Включенные
в настоящую подборку документы,
хранящиеся в фонде Министерства
иностранных дел Всероссийского
временного (Омского) правительства
адмирала А.В. Колчака в
Государственном архиве Российской
Федерации, освещают состояние
денежного обращения в Сибири и на
Дальнем Востоке в 1918 – 1919 гг. и
финансовую политику
антибольшевистских властей.
1
Письмо
директора Союза сибирских
маслодельных экспортных объединений
И. Окулича ПОСЛУ РОССИИ ВО ФРАНЦИИ В.А.
МАКЛАКОВУ
12 августа 1918
г., Париж
Господин
посол.
Представляется
безусловно необходимым принять
специальные неотложные меры, дабы
военное вмешательство союзников дало
хорошие результаты. Это решение
должно быть принято по изучении
следующих обстоятельств:
1. русский
рубль совершенно обесценен,
2. население
неохотно берет эти деньги в обмен на
сельскохозяйственные продукты,
3.
организация товарообмена
представляется совершенно
необходимой.
Единственным
выходом из этого тяжелого положения
является создание «Народного
Сибирского банка», который, сверх
обычных финансовых операций, будет
иметь эмиссионное право и будет
выполнять обязанности
государственного казначейства. Для
того, чтобы отличить денежные знаки
этого Народного Сибирского банка от
русских государственных кредитных
билетов, выпущенных во множестве и
ныне совершенно обесцененных, их
следует сделать совершенно
различными от прежней русской монеты.
В этом не было бы ничего необычного.
Канада
имеет собственные денежные знаки (доллар)
хотя и составляет часть
Великобритании, где действуют фунты
стерлингов. В виду условий размена и
привычки Восточной Сибири и Китая к
американскому доллару я полагаю, что
было бы всего полезнее создать
денежную единицу в виде сибирского
доллара совершенно по цене доллару
американскому и канадскому. Я полагаю,
что по нынешним экономическим
условиям Сибири Народный Сибирский
банк должен располагать капиталом в 20
млн. долларов в акциях по тысяче
долларов.
В
виду нынешних обстоятельств мне
представляется необходимым, чтобы
половина капитала была внесена
немедленно союзниками, причем эти 10
млн. должны быть разделены между ними.
Вторая половина должна быть дана
Сибири в виде процентного займа с
десятилетним погашением. Эта вторая
часть должна быть внесена союзниками
после образования настоящего
правительства, которое могло бы от
имени Сибири гарантировать уплату
этого долга. Следовало бы
предоставить Сибири право выкупать
акции банка в любой момент по
установленной цене. Правление
Сибирского банка должно состоять из
семи человек:
1. Трое
назначаются сибирским правительством,
2. Четверо
других являются представителями
союзников по назначению их
правительств.
Эти семь
человек выбирают из своей среды
председателя совета банка.
Русские
банки не могут принять участия в этом
деле потому, что их настоящее
финансовое положение совершенно
неизвестно. С того момента, как
союзные державы гарантируют сумму в 10
млн. долларов, банк без всякого риска
может выпустить 30 млн. долларов
банковских билетов различных купюр, а
взнос второй половины капитала
позволил бы выпустить до 60 млн.
долларов.
Каждый
банковский билет должен иметь надпись:
«Выплата этой суммы гарантирована
Правительствами Сибири, Франции,
Англии, Соединенных Штатов Америки и
Японии». Правление этого банка должно
находиться в Иркутске – центре всей
административной жизни Сибири.
Отделения должны быть во всех
значительных городах Сибири и Урала.
Следовало
бы запретить, с момента создания банка,
свободную продажу золота, вывозимого
из Сибири. Это золото должно быть
передано государству, т.е. Народному
банку. Средства банка значительно
увеличились бы всеми операциями
казначейства. Вследствие закрытия
частных банков и контор
Государственного банка будет очень
легко получить необходимый персонал.
Нам
кажется этот план единственным
средством воссоздать монетную
систему, поднять торговлю и
промышленность, дать возможность
Сибири протянуть руку помощи
Центральной России и вывести ее из
нынешнего состояния развала.
Отсутствие же рабочего вопроса,
особенно вопроса аграрного, дает нам
право надеяться, что нынешний кризис
скоро разрешится».
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 202. Л. 7.
2
Из письма
временно исполняющего обязанности
товарища министра иностранных дел
Никифорова в Министерство финансов
29 августа 1918
г.
<…>
За
последнее время получен ряд
ходатайств о разрешении вывезти в
Чугучак крупные суммы денег,
полученных за проданные в Сибири
товары.
Так,
торговый дом Чанышева в Чугучаке
желает вывезти 140 тыс. р., вырученных за
проданный Русско-Азиатской компании
чай и мануфактуру; торговые дома
Измаилбаевых и Ильхамджанова просят о
разрешении вывезти 1 млн. р.,
вырученных от продажи разных товаров
в Семипалатинске <…>
Просители
мотивируют свои ходатайства тем, что
запрещение вывоза денег поставит их в
невозможность делать дальнейшие
закупки китайских товаров для
отправки в русские пределы.
Мин[истро]м
Ин[остранных] Дел приняты меры к
выяснению вопроса о том, насколько
запрещение вывоза денег отражается на
торговле Сибири с Монголией и Китаем,
но в ожидании ответов от консулов
министерство имеет честь запросить
мнение мин-ва фин-в о возможности
вывоза столь большого количества
денежных знаков из пределов Сибири.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 105. Л. 18.
3
ответное
письмо товарища министра финансов
временно исполняющему обязанности
товарища министра иностранных дел
31 августа 1918
г.
В
ответ на отношение от 29 августа с/г за
№ 368, Министерство финансов имеет
честь сообщить, что в настоящее время
Министерство финансов находит вывоз
денежных знаков не только
нежелательным, но и невозможным сверх
установленной нормы в 500 рублей на
каждое лицо.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 105. Л. 19.
4
Схема
финансовой реформы со сметой
оздоровления финансового хозяйства
России
12 сентября
1918 г.
Золотой
рубль, созданный гр. Витте, содержит
17,424 доли чистого золота. В продолжение
10 лет, предшествовавших войне, золотой
денежный запас, хранившийся в
Государственном Банке, редко превышал
сумму в размере 1 600 000 000 р.
Если
сравнивать единицу русской монеты,
при нормальных условиях котировки
рубля, на иностранных биржах, то сразу
бросается в глаза, что валюта наша
была слишком велика, как мерило
ценности, в сравнении с денежными
единицами Германии, Англии и Франции.
В
силу подобного обстоятельства,
предметы иностранного производства
легко проникали на русский рынок, не
смотря на протекционистские пошлины,
созданные в целях защиты русского
производства.
Статистики
доказали, что Россия – одна из
богатейших стран, неразработанных, а
потому мертвых богатств; одновременно
одна из беднейших в денежном
отношении.
На
население, достигающее 180 000 000 душ,
приходится 1,6 млрд. руб., т.е. 8,8
денежных единиц на душу; в то время как
в Германии, снабжавшей нас в размере 48
% всего иностранного ввоза, на 65 млн.
населения приходится 3,2 млрд. марок, т.е.
49 ден. Единиц на душу.
Во Франции -
120 единиц на душу.
Девальвация
русской денежной единицы есть
обстоятельство первостепеннейшей
важности и насущной необходимости, в
смысле финансово-экономического
воссоздания пока еще безглавой
Российской Федеративной республики.
В
каком же размере девальвировать
русский рубль? При нормальных
обстоятельствах ответить было бы
нетрудно: доведемте наш рубль до
паритета самой маленькой денежной
единицы культурной державы.
Такой
единицей является франк – 0,37498 руб.
Но при
настоящих условиях хаотического
состояния русских финансов было бы
желательно более действенно
разрешить этот животрепещущий минус -
больнейшее место организма
Российской державы.
Девальвируя
рубль, правительство главным образом
должно считаться с тем печальным
фактом денежного состояния страны,
которое заключается в обращении
неимоверного количества бумажных
денег в России и за границей, при почти
полнейшем отсутствии золотой монеты.
На
сколько у нас в обращении кредиток, я в
точности не знаю. Но предполагаю – не
меньше 20 млрд. руб., т.е. сумма, в 12,5 раз
превышающая золотой запас мирного
времени.
Важнейшими
физическими свойствами монеты
являются вес и размер слитка. Не
следует упускать из виду, что очень
маленькая денежная единица в качестве
мерила ценности и платежного средства
на мировом коммерческом рынке вредна
не менее, чем чрезмерно большая.
