«Полтавки» представляли собой специальные купоны, выпущенные фирмой
«Бытовая автоматика» в Нижнем Новгороде летом 1998 г. Эта фирма (ОАО)
была создана в 1991 г. и успешно действует там поныне.
Основой ее деятельности является торговля бытовой техникой и
электроникой. В Торговом центре на Полтавской улице и еще в пяти
магазинах, расположенных в разных районах Нижнего Новгорода,
продаются холодильники, телевизоры, компьютеры, телефоны, стиральные
машины и другие товары отечественного производства, а также изделия
зарубежных фирм. Высокий уровень обслуживания и качество продаваемых
товаров в магазинах «Бытовой автоматики» быстро сделали их
популярными среди нижегородцев. В немалой степени этому
способствовала деятельность рекламного отдела фирмы,
разрабатывающего различные методы и способы привлечения большого
числа покупателей в ее магазины.
Одной из наиболее оригинальной разработок рекламного отдела в этом
направлении явился выпуск «полтавок» - специальных купонов фирмы
«Бытовая автоматика», выполняющих, по сути дела, функции фирменных
денежных знаков. Автором идеи их выпуска был зам. директора фирмы по
рекламе г-н Царапкин И.С. Согласно полученной от него информации, «полтавки»
получили свое необычное название в соответствии с адресом Торгового
центра «Бытовая автоматика» - ул. Полтавская, 2а.
Первоначально намечалось использовать «полтавки» только в магазинах
фирмы, где они должны были безвозмездно вручаться покупателям при
первых покупках, в объеме половины стоимости приобретенного товара.
При последующих своих покупках в этих магазинах покупатели уже имели
бы право оплачивать купонами часть стоимости приобретенных товаров,
получая таким образом, некоторую скидку. По замыслу автора,
реализация этой идеи должна была повысить привлекательность товаров
фирмы, а, следовательно, увеличить ее товарооборот и прибыли.
Однако предварительный анализ показал, что при торговле
дорогостоящими товарами длительного пользования один и тот же
покупатель посещает ее магазины не чаще одного раза в полгода,
поэтому использование «полтавок» ТОЛЬКО в магазинах фирмы не может
дать необходимого экономического эффекта. Тогда и возникла мысль
привлечь к сотрудничеству другие нижегородские предприятия,
торгующие товарами повседневного спроса либо оказывающие населению
города различные бытовые услуги. Были заключены соглашения с 15
нижегородскими фирмами и компаниями. Эти фирмы имели более 30
магазинов и офисов в Н.Новгороде, а у компании «Ордер» они имелись
также в городах Дзержинске и Заволжье.
Безвозмездно выдавать «полтавки» покупателям намечалось по-прежнему
только в магазинах фирмы «Бытовая автоматика» и в объеме, равном
половине стоимости покупки. «Полтавка» при этом приравнивалась к
рублю. А вот использовать эти купоны для покупки товаров со скидкой
покупатели могли только в магазинах фирм, с которыми и были
заключены упомянутые соглашения. В магазинах фирм «Бытовая
автоматика» купоны в оплату товаров уже не принимались. Та часть
стоимости, которая оплачивалась «полтавками», каждой фирмой
устанавливалась отдельно и была одинаковой для всех товаров и услуг
данной фирмы. У разных фирм эта часть составляла от 3 до 15%.
Рис.1. Лицевая сторона пробного варианта купона в 25 полтавок.
Вот что сообщала об условиях оплаты своих товаров этими купонами
одна из фирм в рекламе: «...салон «Оскар» принимает к оплате «полтавки»
в размере 10% от стоимости товара. Т.е., если Вы покупаете в
«Оскаре» люстру за 1000 рублей, то Вы можете заплатить 900 рублей и
отдать 100 «полтавок». Таким образом, с помощью «полтавок» Вы
получаете скидку и покупаете дешевле.»*
Предполагалось, что убытки фирм от продажи со скидкой будут с лихвой
покрываться прибылями от рекламного эффекта скидок.
Ко времени заключения соглашений о сотрудничестве специальные купоны
достоинством в 5,10, 25, 50, 100, 200 и 500 «полтавок» были уже
изготовлены. По заказу фирмы «Бытовая автоматика» их отпечатала в
своей типографии нижегородская студия «Промграфика». Непосредственно
разработкой рисунков этих денежных суррогатов занимался директор
студии г-н Хлутчин И. В. Было создано несколько вариантов (один из
них показан на рис.1 и 2).
После их рассмотрения заказчиком был принят вариант с изображением
главного входа в Торговый центр «Бытовой автоматики» (рис.3 и 4).
Специальные купоны, размером 175x76 мм, отпечатанные по принятому
варианту офсетным способом, в цвете на импортной белой, без водяных
знаков, мелованной бумаге (массой 150 г/м2) были изготовлены по пять
тысяч штук каждого номинала. Все номиналы имели одинаковые рисунки и
тексты. Купоны разных номиналов отличаются друг от друга лишь
цветом, названиями, а, вернее сказать, логотипами основных
поставщиков (см. табл.) фирмы «Бытовая автоматика» и, естественно,
обозначениями номиналов.
