Причины помещения свастики на российских бумажных
деньгах образца 1917 и 1918гг.
После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении
России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и
1000 рублей с новой государственной символикой и изображением
свастики, которые в народе получили наименование «думские деньги»,
«думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах
5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны
управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками».
Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.
За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами,
журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии
причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить
на три основных группы.
Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском
значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н.,
1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда
авторов.
Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на
«думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака,
символизирующего вечность и благополучие, который как бы
гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное
правительство». (Мельникова А.С., 1973. С. ). При этом ряд авторов
полагает, что помещение солярного знака - Солнцеворота, Коловрата -
прямо связано с древней славянской традицией.
Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах
двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба
Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242;
Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С. ).
Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы
получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном
описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика».
В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток
находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный
крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под
прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы
покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом
расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими
крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен
гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим
орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей
величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).
Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего
солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в
качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских
билетах остается не раскрытой.
Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где
хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства
отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.
Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ
Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с
новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими
возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ).
По существовавшей в то время технологии денежного производства
полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности
и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному
эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее
утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица,
затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные
формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось
тиражирование банковских билетов.
Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было
лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от
других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам
невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного
Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся
выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились
образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в
1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака.
*******).
Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при
финансировании российским Сибирским торговым банком, правление
которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел
право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион
рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с
русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими
надписями на обороте.
Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на
монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.
Выписка из указа монгольского правительства.
Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по
Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку
кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну,
сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на
три года».
На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А.
Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева.
Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л.
Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор
приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.
Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России
изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был
осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной
разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г.
Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже
10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8
сентября 1917 г. ( Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые
«монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее
качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в
5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919
г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).
Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила
банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей
1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на
зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза
была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического
дворца, где размещалась Государственная дума (Рис.2). Остальные
детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой
стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским
наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и
официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.
Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения
банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916
г. (рис. 3) Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на
оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено
изображение двуглавого орла Временного правительства (Рис.4).
Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв
изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная
свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала
восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую
революционную банкноту.
В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение
Советской России заставило использовать для производства денег все
имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916
г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в
5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе,
послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в
100 рублей 1916 г. (Рис. 5) Цвет с желтого был заменен
соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной
розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались
буддийские свастики и Узлы Бесконечности (Рис. 6, 7). Сохранился
оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000
рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно
сохраненное «монгольское наследство» российских денег (Рис. 8).
Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к
закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального
ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать
трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению
лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было
изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также
пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего
Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных
монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок
российской бонистики.
Всеволодов И.В., 1990. беседы о фалеристике. М.
Лукин Ю.Н., 1936. В мире символов: к познанию масонства. Харбин.
Мельникова А.С., 1973. Твердые деньги. М.
Скрынников Н., 1921. Масонство? Париж.
Соболева Н.А., В. А. Артамонов В.А., 1993. Символы России, М.
Соболева Н.А.. 2013. Очерки истории российской символики. От тамги
до символов государственного суверенитета. М.
Рис. 1. Банкнота Монгольского национального банка 25 рублей 1916 г.
(ГЗ-8877.1,2 П.2-5)
Рис. 2. Государственный кредитный билет 1000 рублей образца 1917 г.
Рис. 3. Банкнота Монгольского национального банка 3 рубля 1916 г.
(ГЗ-8871.1-4 П.2-2)
Рис. 4. Государственный кредитный билет 250 рублей образца 1917 г.
Рис. 5. Банкнота Монгольского национального банка 100 рублей 1916 г.
(ГЗ-8879.1,2 П.2-6)
Рис. 6. Государственный кредитный билет 5000 рублей образца 1918 г.
Рис. 7. Государственный кредитный билет 10 000 рублей образца 1918
г.
Рис. 8. Лицевая сетка для Государственного кредитного билета 10 000
рублей образца 1918 г. |