Вот
почему руководствуясь личными
убеждениями и взглядом на разрешение
денежного вопроса в России, я
предпочел бы девальвацию русского
рубля в размере 30 % его первобытной
стоимости, т.е. 3 1/3 : 1.
Слиток
нового золотого рубля содержал бы 5,2272
доли чистого золота.
Сто
рублевая монета содержала бы 522,72 доли
ч. золота и могла бы служить новым «империалом»
Российской Федеративной республики.
Таким
образом, новый империал по количеству
содержимого золота равнялся бы старым:
100 р.
девальвированных – 30 р.;
50 – 15;
25 – 7,2;
10 – 3;
5 – 1,5.
Легко
предположить, что наш старый бумажный
рубль обеспечивается исключительно
природными богатствами страны; в
противном случае стоимость рубля не
превышала бы 3 - 5 центов.
А
потому и девальвация рубля, как
правительственная мера улучшения
денежного обращения в стране, ведь не
сокращает и не умаляет природные
богатства России; что и наводит на
размышления, что курс рубля не
ухудшится; ибо прямых влияний на
ухудшение последнего в связи с актом
девальвации и заменой старых
кредитных билетов в размере 20 млрд. р.
новыми не имеется.
12 сентября
1918 г.
Сигизмунд
Осипович Зак…(Окончание фамилии
автора написано неразборчиво. – Сост.)
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 94. Л. 2.
5
Телеграмма
посланника РОССИИ в КИТАЕ Н.А.
Кудашева
В
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
13
сентября 1918 г., Пекин
Рубль
в международном обращении совершенно
не котируется. Существует лишь
рыночная цена на него. В данное время
здесь около 10 мексиканских долларов
дают за 100 рублей. Билеты новых
выпусков идут дешевле старых кредиток;
разница 2 - 3 %. Первые при этом
принимаются лишь новые, крупные,
абсолютно чистые.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 46. Л. 7.
6
Телеграмма
министра финансов И.А. Михайлова в
Министерство иностранных дел
14 сентября
1918 г., Омск
Министерство
финансов, получив сведения, что в свое
время Временное Правительство
сделало заказ в Японии на денежные
знаки мелких от 3 до 25 руб. купюр, имеет
честь просить Мин. Ин. Дел снестись по
телеграфу с Токио для выяснения
вопроса, исполнен ли этот заказ ден.
знаков, на какую сумму, в каких
количествах отдельных купюр, и где
исполненный заказ находится. Такой же
запрос Мин. фин. просит сделать в
Америку, где был сделан заказ на
бумажные деньги крупных купюр (100 и 500
руб.). Ответы из Японии и Америки
благоволите сообщить Мин. Финансов.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 46. Л. 9.
7
телеграмма
посла РОССИИ в Японии В.Н. Крупенского
В ОТВЕТ на просьбу Министерства
финансов ежедневно сообщать в Омск
курсы русского рубля на иностранных
биржах
15 сентября
1918 г., Токио
Официальные
котировки на европейских и
американских биржах давно прекращены.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 46. Л. 26.
8
ИЗ
Докладной записки Министерства
иностранных дел о создании
Эмиссионного банка
[Сентябрь]
1918 г., Омск
По
сведениям, полученным из Токио от
Крупенского, Американское
правительство предполагает под видом
оказания экономической помощи России
организовать Иностранный Эмиссионный
банк с коммерческим отделом для
выпуска банкнот, независимо от
русской власти. Крупенский полагает,
что этот проект вреден для
финансового положения России и для
правительственного авторитета. По
соглашению с Крупенским, советник
министерства иностранных дел во
Владивостоке Гревс сообщил
заинтересованным правительствам о
возражениях против проекта.
Сущность
проекта, по донесении Гревса, такова:
три банка — Гонконг-Шанхайский, Индо-Китайский
и Индустриальный предполагают
выпустить 10 млн. рублей мелкими
купюрами в виде билетов
Государственного Банка,
обеспечиваемых депозитами в Банке той
же суммой тысячерублевыми билетами;
депозит находится под общим контролем
этих банков и Государственного Банка.
Ознакомившись
с возражениями против проекта, г.
Пишон через заместителя французского
комиссара г. Мартеля просил
официально указать правительству на
неудобства возражений против выпуска
мелких купюр теперь, когда союзники
исследуют вопрос о помощи России,
действуя по самым благородным
намерениям. По мнению г. Пишона,
правительство, не имея возможности
выпустить самостоятельную
обеспеченную эмиссию и будучи плохо
осведомлено, своими независимыми
действиями может причинить
затруднения, которые приведут к
досадным последствиям.
Со
своей стороны г. Гревс полагает, что
протестовать против выпуска мелких
купюр не следует, ввиду мелкого
характера этой меры и проведению ее в
согласии с Государственным Банком.
По
сообщению посла в Париже Маклакова,
информированного послом в Вашингтоне
Бахметьевым, г. Гревс имел беседу с
Сукиным, во время поездки в Токио для
переговоров о финансовой помощи.
Ссылаясь на финансовое совещание во
Владивостоке, Гревс сообщил Сукину,
что правительство согласно выпускать
банкноты через союзные банки с
гарантией союзных правительств. При
этом имеется в виду создание
полноценного рубля с определением
паритета к иностранной валюте или
золоту. В отличие от Вашингтонского
проекта, этот проект предполагает
более значительное участие русского
правительства в распоряжении новыми
денежными знаками. Амортизация
предполагается из государственных
доходов. Правительство готово принять
союзный контроль.
Для
Мин. ин. дел остается неясным, по чьему
поручению ездил г. Гревс в Токио, какие
полномочия он имел для переговоров о
финансовой помощи и насколько
соответствует действительности его
заявление о согласии правительства на
иностранную эмиссию под контролем
союзников с той лишь разницей от
вашингтонского проекта, что
предполагается более широкое участие
правительства в распоряжении новыми
денежными знаками, т.е. использование
их правительством для платежей,
обращение среди населения, ссуды
земским и городским организациям.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 46. Л. 60.
9
Телеграмма
товарища председателя Торгово-промышленного
союза в Урге Першина Временному
сибирскому правительству
9 октября 1918
г., Урга
Китайцы
через открытый здесь Государственный
Банк Джунгойнхан ведут определенную
компанию совершенного изъятия из
обращения в Монголии кредитного рубля.
Начало сделано бракованием ветхих
кредиток, затем незначительными
десеркстами, теперь намеренно
прокалывают кредитки швейной иглой и
отказываются их принимать. Китайцы
внушили монголам не принимать
совершенно кредитки нового образца, а
теперь достигли отказа к принятию
всяких кредиток, даже с малозаметными
дефектами. Несколько кредитных
китайских фирм открыли скупку
дефектных кредиток старого образца с
уценкой их 20 - 30 %. Китай вошел в
соглашение с монгольским
правительством о выпуске в Монголии
бумажных долларов Джунгойнхана, что
уже проведено в жизнь.
Правительственным учреждениям
Монголии приказано принимать
банкноты Джунгойнхана за серебряный
доллар. Банкноты Джунгойнхана в
Пекине, Тяндзине котируются немного
более пятидесяти центов. Все это
служит достаточным показателем
намеренного вытеснения кредитного
рубля и вообще русского влияния
монголами. Русские находятся в
безвыходном положении, поэтому просим
временное правительство защитить
русские интересы, приняв экстренные
меры воздействия на Монголию и Китай,
вплоть до помощи в этом важном вопросе
наших союзников.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 46. Л. 61.
10
Из
доверительной записки Особенной
канцелярии по кредитной части
Министерства финансов в Министерство
иностранных дел «Современный момент в
финансовой политике Министерства
финансов»
29 ноября 1918
г., Омск
<…>
Министерство
финансов в настоящее время озабочено
выпуском достаточного количества
денежных знаков, в виде краткосрочных
обязательств Государственного
Казначейства, более крупных купюр и
мелких казначейских знаков. Это
мероприятие вызвано не одной только
необходимостью удовлетворить
внутренний спрос на денежные знаки, но
и изъять из оборота плохие суррогаты
денег, заменив их лучшими и легче
поддающимися контролю и, главное,
учету, что нельзя сказать о денежных
знаках, хранящихся в сундуках в
народной массе и приходящих из таких
областей, где работает печатный
станок большевистской власти.
