ibid.
— P. 133—134.
15.Ibid.
— P. 138—139.
16.Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 619, dossier 10. Action des Allies
dans le Nord de la Russie. 1918. — P. 260.
17.Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 624, dossier 1. Finances, dossier
general. 1 fev 1918—30 nov. 1918. — P. 126.
18.Ibid.
— P. 128.
19.Ibid.
— P. 129.
20.Ibid.
— P. 134—139.
21.Ibid.
— P. 145.
22.Ibid.
— P. 150.
23.Ibid.
24.Ibid.
— P. 167—168.
25.Ibid.
— P. 170.
26.Ibid.
— P. 178.
27.Ibid.
— P. 174—177,180.
28.Ibid.
— P. 248.
29.Ibid.
— P. 201.
30.Ibid.
31.Archives
diplomatiques. Serie Z, carton 619, dossier 10. Action des Allies
dans le Nord de la Russie. 1918. — P. 284.
32.Ibid.
33.Ibid. — P. 325—326.
34. Нуланс Ж. Моя последняя
миссия в Советской России. 1917—1919 //
Заброшенные в небытие. Интервенция
на Русском Севере (1918—1919) глазами ее
участников/ Составитель В.И. Голдин;
Предисловие В.И. 1олди-на и Дж. У. Лонга.—
Архангельск, 1997. — С. 117—120.
35.Там же. — С. 119.