Общеизвестно,
что китайцы изобрели порох, компас,
шелк, бумагу, первыми стали пить чай.
Но недооценено еще одно китайское
изобретение, без которого невозможно
себе представить нашу сегодняшнюю
жизнь. Это бумажные деньги!
Китай
— первая страна в мире, которая ввела
в обращение государственные бумажные
денежные знаки ещё в 1024 г.
Это
революционное событие в истории
мировых денег веками вызревало в
недрах Китая. Для того, чтобы
появились и успешно функционировали
бумажные деньги, должен был сложиться
целый ряд независимых друг от друга
обстоятельств.
Во-первых,
для бумажных денег нужно было
располагать бумагой. Но бумага в Китае
была, как теперь выясняется, даже не с I
в. н.э., а с I в. до н.э. Но главное даже не
в самой бумаге (в конце концов,
кредитные деньги точно также
обращались бы будучи сделанными,
например, из кожи), а в отношении к ней
населения. И даже не просто к бумаге, а
к бумаге с начертанными на ней знаками.
А вот лист бумаги с иероглифами был
для любого носителя китайской
культуры предметом священным.
Священными считались сами иероглифы,
потому что в далеком прошлом
прародитель Юй получил их от
священной черепахи, которая поднялась
из воды, неся знаки на щитках своего
панциря. В Китае немыслимо было
скомкать и выбросить исписанную
бумагу или дурно ее употребить. В
селениях были специальные кочаги,
куда бережно сносили ненужные обрывки
бумаги и потом их благоговейно
сжигали, чтоб они не были бы
осквернены.
Очень
важно было раннее появление кредитных
бумаг. Нам известны ломбардные
квитанции V в., заемные письма VIII в. и т.д.
Т.е. население ещё в средние века было
психологически подготовлено к тому,
что в листе бумаги могут воплощаться
большие материальные ценности. Без
подобного доверия обращение бумажных
денег невозможно. Пример тому —
попытка ввести бумажные деньги в
Грузии в 1294 г. При ильханах в Тебризе
выпустили по китайскому образцу
ассигнации чао, пользуясь услугами
китайского советника. Через неделю
все рынки опустели, никто не
соглашался их принимать. Городу
грозил голод.
Естественно,
их скоро отменили.
Не
менее важным был тот факт, что
Поднебесная империя была очень
крепким централизованным
государством, которое своим
авторитетом гарантировало обращение
бумажных денег. Государство само
принимало их в уплату налогов и прочих
платежей, меняло их на металлическую
монету, чем и создавало необходимые
условия их хождения.
Но
в сущности появление бумажных денег
было предначертано ситуацией,
сложившейся внутри денежного
хозяйства страны. Вспомним, что
государственными деньгами были
медные цяни, т.е. они были основой
денежной системы. К XXI в. масса денег в
обращении стала критической, очень
затруднительно было пользоваться
тоннами меди. Но тут положение
усугубилось политической обстановкой.
В
965 г. Сунская империя установила
контроль над царством Шу, чрезвычайно
непокорным и склонным к
самостоятельности, расположенном в
современной Сычуани, горной,
малодоступной местности. Учитывая
сепаратистские тенденции Шу,
центральное правительство запретило
использовать там медные цяни,
опасаясь, что Шу все-таки сумеет
отделиться от Сун и пропадут все
сунские медные деньги, которые были
необходимы самой Сунской империи.
Населению в Шу были оставлены только
железные цяни. Помимо чисто
теоретических осложнений в поисках
номиналов железных денег, соотносимых
с медными, осложнения с обращением
железных монет стали просто
невыносимы для местного населения.
Если связка медных цяней весила около
3 кг, то железных — около 30 кг. Дошло до
того, что отправляясь на рынок, нужно
было везти с собой телегу железных
монет. Хозяйке требовалось около 40 кг
монет, чтобы купить фунт соли.
Выход
нашли 16 богатых семей из Шу, которые
объединились, организовали банк и
стали принимать на депозиты железные
деньги и выдавать взамен депозитные
квитанции с обозначением сданной
суммы, которые обращались как деньги.
С трудом, но жизнь налаживалась.
Однако
сказалось полное отсутствие опыта
подобной банковской деятельности.
Получив некую наличность, хозяева
банка вкладывали ее в недвижимость, да
в какую! Они покупали дома и сады! Но
вскоре начались судебные тяжбы с
вкладчиками, которые не могли вернуть
свои вклады, как было обещано.
Тем
временем государство, убедившись в
доходности подобного
предпринимательства, решило взять его
в свои руки. Судебные процессы были
использованы как предлог для
национализации банка. И с 1024 г. в Китае
начался выпуск государственных
бумажных денег.