Кроме
этой цели, т.е. изъятия плохих
суррогатов денег, Министерство
финансов стремится к созданию
возможности большего единения в
области бумажных денежных знаков. С
этой целью Министерство финансов и
допускает к обращению те кредитные
билеты, которые были заказаны первым
революционным правительством (кабинет
кн. Львова) и заказало денежные знаки
мелких купюр в Соединенных Штатах
Америки.
Когда
таким образом правительство будет
располагать достаточным количеством
кредитных билетов, крупных и мелких (разменных)
купюр, Министерство финансов
приступит к обмену рубль за рубль
выпущенных Сибирским Временным
правительством краткосрочных
обязательств Государственного
казначейства, курсирующих в качестве
денег. Эта мера, конечно, поднимет
доверие народных масс к финансовой
политике правительства и,
предоставляя банкам достаточное
количество разменных знаков,
немедленно вызовет к жизни все
кредитные операции банков, которые,
таким образом, в очень короткое время
стянут в свои кассы значительные
количества кредитных билетов
монархического режима, казначейских
знаков прежних образцов (керенок) и их
суррогатов (облигаций займов и других
государственных бумаг, имеющих
хождение наравне с денежными знаками).
Когда произойдет такое привлечение в
кассы банков перворазрядных
суррогатов денег, Министерство
финансов объявит срок для обмена всех
второсортных суррогатов денег (местных
бонов, чеков местных банков и пр.) на «керенки»
и им подобные перворазрядные
суррогаты с тем лажем, какой будет
существовать на эти последние на
мировом денежном рынке.
Второй
операцией Министерства финансов
будет обмен керенок и им подобных
перворазрядных суррогатов (штемпелеванных
и перфорированных государственных
бумаг) на кредитные билеты
монархического режима, причем
последние будут котироваться по
мировой цене золота, в соответствии со
своим металлическим эквивалентом (обеспечением).
Третьей
операцией будет обмен кредитных
билетов монархического режима на
деньги нового образца по курсу
последнего, каковой установится на
мировых денежных рынках.
Такими
операциями будет достигнуто единство
денежного обращения, будут изъяты
разнообразные денежные знаки и будет
проведена постепенная и справедливая
девальвация. Не обмененные к срокам
денежные знаки будут считаться
недействительными. Обмененные знаки
будут уничтожаться правительством.
Таким
образом, будут проведены в жизнь те
паллиативные меры, какие являются
подготовкой к проведению строго
официальной финансовой программы,
предвидеть и разобрать план коей еще
совершенно невозможно, вследствие
неоконченного еще объединения и
освобождения России, неизвестности ее
экономического и финансового
положения и многих затруднений,
связанных с настоящим политическим
моментом.
Что
касается валютной операции, то
таковая должна выразиться в точном
подсчете товаров экспорта, к
устройству их размещения на
иностранных рынках и постепенному
подвозу таких товаров к
железнодорожным станциям и
пароходным пристаням, а также в
привлечении капитала в те горные и
промышленные предприятия, которые в
настоящее время требуют денежных
средств для своего развития. Под
обеспечением всем имуществом таких
предприятий и богатства недр
правительство будет содействовать
получению иностранной валюты.
Кроме того,
правительство примет все меры для
регулирования нашего импорта.
Министерство
финансов предполагает необходимым
осуществить предоставление в его
распоряжение открытых в Париже,
Лондоне, Вашингтоне и Токио кредитов,
закрытых с падением кабинета
Керенского. Министерство финансов
полагает возбудить вопрос об открытии
союзными правительствами новых
кредитов для нужд русской армии, для
организации решительной борьбы с
большевиками, как путем военных
действий, так и организации всей
внутренней экономической жизни. Такую
финансовую помощь Министерство
финансов считает совершенно
необходимой и вполне справедливой.
Свое мнение министерство основывает
на том соображении, что, помогая
России освободиться от большевизма,
союзные нам народы помогают в
значительной степени самим себе в
следующих отношениях:
1. Союзники
устраняют опасность коммунизма и
интернационализма, которые <…>
подорвали финансовый и моральный
кредит народа и предали его в
сознательно в руки организованного и
национального германского капитала,
выработавшего весь план коммунально-интернациональной
республики в России…
2. Если
Россия с трудом освободится от
большевистской власти и будет
предоставлена собственным силам, она
впадет в столь тяжкое экономическое
бессилие, которое используют лишь
ближайшие соседи-немцы. Они без
сомнения сумеют произвести новый, на
этот раз совершенно полный захват
экономической жизни России, вытеснив
все иностранные враждебные капиталы,
как это намечено было совещанием
германских банков в декабре 1917 года…
Помощь,
которую могут должны оказать союзники
России в главных чертах сводится к
следующему:
1.
Энергичная помощь снабжением <…>
для доведения войны до полной победы
над большевиками.
2. Самая
широкая и быстрая помощь для
урегулирования эк. Жизни в России, в
смысле снабжения нашего внутреннего
рынка предметами потребления и для
прекращения <…> деморализующего
население товарного голода <…>
Первой такой помощью было бы открытие
кредита на осуществление сахарной
монополии, устройство завозных
складов, откуда отпускались бы товары
под векселя общественных организаций
и крупных складов за поручительством
Государственного Банка.
3.
Содействие в вопросах привлечения
капиталов, принадлежащих гражданам
союзных нам стран, в русские
предприятия для создания
промышленных центров и завершенных
циклов производств. Это мероприятие
является единственной мерой для
борьбы с экономической
агрессивностью Германии, особенно
легко осуществляемой в России при
посредстве двуподданных германцев и
немцев русского происхождения (прибалтийских
немцев и колонистов).
4.
Содействие в вопросе размещения наших
товаров (хлеба, каменного угля,
пушнины, мяса, шерсти, рыбы и т.д.) и
открытие для России кредитов под этот
экспорт.
5. Кредит для
приведения железных дорого и водных
артерий в положение наивысшей
провозоспособности.
6. Открытие
для нужд правительства кредитов,
существующих в Париже, Лондоне,
Вашингтоне и закрытых со времени
большевистского переворота.
7. Открытие
кредитов на расширение площади
посевов хлопка.
8. Открытие
кредитов под некоторые товары,
имеющиеся в порте Владивосток и
нужных союзникам (азотистые
соединения в качестве удобрений,
кабель и пр.)
9.
Возмещение расходов, понесенных
Государственным Казначейством
восстанавливаемой России на
снабжение и содержание чехословацких
войск. <…>
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 187. Л. 3 - 6.
11
Из
доверительной записки министра
финансов И.А. Михайлова министру
иностранных дел С.Д. Сазонову
18 декабря 1918
г., Омск
Министерство
финансов, оценив конъюнктуру,
создаваемую мероприятиями корпорации
«Уорд-Трэд-Борд», прилагаемыми в
секретной телеграмме российского
посла в Вашингтоне, высказывает
следующее по этому вопросу мнение:
1. Выпуск
особых рублевых торговых знаков, хотя
и предназначенных исключительно для
торгового оборота с САСШ и
обмениваемых на переводы на Нью-Йорк,
Лондон, Париж и Токио, несомненно,
вызовут новую депрессию существующих
денежных знаков. Объясняется это
спекуляцией на русские деньги, причем
последние часто без всяких
экономических и политических причин
понижаются. Устанавливая же при
обмене рублей на рублевые торговые
знаки определенный и постоянный лаж,
несомненно, появится ажиотаж и
усиленная скука этих торговых знаков,
что и послужит началом нового
обесценения признанных российским
правительством и имеющих хождение
внутри страны денег.
2.
Определение первоначального выпуска
торговых рублевых знаков в 5 млн.
долларов, т.е. 10 млн. рублей и
дальнейший их выпуск, сообразно
потребностям оборота, совершенно
неосновательны. Всякий более прочный
в смысле котировки денежный знак
является предметом усиленного спроса
и неизменно впитывается населением
без возврата его на общий денежный
рынок. Объясняется это встревоженной
психологией народа и стремлением
спасти свои сбережения от обесценения
их. Таким образом, группа,
проектирующая выпуск торговых рублей,
принуждена будет прибегнуть к
усиленному выпуску своих знаков, т.е. к
большему загромождению русского
денежного рынка своим суррогатом.
3.
Распределение группой своих торговых
знаков вносит полный произвол в этой
области, произвол, который очень
невыгодно отразится на развитии общих
торговых дел и, кроме того, является
плохо скрытой формой контроля над
торговлей… <…>
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 187. Л. 12.
