В
советской литературе экономическая политика первых лет существования
Советского государства делится па три этапа: от Октябрьской
революции до периода военного коммунизма, годы военного коммунизма и
период нэпа. На каждом из них вопросы возможности использования
товарно-денежных отношений и их роли в экономическом строительстве
трактовались марксистской наукой исходя из конкретной •исторической
обстановки и накопленного опыта хозяйственного развития.
На первом этапе одной из важнейших проблем революционного
преобразования была проблема овладения и оздоровления финансовой
системы, которая находилась в состоянии, близком к окончательному
краху. Именно в этой связи В. И. Ленин указывал, что «всякие
радикальные реформы наши обречены на неудачи, если: мы не будем
иметь успеха в финансовой политике».
Основные меры, направленные па преодоление финансового кризиса, были
сформулированы В. И. Лениным и проекте денежной реформы в мае 1918
г., выдвинутом им на Всероссийском съезде представителей финансовых
отделов Советов: финансовая централизация, подоходное и
поимущественное обложение, трудовая повинность, замена старых
денежных знаков новыми, строжайший учет имеющихся денег, создание
широкой сети сберегательных касс и др.
Таким образом, план хозяйственного развития, разработанный под
руководством В. И. Ленина весной 1918 г. и рассчитанный на мирный, а
значит, и постепенный переход от капитализма к социализму,
предусматривал использование для построения социализма денег,
кредита, финансов в целом.
Начавшаяся гражданская война и иностранная военная интервенция
значительно передвинули сроки осуществления намеченной
правительством программы преобразования денежной системы, которую В.
И. Ленин определил как «последний решительный бой с буржуазией. .
.».
В
годы военного коммунизма в стране была проведена широкая
национализация промышленных предприятий, введена продразверстка,
запрещена частная торговля товарами, подпавшими под государственную
монополию, строгая централизация всего производства и распределения,
широкое развитие получала трудовая повинность. В те годы
господствующим являлось представление о том, что товарно-денежные
отношения несовместимы с социализмом и что, используя обстановку
гражданской войны и опираясь па военно-революционный энтузиазм масс,
можно и должно нанести сокрушительный удар но капитализму и резко
сократить исторические сроки движения к социализму, ликвидировать в
этих целях наряду с собственностью буржуазии па средства
производства и товарно-денежные отношения. Перспектива отказа от
товарно-денежных отношений была четко зафиксирована в Программе
партии, принятой па ее VIII съезде: «РКП будет стремиться к возможно
более быстрому проведению самых радикальных мер, подготовляющих
уничтожение денег. . .» Это не могло не сказаться па практике
хозяйствования. В годы военного коммунизма проводилась, в частности,
система мероприятий, создающих предпосылки для ликвидации денег.
Советские экономисты пытались в этой связи обратиться к проблеме
безденежного хозяйства и в первую очередь безденежного
народнохозяйственного учета. В данном случае важно учитывать и
практическую обусловленность поисков безденежного
народнохозяйственного учета, поскольку деньги были крайне обесценены
и с их помощью невозможно было хоть сколько-нибудь решать задачу
соизмерения затрат и результатов производства.
В
годы военного коммунизма фактически осуществлялась политика
неограниченного использования печатного станка для покрытия
финансовых нужд государства. Если в 1918 г. эмиссия бумажных денег
составляла 33,6 млрд. р., то в 1919г.— 163,0, а в 1920 г. — 943,5
млрд. р.5 Эмиссия денежных знаков в те годы являлась методом
перераспределения материальных ценностей в пользу диктатуры
пролетариата, служила средством финансирования военной экономики.