Рис.2. Оборотная сторона пробного варианта купона в 25 полтавок.
На лицевых сторонах названия фирм помещены прямо поверх изображения
главного входа в Торговый центр «Бытовой автоматики» (см. рис. 3).
Здесь же, в верхней части купона мелким шрифтом - строка с названием
денежных знаков: Специальные купоны фирмы «Бытовая автоматика» и
указан адрес Торгового центра. Слева внизу номинал купона.
*Газета «Экспресс-ведомости», Я. Новгород, 28.07.1998
г. №18, стр.16.
Рис.3. Лицевая сторона выпущенного в обращение купона в 25 полтавок.
На оборотной стороне (рис. 4) купона всех номиналов помещен один и
тот же текст, разъясняющий условия получения и использования «полтавок»:
«Полтавки выдаются при покупке любой техники во всех магазинах фирмы
«Бытовая автоматика». Полтавками можно оплатить часть стоимости
товаров и услуг в различных магазинах и фирмах Нижнего Новгорода.
При этом одна Полтавка приравнивается к одному рублю. Где и как
можно использовать Полтавки — читайте еженедельно в газете «Экспресс-ведомости».
Рис.4. Оборотная сторона выпущенного в обращение купона в 25
полтавок.
Таблица
Год выпуска |
Номинал в ПОЛТАВКАХ |
Логотип инофирмы- поставщика |
Основной цвет |
(1998) |
|
|
Лицевой стороны |
Оборотной стороны |
5 |
Rowenta |
Светло-коричневый |
Светло-сиреневый |
|
|
|
|
10 |
Indesit |
Сиреневый |
Светло-серый |
25 |
SAMSUNG |
Коричневый |
Светло-сиреневый |
|
|
|
|
50 |
Candy |
Синий |
Серо-голубой |
100 |
SONY |
Зеленый |
Серо-голубой |
|
|
|
|
200 |
Electrolux |
Черный |
Серый |
500 |
BOSCH |
Желтый |
Желтый |
Согласно договору, разработка проектов купонов должна была
предусмотреть меры по защите от подделок. В соответствии с этим
некоторые тексты на купонах выполнены мелким шрифтом, а слева, на
лицевых сторонах «полтавок» нанесены частые горизонтальные волнистые
линии, наподобие гильоширных.
Впервые «полтавки» были выпущены в обращение в конце июля 1998 г.
Они выдавались покупателям в Торговом центре и во всех остальных
магазинах фирмы «Бытовая автоматика» в Н.Новгороде.
Нижегородские фирмы, с которыми были заключены соглашения, стали
продавать свои товары за эти купоны на вышеуказанных условиях,
разменивать их и даже давать ими сдачу при расчетах полтавками.
Достоверно установлено, что, несмотря на информацию в рекламе (см.
рис.2), случаев приема кулонов в магазине компании «Ордер» в г.
Заволжье, не наблюдалось. Причиной послужило, видимо, отсутствие «полтавок»
у жителей этого города: ведь в нем не было магазинов фирмы «Бытовая
автоматика», где бы эти купоны выдавались.
То же самое, вероятно, произошло и в магазинах этой компании в г.
Дзержинске.
Характерно, что «полтавки», полученные нижегородскими фирмами за
продажу товаров и услуг, как правило, в ОАО «Бытовая автоматика» уже
не возвращались, а чаще всего раздавались там своим работникам в
качестве поощрения, чтобы те могли приобретать за них в других
фирмах со скидкой необходимые им товары и услуги. Таким способом
достигалось многократное использование «полтавок», как это и
предусматривалось с самого начала.
Срок действия специальных купонов никак не ограничивался. Однако в
августе 1998 года в стране разразился финансовый кризис, в
результате которого рубль обрушился и цены на товары (особенно
импортные) пошли вверх. Из-за резкого снижения покупательной
способности жителей города объем продаж в магазинах «Бытовой
автоматики» упал, а вместе с тем уменьшилось поступление «полтавок»
к покупателям. Некоторые нижегородские фирмы, с которыми были
заключены соглашения, из-за кризиса были вынуждены прекратить прием
«полтавок». В итоге к концу августа хождение «полтавок» в Нижнем
Новгороде полностью прекратилось. Таким образом, они находились в
обращении в Н.Новгороде около двух месяцев.
По информации, полученной в Торговом центре, все имеющиеся там
полтавки к этому времени были уже розданы покупателям. Сохранились
они теперь, видимо, лишь в некоторых магазинах «Бытовая автоматика»,
в бухгалтерских отчетах фирм, принимающих полтавки, да на руках у
нижегородцев, не успевших по каким-либо причинам реализовать
имеющиеся у них купоны.