12
Из записки
министра финансов И.А. Михайлова
20 декабря 1918
г., Омск
<…>
Правительство
не спешило прибегать к эмиссии
кредитных билетов, ограничиваясь до
настоящего времени выпуском
краткосрочных обязательств
Государственного Казначейства
сначала Сибирского, а затем и
Всероссийского, и казначейских знаков
мелких купюр.
Такой
выпуск до настоящего времени достиг
суммы в 630 000 000 р. <…>
Производя
выпуск кредитных обязательств и
знаков Казначейства, министерство
финансов делает это в полной
уверенности, что вся эмиссия вполне
обеспечена во много раз превосходящим
ее металлическим запасом,
естественными ресурсами страны и
постепенно налаживающейся внутренней
политической жизнью.
Наш
металлический запас, хранящийся в
кладовых Государственного банка в
Омске, достигает 45 тысяч пудов золота
и 35 тысяч пудов серебра, не считая 1000
пудов золота в слитках, находящихся в
распоряжении правительства на
территории Сибири и Урала, и 200 - 225
пудов платины, ныне скупаемой
министерством финансов.
Что
касается ресурсов страны, то,
пользуясь данными обследования
главнейших отраслей одной лишь
Сибирской промышленности, возможно
установить факты, позволяющие
предвидеть здоровые основания
будущей экономической и финансовой
политики объединенной России.
Факты эти
выражаются цифрами, характеризующими
довоенный период и
производительность разных отраслей
народного хозяйства, в большинстве
случаев ведущегося отсталыми, часто
примитивными и не капиталистическими
способами и приемами.
1. Рыбный
промысел при отсутствии рациональных
хозяйств дает рыбы на 34 миллиона руб.
2.
Промысловая охота (пушнина, птица) – 100
млн. р.
3. Лесная
промышленность, считая не только
сырье, но полуфабрикат, целлюлозу и
продукты сухой перегонки дерева – 500
млн. р.
4.
Каменноугольная промышленность и
металлургическая – 500 млн. р.
5.
Золотопромышленность – 200 млн. р.
6. Сельское
хозяйство в смысле ежегодных запасов
хлеба экспортного и семенного – 500 млн.
р.
Итого: 1 834
млн. р.
При этом
необходимо отметить, что цифры,
иллюстрирующие ценность рыбного и
охотничьего промысла, а также лесной,
каменноугольной, металлургической и
золотой промышленности, отвечают
почти только одной сибирской
промышленности.
Эти цифры
характеризуют сумму материальных
ценностей, производимых некоторыми
отраслями народного хозяйства. Здесь
совершенно не упоминается
эксплуатация железных дорог, портов,
морского и речного каботажа,
скотоводства, крупных и мелких
промышленных предприятий, которые
могут работать как на внешний, так и на
внутренний рынки.
Наконец,
третий ресурс – урегулирование
внутренней политической жизни –
характеризуется также чрезвычайно
утешительными цифрами.
1. Сумма
текущих беспроцентных счетов с 288 093 000
р. на 1-е июля достигла 1 060 133 000 р. на 1-е
декабря с.г.
2.
Поступления по таможенным
учреждениям Сибири за 8 месяцев 1918
года выразились в 33 320 000 р.; за сентябрь
– 3 899 000 р.; за октябрь – 12 363 000 р.; за
ноябрь – 16 622 000 р.
3.
Поступление налогов в июле выразилось
ничтожной суммой в 925 473 р.; в августе –
1 588 930 р.; в сентябре – 3 421 118 р.; в
октябре – 5 440 417 р.; в ноябре (за первые
три недели) – 5 495 050 р., показывая
прогрессивное и весьма значительное
повышение вносимой населением суммы
налогов.
4. Доход от
ограничительной законом продажи
спирта и вина с 1 023 585 р. за август 1918 г.
поднялся до 20 932 049 р. 50 коп. К 1-му
декабря с.г. наличные запасы спирта и
вина и восстановление винокурения в
полной мере обеспечит поступление в
доходы казны прежней бюджетной статьи
в сумме почти 1 млрд. р.
Эти
цифры с несомненностью доказывают
оздоровление политической жизни
страны, восстановление
государственного инстинкта в
населении и позволяют видеть те пути
финансовой политики, какими
воспользуется правительство в своей
работе над возрождением объединенной
России <…>
Всякое
нарушение державных прав России,
выражается ли оно непризнанием
правительства, или самовольным
возникновением иностранных банков,
или слухами о выпуске иностранных
денежных знаков очень чутко и быстро
воспринимается населением, усиливает
его угнетенное настроение и
задерживает восстановление
нормальной жизни… <…>
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 187. Л. 17 - 21.
13
Телеграмма
временно управляющего посольством
РОССИИ в США С.А. Угета в Министерство
иностранных дел для Министерства
финансов
21 декабря 1918
г., Вашингтон
Еще
раз прошу немедленно сообщить текст
лицевой и оборотной стороны,
примерный рисунок, в нескольких ли
красках отпечатать и какие именно
купюры, ибо для каждой краски
отдельное клише, так как при
неизвестности технических условий
печатания знаков в Сибири сделать нам
самим потребного количества
планшеток совершенно невозможно».
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 28. Л. 43.
14
Телеграмма
временно управляющего посольством
РОССИИ В США С.А. Угета в Министерство
иностранных дел
24 декабря 1918
г., Вашингтон
Вплоть
до признания Омского правительства
отношение международного денежного
рынка к выпускаемым правительством
деньгам будет вполне определенное,
если только таковые не имели за собой
совершенно специального обеспечения.
С точки зрения внутреннего обращения,
то, ввиду тождества надписей на новых
и старых билетах, формально не может
быть между ними разницы; фактически же,
конечно, все будет зависеть от доверия
к ним народных масс.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 28. Л. 40.
15
ИЗ
Разговора по прямому проводу товарища
министра финансов с чиновником
министерства финансов,
командированным во Владивосток для
приема прибывающих из Америки
денежных знаков
25 декабря 1918
г., Омск
<…>
Вчера
утром меня пригласил Мартель,
французский комиссар, который
запросил меня относительно
прибывающих знаков совместно с
представителем министерства
иностранных дел Клеммо. Я дал
следующие разъяснения. Прибывающие
знаки предназначены для обмена
местных знаков: «мухинок», «краснощековских»,
«дутовских», самарских, оренбургских.
Также будут изъяты крупные купюры
краткосрочных обязательств.
Некоторые суррогаты. Указанные
американские знаки предназначены для
улучшения денежного обращения и не
являются новой эмиссией.
Граф
Мартель сообщил содержание копии
телеграммы французского посла в
Вашингтоне в Париж, что высылаемые
кредитные билеты предназначаются
правительству России, которое будет
признано союзниками и впредь до
разрешения этого вопроса союзниками
подлежит задержанию. Мы сказали, что
такое задержание груза поставит
правительство в безвыходное
положение, и что знаки эти посылаются
после четырехмесячных переговоров с
Вашингтоном, что в связи с получением
этих знаков построен дальнейший
финансовый план государства. Кроме
того, задержание знаков, прибывших во
Владивосток, наносит непоправимый
ущерб авторитету правительства, так
как сведения о прибытии знаков
имеются <…>
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 187. Л. 33.
16
Записка
министра финансов И.А. Михайлова «По
вопросу о введении в обращение в
Сибири новых денежных знаков»
[20-е числа]
декабря 1918 г., Омск
«В
настоящее время по различным поводам
внешнего и внутреннего характера
возникает вопрос о денежных знаках,
которые необходимы для
восстановления нормальной
экономической жизни в стране и
особенно в сфере влияния союзников.
При
рассмотрении этого вопроса
представляется два выхода:
1.
возможность применить старые русские
кредитные билеты.
2. ввести
какую-либо иностранную валюту –
доллар или иену.
3. выпустить
особые новые рублевые знаки.
Против
первого из этих доводов необходимо
привести следующее соображение:
старые кредитные рубли спрятаны в
народной толще и извлечь их
представляется делом крайне трудным;
спрос на старые рубли вызовет
спекуляцию как со стороны русских
держателей, так и со стороны
большевиков и Германии, где имеются
большие суммы старых русских
кредитных билетов; расценка рубля
будет искусственно поднята вне
зависимости от его покупной
способности, спекуляция уничтожает
всякую возможность установить
фиксированный курс бумажного рубля.
Против
второго мероприятия следует
выдвинуть следующие возражения:
проникновение иностранных денег
встретит вполне понятное препятствие
со стороны населения; спекулятивная
деятельность не будет парализована; и,
наконец, – появление новых не
национальных денег внесет еще более
глубокую разруху в денежное обращение.