Ассигнации
активно выпускались при династиях Сун,
Цзинь, Юань.
Письменные
источники донесли до нас все
перипетии эмиссии первых частных и
официальных ассигнаций, а вот как они
выглядели, мы знаем по
археологическим находкам. Известно
несколько бронзовых и даже деревянных
клише для их печатания. Так что мы
достоверно знаем, как они выглядели.
Но одно только клише не дает
представления ни о фактуре бумаге, ни
о цвете купюры.
Но
особенно повезло нашему
соотечественнику — русскому
путешественнику П.К. Козлову, который
в начале XX в. в мертвом городе Хара-Хото
в куче мусора на Базарной улице нашел
сверток с нескольими десятками
юаньских ассигнаций конца XIII в. Такого
богатого собрания подлинных
средневековых бумажных денег нет
больше нигде в мире, даже в самом Китае.
Сейчас
для нас нет ничего обычнее и привычнее
бумажных денег. Но европейцы в конце
XIII в. были совершенно поражены, узнав
от знаменитого итальянского
путешественника Марко Поло, что в
Китае вместо привычных для них денег
употребляют «простую бумагу». Было
чему удивляться: все ценности мира в
Китае можно было купить,
расплатившись грязно-серыми, неровно
обрезанными листами бумаги, потому
что на них стояли... «печати точно
такие же, как печать самого государя».
С точки зрения почтенных европейских
негоциантов, эти сведения были более
фантастичны, чем сообщения о людях с «песьими»
головами.
Видимо,
сам Марко Поло настолько изумился
необычным «деньгам», что попытался до
конца разобраться в этом странном
явлении. Будучи доверенным лицом
основателя монгольской династии Юань
на китайском престоле, он удостоился
чести посетить государственную
печатню «драгоценных ассигнаций».
Благодаря этому наука располагает
ценный сведениями очевидца.
«В
Канбалу (современный Пекин. — Н.И)
монетный двор великого государя...
Приказывает он изготовлять вот какие
деньги: заставит он набрать коры от
тутовых деревьев, листья которых едят
шелковичные черви, да нежное дерево,
что меж корой и сердцевиной, и из этого
нежного дерева приказывает
изготовить папку, словно бумагу: а
когда папка готова, приказывает он из
нее нарезать... и ко всем папкам
приложена печать великого хана». «Эти
бумажки выпускают с такой важностью и
торжественностью, как будто бы они
были из чистого золота или серебра:
над каждым родом бумажек поставлено
много чиновников, назначенных для
того, чтобы подписывать свои имена и
прикладывать свои печати. Когда все
изготовлено как следует, тогда
главный чиновник, назначенный
государем, окрашивает киноварью
вверенную ему печать и прикладывает
ее к бумажке, так что форма ее
отпечатывается на последней красным,
после этого момента считается
подлинной. Если бы кто подделал монету,
то был бы подвергнут смертной казни».
«Изготавливается по его приказу такое
множество этих денег, что все
богатство в свете можно ими купить.
Приготовят бумажки так, как я вам
описал, и по приказу великого хана
распространяют их по всем областям,
царствам, землям, всюду, где он
властвует и никто не смеет, под
страхом смерти, их не принимать. Все
его подданные повсюду, скажу вам,
охотно берут в уплату эти бумажки,
потому что куда они ни пойдут, за все
они платят бумажками, за товары, за
жемчуг, за драгоценные камни, за
золото и за серебро: на бумажки могут
все купить и за все ими уплачивать...
Скажу вам еще о другом, о чем следует
упомянуть: когда бумажка от
употреблния изорвется или попортится,
несут ее на монетный двор и обменивают,
правда с потерей трех на сто, на новую
и свежую».
«Потеря
трех на сто», о которой говорит Марко
Поло, это сбор в размере 3 %, что
взимался за обмен изношенной купюры
на новую. Бумажные деньги
обеспечивались медными, и номинал их
повторял номинал цяней. Это были
связки и вэни.
Легенды
на юаньских ассигнациях писались
китайскими иероглифами, некоторые
незначительные детали повторялись
так называемым монгольским
квадратным письмом. Иероглифический
номинал повторяли в рисунке — для
неграмотных.
Вслед
за Юань и Минская династия успешно
использовала ассигнации. Но от них
отказалась маньчжурская династия Цин,
в течение которой выпускались только
частные боны, порой имевшие хождение в
пределах только одного селения или
даже улицы.
Государственная
эмиссия бумажных денег возобновилась
в XX в. вместе с общей европеизацией
китайской денежной системы.
|