Большую роль сыграла эмиссия в обеспечении бумажноденежных
накоплений буржуазии и кулачества, в ослаблении их экономического и
политического потенциала. Однако хозяйствование при помощи
типографского станка как элемент системы военного коммунизма носило
временный характер, ибо сам военный коммунизм по ленинской оценке
«не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата
политикой. Он был временной мерой».5
Интересно отметить, что в годы военного коммунизма В. И. Ленин не
раз подчеркивал, что при переходе от капитализма к социализму сразу
уничтожить деньги нельзя, что для этого нужно много технических,
организационных завоеваний, нужно наладить организацию распределения
продуктов для сотен миллионов людей, нужно перевести индивидуальное
крестьянское хозяйство на социалистические рельсы.7
И в этом его позиция
принципиально отличалась от воззрений «левых коммунистов»,
предлагавших немедленную ликвидацию денег и. товарных отношений в
целом. Поскольку конкретная действительность показала, что
каким-либо единовременным актом деньги ликвидировать нельзя, то
объективно возникала необходимость, регулирования денежного
обращения.
Всего на территории России в годы гражданской войны и военной
иностранной интервенции «обращалось около 200 видов денежных
знаков». К ним относились, разнообразные денежные знаки
дореволюционных образцов; расчетные знаки РСФСР; денежные знаки
суверенных советских республик, каждая из которых обладала
самостоятельной денежной системой (Закавказские республики,
Бухарская Народная Республика); денежные знаки, выпускавшиеся
самовольно местными органами Советской власти, различными
кооперативными и другими общественными организациями, а также
частыми предприятиями; денежные знаки белогвардейских органов,
власти (Деникина, Колчака и т. д.); денежные знаки военных
интервенционных властей, которые выпускались и в валюте интервентов
(англ. ф. ст., яп. иены и т. п.) и в денежных наименованиях нашей
страны (рубли, карбованцы); денежные суррогаты, выпускаемые
городскими и областными органами власти, общественными организациями
и частными предприятиями на. временно оккупированных территориях.
Обращение бумажных денег в таком разнообразии формировало небывалую
по своей сложности картину денежного хозяйства страны, создавало
возможность; авантюристическим элементам обогащаться па фабрикации
денежных суррогатов, усиливало процесс обесценения денег. Все это
способствовало развитию у населения тенденции, обращать денежные
знаки в материальные ценности, что, в свою очередь, увеличивало
скорость оборота бумажных денег, приводило к развитию натурального
обмена продуктами. Процесс распада единой денежной системы страны,
обозначившийся еще в 19Н г., принял катастрофические размеры.
В
соответствии с ленинским планом финансовой централизации
правительство РСФСР проводило линию на унификацию денежной системы
сначала в рамках РСФСР, а затем па всей советской территории.
Ежегодно сокращалась эмиссия денежных знаков дореволюционных
образцов. На территориях, освобождаемых Красной Армией, деньги
интервентов и антисоветских органов власти аннулировались. Денежные
суррогаты па советской территории постепенно заменялись па совзнаки.
К концу гражданской войны советское правительство в основном
справилось с задачей унификации денежной системы. Совзнаки почти
повсеместно вытеснили из обращения все другие виды денег.
Вместе с тем
окончательная унификация была достигнута позднее, в ходе денежной
реформы 1922—1924 гг., проведенной в рамках новой экономической
политики, осуществление которой во многом зависело от решения задачи
стабилизации рубля и оздоровления финансовой системы в целом.
Summary
The article discusses the problems of V. I.
Lenin's contribution to the formation of the main principles of the
Soviet State's monetary policy under the conditions of' ' "military
communism".
1 Ленин
В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 351.
2 См.
там же. С. 351—354.
' Там же. С. 354.
1 Там же. Т. 38.
С. 122.
•' Атлас 3. В.
Социалистическая денежная система. М., 1969. С. 105.
6 Ленин
В. И. Поли. собр. соч. Т. 43: С. 220.
7 См.
там же. Т. 38. С. 352—353, 363, 441.
8 Атлас
3. В. Социалистическая денежная система. М., 1969. С. 112.
9 В
сборнике Академии паук УССР «Нумизматика и сфрагистика» JM» 5
за 1974 г. па с. 78—80 приводятся примеры выпуска бон некоторыми
кооперативами Украины в целях «как-то удержать покупательскую
способность заработной платы рабочего и служащего. Эти платежные
знаки принимались в лавках выпустившей их организации по более пли
менее твердому курсу».
Статья поступила
в редакцию 10 мая 1990 г.
|