Последней
из возможностей является выпуск новых
денежных знаков в форме новых русских
рублей с обычными для населения
подразделениями на копейки и со
связанными с этим подразделением
преимуществами этой денежной единицы
для населения в его обыденной
торговой жизни.
При
рассмотрении этого вопроса, прежде
всего необходимо поставить перед
собой ту цель, которую выпуск новых
денежных знаков преследует и, не
задаваясь непосильными задачами
широкого масштаба, уяснить себе лишь
определенные практические задачи,
которые должны быть достигнуты их
выпуском.
Следует
первым делом иметь в виду, что выпуск
новых денежных знаков не преследует
цели изъятия из обращения старых
кредитных билетов, девальвации рубля
и возвращения страны к нормальной
денежной единице. С точки зрения
политики, ни союзники, ни какая-либо
отдельная организация власти в России
не могли бы реально устанавливать
девальвацию русского рубля, с
вытекающим отсюда возложением
имущественных обязательств на все
население России, так как, принятие
такой меры может быть проведено лишь
признанным всем населением властью
при утверждении в России
национального правительства.
Оставляя в стороне политическую точку
зрения, такая девальвация не могла бы
быть проведена с точки зрения
финансово-экономической: внутренняя
ценность рубля расценивается сейчас
не одинаков в различных местностях
России, внешняя его ценность на
иностранных рынках совершенно не
определена и различна по странам, весь
комплекс экономических потрясений,
понесенных Россией, не может быть
никаким образом правильно оценен и т.д.
В
основе выпуска новых рублевых
денежных знаков должно лежать
положение, что этот выпуск имеет своей
задачей исключительно способствовать
восстановлению нормальной
экономической жизни, дав населению
какое-то новое мерило ценностей, не
подвергающееся случайным колебаниям
и обладающее определенной покупной
способностью. В глазах населения
новые денежные знаки должны иметь
ценность квитанций на получение
товаров и иметь поэтому особую
привлекательность для их накопления и
приобретения. По существующим в
настоящее время условиям жизни в
России, русскому населению будет
важно иметь эти новые знаки не ввиду
данной союзниками гарантии в твердой
стоимости, а исключительно с точки
зрения их покупной способности.
Общая
сумма выпуска новых денежных знаков
не имеет никакого отношения к общей
сумме имеющихся в обращении в России
кредитных билетов, так как первым
условием выпуска новых банкнот должна
быть невозможность свободного
размена их на старые кредитные билеты
и поэтому общая сумма выпуска их будет
зависеть лишь от потребностей
хозяйственного оборота освобожденных
местностей.
Выпуск
новых знаков мог бы с точки зрения
правовой быть произведен
образованной под руководством
министерства финансов ОСОБОЙ
ЭМИССИОННОЙ КОМИССИИ, в составе
представителей правительства,
частных коммерческих банков, крупных
торгово-промышленных организаций,
центральных кооперативных
объединений и представителей
иностранных банков, принадлежащих
союзным с Россией нациям, причем
влияние каждой из участвующих групп
определяется размером внесенного
капитала и может изменяться в
зависимости от размеров активных
операций по выпуску банкнотов. При
этом, однако, влияние российского
правительства ни в коем случае не
может быть менее половины общего
влияния, выражающегося количеством
директоров правления эмиссионной
комиссии.
Особая
эмиссионная комиссия выпускает
торговые банкноты различных купюр,
определяя их выпуск размерами внешней
торговли. Котировка торговых
банкнотов, выраженных в рублях, по
соглашению с полномочными
представителями союзных держав или
через российских дипломатических
представителей в союзных странах,
устанавливается в определенном
соотношении с одной из наиболее
прочных иностранных валют, что должно
быть признано всеми руководящими
иностранными биржами.
Участвующие
в эмиссионной комиссии вносят в
Государственный банк России, на счет
комиссии, определенные части
основного капитала.
Обеспечение
банкнотов и порядок их приобретения
должен быть таков. Организации,
предприятия или лица, нуждающиеся в
приобретении банкнотов, обращаются к
содействию эмиссионной комиссии,
которая передает выполнение
поручения той или иной финансовой или
кооперативной группе.
Последняя
кредитует предприятия или лица под
векселя или под залог недвижимого
имущества: земельных угодий, лесов,
рудников, фабрик, заводов, домов,
пароходов, железных дорог, орудий
производства и пр., выдавая
определенную сумму в русской валюте
по курсу торговых банкнотов и ставя
свой бланк на выпущенном
свидетельстве для данной партии
банкнотов, которые, таким образом,
совершенно обеспечены имуществом.
Общая
сумма торговых банкнотов не должна
иметь какого-либо отношения к общей
сумме имеющихся в обращении в России
денежных знаков, а потому главным
условием выпуска новых банкнотов
должно явиться воспрещение
свободного обмена их на имеющие
хождение в стране денежные знаки.
Таким образом, общая сумма выпуска
будет зависеть лишь от размера
торговых оборотов, от потребностей
хозяйственной жизни страны и от
особых причин, всякий раз
определяемых эмиссионной комиссией.
Во
главе ЭК должно быть правление, в
составе лиц, назначаемых
правительством России и участвующих
союзных государств и представителей
от других участвующих групп из среды
лиц, знакомых с банковской
деятельностью.
Товарные
банкноты выпускаются в качестве
временной меры, пока в России не
наступит период, позволяющий провести
денежную реформу во всероссийском
масштабе, что определяется российским
правительством. В виду сего, торговые
банкноты не должны носить надписи о
размене их на металл. Банкноты должны
служить расчетными квитанциями при
экспорте и импорте, определяемыми
эмиссионной комиссией для
внутреннего обращения.
Биржевая
фиксированная котировка банкнотов
определяется в одной какой-либо
прочной иностранной валюте, с
выражением в валютах других стран, в
зависимости от курса валюты, взятой в
основу расценки банкнотов. С этой
точки зрения вытекает, как следствие:
1.
размен банкнотов на иностранную
валюту;
2.
гарантия банкнотов со стороны
российского правительства и со
стороны заинтересованных в делах
эмиссионной комиссии иностранных
союзных правительств.
При
таком положении вопроса новые
банкноты явятся естественным
платежным средством при импортно-экспортной
торговле, уничтожая невыгодную для
России и союзников спекуляцию с
русскими денежными знаками и
ценностями и оставляя обращающиеся
ныне денежные знаки исключительно для
внутренних оборотов.
Имея
в виду невозможность установить
размер выпуска банкнотов, было бы
необходимым не связывать банк в своем
уставе определением их максимальной
суммы, а установить лишь процент
обеспечения, который банк обязан
соблюдать в отношении к своему фонду.
При
строгом соблюдении принципа, что
новые рубли являются квитанциями на
получение товара, т.е. единовременными
знаками, принимаемыми в платеж за
товары, необходимо признать, что в
известных случаях какой-то размен
старых рублей на новые не будет
необходимо установить. Новые рубли
будут проникать в население при
расплате союзных войск за необходимые
им жизненные припасы на местах и путем
выдачи ссуд и субсидий жизненно
необходимых учреждениям русской
промышленности для того, чтобы дать им
возможность стать на ноги, а также
земствам, городам, кооперативам на
нужды общественной надобности. Однако,
нельзя не иметь в виду, что острая
необходимость населения во многих
предметах первостепенной важности, в
связи с желанием союзников придти на
помощь этому населению, должна будет
заставить новые учреждения,
выпускающие банкноты, принимать
старые русские кредитные рубли в
обмен на банкноты. Во избежание
спекуляции и ограничения потребности
в чрезмерном выпуске банкнот,
необходимо будет установить, что
такой размен будет производиться лишь
в случае, когда необходимость в том
будет устанавливаться особыми
местными органами, имеющими право
выдавать сертификаты, удостоверяющие
необходимость населения в тех или
других товарах и право обмена на те
или иные суммы. Обмен этот будет
производиться в таких случаях в
разное время по разному курсу, в
зависимости от биржевой расценки
старого рубля, расценка которого,
очевидно, постепенно будет падать с
момента появления в обращении новых
рублей. Возможно, что в некоторых
случаях придется устанавливать
условный курс.
Рассматривая
ценность нового рубля в отношении
золота и иностранной валюты, следует
иметь в виду:
1. Новый
денежный рубль не должен содержать в
себе какое-либо упоминание о размене
на золото.
2. При
размене на иностранную валюту
ценность нового рубля могла быть
зафиксирована раз навсегда, не
подвергаясь каким-либо изменениям,
либо в валюте одного из
заинтересованных государств, либо в
валюте нескольких государств.
Хотя
в пользу нескольких валют говорит
практическое удобство придания
новому рублю характера
международного разменного знака,
однако, такое условие на практике
трудно осуществимо. Взаимные
соотношения между валютами отдельных
стран, обыкновенно до войны
балансируемые из страны в страну
передвижением товаров и золота, ныне
подвергаются сильным колебаниям и
установление какого-то
таксированного или золотого паритета
между различными валютами явилось бы
невыполнимым по многим соображениям.
Наиболее удобным и исполнимым на
практике явилось бы формулировать
ценности нового рубля в одной валюте,
например, в долларах (50 центов – 1
рубль) с выражением в валютах других
стран в зависимости от курса доллара.
С точки
зрения надписи на банкноте и самого их
текста, необходимо иметь в виду
следующие положения:
1.
Размениваемость банкнот на
иностранную валюту.
2. Гарантию в
этой размениваемости со стороны
заинтересованных иностранных
правительств.
3. Особые
условия выпуска банкнотов, т.е., что
они являются единственным платежным
средством при покупке иностранных
товаров, ввезенных в Россию.
Необходимо
так же иметь в виду следующие основные
положения Особой эмиссионной
комиссии:
1. Особая
эмиссионная комиссия должна быть
учреждением, централизующим ввозную и
вывозную торговлю.
2. Комиссия
должна принимать самые строгие меры
по охране своей валютной политики.
3. Комиссия
должна соблюдать самые строгие
правила открытия кредита русским
банкам и промышленным учреждениям в
России и ввести самую консервативную
учетную политику.
Министр
финансов
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 202. Л. 11 - 14.
17
из Проекта
введения в обращение новых денежных
знаков и создания эмиссионного банка
с иностранным капиталом
[Конец
1918 г.]
<…>
Некоторые условия организации
эмиссионного банка
В
начале настоящего исследования было
отмечено, что наиболее удобная форма
учреждения для выпуска денежных
знаков — эмиссионный банк, основанный
по законам одного из заинтересованных
государств. По своей форме банк был бы
частным учреждением; так как, однако,
таковой должен преследовать
исключительно государственные задачи,
то отнюдь не должны быть уступлены его
акции частным лицам, а основной его
капитал подлежит образованию самими
заинтересованными Правительствами.
Таким образом, исключительное влияние
на банк будет принадлежать указанным
Правительствам. В виду чрезвычайно
ответственной роли банка и
крупнейшего его политического
значения Правительственный контроль
над ним надо считать обстоятельством
благоприятным и желательным.
Правление
банка будет, очевидно, находиться не в
России, причем, если бы имелась
свобода выбора, то, при настоящей
конъюнктуре, естественно было бы
остановиться на САСШ (это не значит,
однако, что банк желательно
образовывать по американским законам.
Эти законы очень стеснительны для
банка, производящего операции за
границей, и поэтому возможно, что
такой целесообразнее было бы учредить
в Англии, быть может, однако, с
фактическим пребыванием в Америке).
Много причин общефинансового,
политического и экономического
характера оправдывали бы указанный
выбор, но в частности, особое значение
имеет близость названной страны к
Сибири, где на первое время, очевидно
будет главный район деятельности
эмиссионного банка.
Ввиду
предполагаемого международного и
правительственного характера банка,
представлялось бы целесообразным
поручить главное наблюдение за ним
особому совету из лиц, назначенных
Правительствами. Непосредственное
управление банком находилось бы в
руках делового правления банка из лиц,
знакомых с банковской деятельностью.
Условия
размена банкнот и взаимоотношения
между правительством и банком всегда
определяются законодательными актами,
называемыми привилегиями банка. В
данном случае это неисполнимо за
отсутствием правительства, и потому
соответственные постановления
придется ввести в самый устав банка.
В
этом отношении наиболее важным
является вопрос об эмиссионном праве
и характере обеспечения выпускаемых
банкнот. В виду отсутствия каких-либо
данных, позволяющих определить хотя
бы приблизительный размер обращения
банкнот, установление какого-либо
максимума чрезвычайно нежелательно.
Лучше будет представить эмиссионному
банку полную свободу, связав его
соотношением между фондом
обеспечения и выпущенными банкнотами.
Обеспечение могло бы составлять 40 % и
даже 33 % от суммы банкнот (разумеется,
при условии, что выкуп состоится на
правильных основаниях, в противном
случае <…> большинство держателей
представят банкноты к размену).
Т.к.
главнейшей задачей Эмиссионного
Банка будет оздоровление денежного
обращения <…>, то следовало бы
включить в его устав постановление о
том, что известная часть выпускаемых
им банкнот (например, 25 %) должна быть
обращаема исключительно на изъятие из
обращения прежних денежных знаков.
Средства,
затраченные на этот предмет, будут, с
коммерческой точки зрения,
непроизводительными, и поэтому, быть
может, будет справедливым в
последствии, при ликвидации или
преобразовании Эмиссионного Банка
возместить ему за счет национального
правительства эти затраты полностью
или частично.
Обеспечением
могли бы служить законные денежные
знаки соответственных стран,
облигации государственных долгов в 80 -
90 % от их номинальной стоимости (быть
может, даже русские золотые займы),
золото (возможно, что Эмиссионному
Банку удастся производить скупку
золота в России) и, наконец, портфель
первоклассных заграничных
акцептированных векселей, вытекающих
из торговли с Россией. (Возможно было
бы допустить некоторый процент
иностранных векселей).
Банк
должен быть снабжен достаточным
основным капиталом (ок. 25 миллионов
долларов); если бы, кроме капитала,
Правительства дотировали его также
фондом обеспечения в виде
государственных облигаций, то, в
последнем случае, был бы достаточен
основной капитал в 5 - 10 млн. долл.
Несомненно,
что сразу же по открытии банка,
военные и гражданские власти
заинтересованных стран начнут
производить через его посредство
платежи своим органам в России, что
быстро увеличит фонд обеспечения в
иностранной валюте. Таким образом,
операции возможно будет открыть с
первоначальным фондом ок. 20 млн. долл.,
что при 40 % обеспечении
индоссированном курсе 17,15 центов за
рубль, даст возможность выпустить
банкнот на сумму ок. 3 000 млн. руб.
Банку
следовало бы предоставить право
пересылки валюты и перевода сумм из
России заграницу и обратно без
испрошения на то особых разрешений
правительства.
Как
известно, в виду войны во всех странах
существуют ограничительные меры в
отношении вывоза денежных знаков и
перевода сумм. Эти правила вынуждали
бы банк к получению надлежащих
официальных разрешений едва ли не на
каждую операцию, что было бы
чрезвычайно стеснительно для
правильного его функционирования.
Между тем, так как банк был бы
учреждением по существу
правительственным и так далее, с
другой стороны, при разрешении тех или
иных операций, его мнение было бы
решающим ( в виду большей его
осведомленности о целях операций), то,
казалось бы, проще всего вверить ему
самому контроль за операциями и
освободить его от надзора других
правительственных органов, менее
нежели он компетентных, решать
вопросы валютного обмена с Россией.
В
частности, однако, вывоз золота в
монете или слитках из России должен
быть запрещен. Если бы Эмиссионному
Банку и удалось скупить в России
некоторое количество золота, то
справедливость требует, чтобы это
богатство страны в ней осталось и
единственное применение, которое
Эмиссионный Банк мог и должен был бы
дать этому золоту это использование
его для усиления разменного фонда.
Система
филиалов Эмиссионного Банка должна
быть центральная, так как она более
всего подходит для Эмиссионного Банка
и, в особенности, необходима при
исправлении денежного обращения,
успех коего зависит от единообразия
политики.
Однако,
на первое время, вследствие особых
условий, в которых приходится
протекать помощи союзных держав,
неизбежно будет установление
порайонной системы; уже сейчас можно
предусмотреть 2 района: один в Сибири,
другой на Мурманском берегу; возможно
образование еще и третьего района (например,
на Кавказе). Все эти пункты лежат в
таком отдалении друг от друга, что
политика Эмиссионного Банка должна
направляться в каждом из них
самостоятельно, если не считать общих
директив правления. Впоследствии
деятельность банка может быть
объединена одной главной дирекцией в
России.
Что
касается первоначального пункта, в
коем должна находиться дирекция, то
таковым должен быть Владивосток.
Такой выбор едва ли нуждается в
доказательствах, но к очевидным
мотивам можно прибавить, что кладовая
Владивостокского отделения
Государственного Банка самая большая
в Сибири и, во всяком случае, с ней
может сравниться только кладовая в
Иркутске.
Выше
только что упомянуто о
Государственном Банке как бы в связи с
учреждениями Эмиссионного Банка. И
действительно, что может быть
естественнее для последнего, нежели
занятие учреждений Государственного
Банка. Эти учреждения, оторванные от
своего центрального управления и
изолированные, не представляют
решительно никакой ценности для
регулирования денежного обращения.
Между тем, Эмиссионному Банку
придется принять на себя все бремя
заведования денежным обращением
страны, так не проще было бы начать с
правильного конца, принимая в свое
распоряжение уже существующие органы.
ГА РФ. Ф. 5863.
Оп. 1. Д. 3. Л. 185 - 189.
18
Из
представления Всероссийского Совета
съездов торговли и промышленности
министру финансов И.А. Михайлову
28 января 1919
г., Омск
<…>
Принимая
во внимание, что станок экспедиции
заготовления государственных бумаг
находится в руках большевистского
правительства и им-то как раз и
печатаются царского образца деньги в
громадном количестве, котировка
только романовских рублей дает
наибольшую выгоду как раз тому
коммунистическому правительству,
которое объявлено врагом всех
государств и с которым борются
возрождающиеся части России
совместно с союзниками. Таким образом,
порядок котирования нашими
союзниками только романовских рублей
даст последствия как раз обратные тем
целям, которые преследуются их
военными и экономическими
мероприятиями, направленными к
политическому и экономическому
возрождению России… <…>
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 202. Л. 33об.
19
Секретная
телеграмма посла России во Франции В.А.
Маклакова министру иностранных дел И.И.
Сукину
15 февраля 1919
г., Париж
Князь
Львов просил передать адмиралу
Колчаку: «Убедительно просим выделить
из металлического запаса некоторую
часть серебра, платины и золота для
обращения на иностранную валюту.
Желательно создать особый фонд в 25 млн.
франков. Из этого фонда расходы будут
производиться с крайней
бережливостью, на нужды, признанные
Совещанием как неотложные. Вставая на
этот путь финансовой
самостоятельности, чтобы достичь
наилучших результатов в борьбе с
большевиками, мы, однако, будем
держаться прежней политики -
добиваться в первую очередь помощи
деньгами и материалами от союзников и
Америки <…> Продажа может быть в
открытой форме путем Ваших
непосредственных сношений с
отделением Русско-Азиатского банка в
Шанхае, где кроме Вашего запаса
серебра имеется остаток свыше 300 тыс.
унций серебра, закупленного Временным
правительством».
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 116. Л. 8.
20
Секретная
телеграмма посла России во Франции В.А.
Маклакова министру финансов И.А.
Михайлову
19 февраля 1919
г., Париж
Новицкий
просит передать Михайлову, ссылаясь
на телеграмму генерала Щербачева
Верховному Правителю о покупке
авиационного имущества у англичан для
армии генерала Деникина. Не откажите
сообщить, имеются ли в Вашем
распоряжении императорские рубли на
сумму 30 млн. рублей, каковые должны
будут быть высланы в натуре в Батум
для английских войск в случае
заключения операции. Сумма около 5 млн.
рублей, а остальную часть следуемой
оплаты можно будет внести в Русско-Азиатский
банк Вашими рублями. Телеграфируйте,
какое количество императорских
рублей имеется в Вашем распоряжении и
о возможности в будущем подобных
операций.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 116. Л. 10.
21
Из
докладной записки по вопросу
объединения деятельности
Министерства иностранных дел и
Министерства финансов в области
финансовой политики
[Около 25]
февраля 1919 г., Омск
<…>
13 октября
была получена от нашего
уполномоченного во Владивостоке
телеграмма, в которой испрашивалось
немедленное разрешение на открытие
там отделения Гонконг-Шанхайского
банка <…> Непосредственная и
тесная связь с иностранными денежным
и фондовым рынком и непосредственно
большая финансовая мощь его, устранят
для него конкуренцию прочих банков. В
области валютных сделок подобное,
близкое к монопольному положение, да
при том еще иностранного банка, таит в
себе реальную опасность для всей
нашей валютной политики.
Открывающаяся, благодаря этому,
широкая возможность для всякого рода
операций но не товарной, а на
спекулятивной основе, угрожает лишить
действительного значения все
мероприятия по охране курса рубля и
таким образом изъяв его из сферы
возможного планомерного воздействия,
превратив в объект, быть может, самой
беззастенчивой спекуляции.
Одновременно
с этим, та ж исключительность
финансовой силы послужит для банка
способом привлечения к себе вкладов
из других банков <…>
Вторым
аналогичным случаем является выпуск
Японией военных бон с фиксированным
курсом без предварительного сношения
с русскими властями. Акт этот прежде
всего свидетельствует об открытом
нарушении суверенных прав России, ибо
попытка представителя Японии
рассматривать боны лишь как
вексельные обязательства в то самое
время, как японские власти
употребляют их на русской территории
в качестве платежного средства,
является явно несостоятельным.
Само
собой очевидно, что выпуск таких бон с
принудительным курсом должен
неизбежно давить на курс нашего рубля.
Действительно, 21 октября иена
расценивалась уже в Чунчуе в 5 р. 70 коп.,
и в Харбине в 5 р. 95 коп. <…>
Кроме
того, введение новых денежных знаков в
нашу и без того столь разрозненную
денежную систему содействует еще
большему засорению денежного
обращения.
Наконец,
указанный образ действий со стороны
Японии поражает нашу валютную
политику еще в следующем отношении.
Пользуясь при расплатах на нашей
территории собственными денежными
знаками, Япония лишает нас одного из
возможных и существенных источников
пополнения наших запасов иностранной
валюты. <…>
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 187. Л. 52.
22
Секретная
телеграмма посла России во Франции В.А.
Маклакова министру иностранных дел С.Д.
Сазонову
27 февраля 1919
г.
Третьяков
просит передать Михайлову.
Финансово-экономическая
комиссия подробно обсуждала вопрос о
мерах по упорядочению денежного
обращения в России и по облегчению
расчетов с заграницей по товарообмену<…>
Меры настоящего дня сводятся к
следующим ближайшим практическим
задачам: во-первых, освобождение
денежного обращения частей России,
где действует местное правительство,
от зависимости от большевистского
станка, и, во-вторых, к принятию мер,
имеющих временный характер, для
облегчения товарообмена этих частей
России с заграницей. Для
осуществления первой из указанных
задач, комиссия нашла необходимым
настоятельно рекомендовать
правительству в Омске произвести
замен имеющихся в обращении в Сибири
разных типов старых денежных знаков
на новые денежные занки Омского
правительства, как присланные из
Америки, так и могущие быть
изготовлены на месте. Обмен этот
должен быть произведен в течение
заранее определенного срока, после
того, как Вы будете снабжены
достаточным количеством новых
денежных знаков. Комиссия рекомендует,
в случае предъявления значительного
количества старых денежных знаков к
обмену на новые и недостаточного
запаса новых денежных знаков,
производить обмен лишь части знаков,
предъявленных к обмену, записывая
остальную часть на текущие счета
обменивающих лиц, с выдачей им всем
соответствующего удостоверения.
После истечения определенного для
проведения обменной операции срока,
старые денежные знаки должны быть
объявлены не имеющими силу законного
платежного средства и расценка их в
торговом обороте с того дня будет
устанавливаться самой жизнью в
порядке частных сделок.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 116. Л. 23.
23
Секретная
телеграмма министра иностранных дел С.Д.
Сазонова управляющему Министерством
иностранных дел Ю.В. Ключникову
4 июля 1919 г.,
Париж
Юденич,
озабоченный ожидаемым при вступлении
в Петроград полным отсутствием
денежных знаков, желает выпустить
казначейские знаки, отпечатав их в
Стокгольме. Гулькевич спрашивает,
может ли дать требуемое шведами
согласие. Считаю необходимым
предварительное разрешение
правительства и ограничение суммы,
примерно в 75 млн. рублей, предусмотрев
возможность изъятия из обращения
путем обмена на выпускаемые Омском
знаки в течение полугода по
воссоединении Петрограда с Сибирью.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 117. Л. 62.
24
Из
секретной телеграммы управляющего
генеральным консульством России в
Харбине посланнику России в Китае
21 июля 1919 г.,
Харбин
<…>
По
имеющимся в генеральном консульстве
доверительным сведениям, Русско-Азиатским
банком несколько времени тому назад
были получены образцы обязательств
Государственного казначейства 1 000 и 5
000 руб. достоинства. До их получения
банк принимал эти обязательства под
гарантией Государственного банка
возместить все убытки, могущие
произойти от приема фальшивых билетов.
В настоящее время означенная гарантия,
понятно, снята, и прием происходит под
ответственность самого банка. По
получении образцов, дирекцией банка
был предпринят осмотр кассы для
выяснения – насколько ранее принятые
обязательства соответствуют образцам.
При этом оказалось, что в кассе
имеются обязательства 1 000 и 5 000 р.
достоинства семи видов и 14
разновидностей, из коих ни один не
соответствует вполне присланным
образцам.
Это
обстоятельство вынуждает банк
отказаться впредь от приема «сомнительных»
купюр, каковых, конечно, должно
оказаться таким образом подавляющее
большинство. Предполагается, что
прием этих обязательств будет
производиться банком лишь на комиссию
для отправки в Омск на экспертизу.
Вполне
понятно стремление банка оградить
себя от убытков, могущих произойти от
приема фальшивых обязательств, однако
осуществление вышеизложенного
проекта приведет к неисчислимым
последствиям, которых в данное время
даже нельзя всех предвидеть. Одним из
них несомненно явится полное
обесценение сибирских обязательств.
Вполне возможно также, ввиду
недостатка на денежном рынке «зеленых»
(«Зеленые» – кредитные билеты 1 000 и 250
р. достоинства. - Сост.) и романовских
кредитных билетов, переход на
японскую валюту…».
ГА
РФ. Ф. 200. Оп. 1. Д. 202. Л. 251.
25
Телеграмма
министра финансов И.А. Михайлова
поверенному в делах России в
Великобритании К.Д. Набокову
24 июля 1919 г.,
Омск
Ссылаясь
на Вашу телеграмму касательно
сообщения генерала Бригса, считаясь с
настоятельною необходимостью
немедленно помочь екатеринодарскому
правительству (Речь идет об Особом
совещании при главкоме ВСЮР генерале
А.И. Деникине. – Сост.), прошу Вас
срочно выяснить, не является ли
возможным отправить в район действий
Добровольческой армии денежных
знаков, заготовленных в Лондоне для
правительства Северной области,
каковые могли быть выпущены в
обращение на Юге с изменениями текста
о размене на фунты или же с наложением
соответствующего штемпеля,
указывающего на выпуск их
екатеринодарским правительством на
равных с другими выпускаемыми им
денежными знаками основаниях.
Отправление находящихся в Америке
изготовленных там кредитных билетов
на Юг России считаю крайне
нежелательным ввиду предположенного
использования таковых для проведения
денежной реформы, а также принимая во
внимание деление их лишь на две купюры
и сумму их в 575 миллионов рублей,
каковая явится безусловно
недостаточной для оказания
действительной помощи правительству
Добровольческой армии.
Министр
Михайлов
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 202. Л. 235.
26
Из доклада «Основные
положения экономической политики»,
обсуждавшегося на заседании Торговой
секции Комитета экономической
политики
29 сентября
1919 г., Омск
<…>
Невозможность
существования русской промышленности
в условиях свободной конкуренции и
дешевых заграничных товаров
вынуждает в интересах широких масс
населения, прибегать и впредь к
покровительственной таможенной
системе, всеми мерами содействовать
ввозу средств производства.
<…>
В области
торговли настоятельной потребностью
является раскрепощение внутреннего
товарообмена и целесообразно
осуществляемое совместно с
представителями кооперации и частно-торговых
объединений регулирование внешнего.
<…>
В
области торговли необходимо
предоставление свободы частной
инициативе. Однако, в настоящих
условиях крайнего бестоварья
государство вынуждается отступить от
указанного принципа, в случае
нарушения этого принципа надлежит
найти такие безболезненные формы
государственного воздействия на
заготовку и распределение продуктов,
чтобы они, по возможности, не стесняли
свободы торговли.
В
области внешнего товарообмена
необходимо регулирование со стороны
органов государственной власти.
Ввоз
предметов роскоши и вообще продуктов
не первой необходимости должен быть
ограничен специальной таможенной
политикой или даже полным запретом
ввоза некоторых предметов…
В
области вывоза необходимо стремиться
к тому, чтобы естественные богатства
страны экспортировались на мировые
рынки в форме фабрикатов или, по
крайней мере, полуфабрикатов.
Неизбежность
наплыва в страну дешевых фабрикатов
высоко развитой чужой промышленности
вынуждает для защиты отечественного
производства и интересов русского
рабочего прибегнуть к охране
внутреннего продукта таможенными
ставками.
Покровительственная
система, однако, не должна защищать
отсталую технику и низкую
производительность рабочего и тем
самым ложиться излишне тяжелым
бременем на потребителя, задерживать
рост производительных сил и создавать
привилегированное положение одних
групп населения за счет других.
<…>
Необходимо содействовать скорейшему
возникновению торговых объединений
по заготовке хлеба, собиранию сырья
для снабжения им отечественной
промышленности и вывоза его за
границу <…>
ГА РФ. Ф. 142.
Оп. 1. Д. 18. Л. 14 - 16.
27
Телеграмма
управляющего делами совета министров
Всероссийского временного
правительства Г.К. Гинса министру
иностранных дел С.Д. Сазонову
8 октября 1919
г., Омск
В
ответ на телеграмму товарища министра
иностранных дел Нератова от 8 сентября
№ 1441/а, 1442/б, 1442 Верховный Правитель
поручил: передать Главнокомандующему
(Имеется в виду главнокомандующий
Вооруженными силами на юге России
генерал А.И. Деникин. – Сост.): понимая
всю настоятельность и разнообразие
задач, которые встают перед Югом
России, Верховный Правитель стремится
предоставить Главнокомандующему
возможно большую самостоятельность.
Однако
единство общегосударственной власти
требует общности, как финансовой, так
и земельной политики. Правительство
заказывает в Америке новые кредитные
билеты, с расчетом унифицировать
денежное обращение всей России; эти
новые денежные знаки будут
доставляться Вам постепенно. До конца
года управление Юга России получит на
575 миллионов рублей кредитных билетов
25- и 100-рублевого достоинства. С января
будет доставляться ежемесячно
известное прогрессивно
увеличивающееся количество новых
кредитных билетов. Временно
приходится допускать разновидные
местные знаки. Для снабжения Юга
России денежными знаками,
Министерством финансов отправляется
один миллиард керенок 20- и 40-рублевого
достоинства; первый пароход с 200
миллионами ушел 5 октября. Препятствий
заказу в Англии новых знаков для Юга
России нет, при условии учета нашего
крупного заказа в Америке.
Переход
к унификации намечен постепенный. В
Сибири правительство, стремясь
сократить количество обращающихся
знаков и вытеснить технически
несовершенны сибирские обязательства,
будет заменять их новыми билетами,
обеспеченными частью золотого запаса
и ограниченным в выпуске эмиссионным
законом. При замене будет
устанавливаться лаж, соответствующий
реально существующему каждый
определенный период времени.
Намереваясь поставить Юг и Север
России в одинаковое положение с
Сибирью, правительство приравняет к
новым кредитным билетам в смысле как
обеспечения золотым запасом, так и в
других отношениях, все денежные знаки,
которые Вами будут [сочтены] наиболее
подходящими, для объявления их
привилегированными
общенациональными денежными знаками
России. Эти знаки после занятия Москвы
будут временными переходными до
окончательной денежной реформы.
Намеченные мероприятия, создавая
постепенно необходимое единство в
денежном обращении, оставят
значительную свободу Югу России для
принятия необходимых временных мер. В
отношении земельного вопроса будет
отвечено особо.
ГА РФ. Ф. 200.
Оп. 1. Д. 202. Л. 315.
28
Из
протокола заседания Особого
совещания по предоставлению валюты
9 октября 1919
г., Омск
<…>
Слушали: сообщение прибывшего на
заседание г. управляющего
Министерством Торговли и
промышленности С.Н. Третьякова о
снабжении юга России и оплате
заграничных заказов для армии
генерала Деникина.
Постановили:
принять к сведению и поручить
Кредитной канцелярии разработать
вопрос об открытии кредитов на нужды
армии генерала Деникина. <…>
ГА РФ. Ф. 142.
Оп. 1. Д. 7. Л. 8.
Составитель:
С.С. Ипполитов
|