Иван
Дмитриевич Шадр:
жизнь
и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования.
Рис. 1
«Иван Дмитриевич Шадр. 1940 г.» [1]
Среди
деятелей культуры и искусства нашей Родины имя Ивана Дмитриевича
Шадра (годы жизни 1887 – 1941 г.г.) давно занимает одно из почетных
мест (рис. 1).
Выходец
из народа своим трудолюбием и талантом добился выдающихся
результатов. Его творчество с 20-х годов прошлого века и до конца
жизни неразрывно связано с темой труда и человека – труженика.
Данная
статья – это попытка проанализировать на сколько творчество
скульптора, из маленького зауральского городка Шадринска, нашло свое
отражение в предметах коллекционирования.
Были
изучены архивные материалы, документы Шадринского краеведческого
музея им. В.П. Бирюкова, книги, журналы, посвященные жизни и
творчеству скульптора, материалы, предоставленные российскими
коллекционерами, предметы из личной коллекции, а так же источники из
сети интернет.
Образы
творчества И. Шадра мы видим на банкнотах РСФСР и СССР, марках,
конвертах, открытках, настольных медалях и статуэтках, диафильмах,
значках.
Книги о
скульпторе и его произведениях уже стали букинистической редкостью.
Последний раз издавались в 1978 году, т.е. 37 лет назад.
О И.
Шадре написано много статей и очень мало книг. Но на один момент
хотелось бы обратить особое внимание.
Родился
Иван Дмитриевич Шадр не 30 января (по старому стилю), как принято
считать, а 31 числа (по старому стилю). О чем и сделана запись в
Метрической книге Свято – Троицкой церкви села Островного за 1887
год.
Дата
рождения - 31 января (по старому стилю) 1887 года, дата крещения - 1
февраля (по старому стилю). Родители: города Шадринска мещанин
Дмитрий Евграфов Иванов и жена его законная Мария Егорова, оба
православные. [2]
Творчество Ивана Дмитриевича, нашедшее свое отражение в предметах
коллекционирования условно можно сгруппировать по нескольким
направлениям:
1.
Бонистика.
2.
Филателия.
3.
Филокартия.
4.
Коллекционирование конвертов.
5.
Настольные медали.
6.
Значки.
Из
произведений И.Д. Шадра наибольшую известность получили скульптуры,
выполненные по заказу Гознака : «Рабочий» (рис. 2), «Крестьянин»
(рис.3), «Сеятель» (рис.4), «Красноармеец» (рис.5). А так же
скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата» (рис. 6).
Политика
Коммунистической партии большевиков в области искусства, первые
постановления нового Правительства по вопросам культуры четко
определили новый путь советского искусства, утвердили его новое
содержание – изображение людей труда, подвиг народных масс в
строительстве нового общества.
Это
время, когда формируется новый стиль в искусстве – стиль
социалистического реализма.
рис. 2 скульптура
«Рабочий» (фрагмент) [3]
рис. 3 скульптура
«Крестьянин» (фрагмент)[4]
рис. 4 скульптура
«Сеятель» (фрагмент) [5]
рис. 5 скульптура
«Красноармеец» (фрагмент) [6]
рис. 6 скульптура
«Булыжник – оружие пролетариата»[7]
О
создании скульптур «Рабочий» и «Красноармеец» мало что известно.
Создавались они в 1922 году в Москве. Видимо имели собирательный
образ. И. Шадр оставил мало воспоминаний о том периоде. Он много
делился своими замыслами с женой, но личный архив не сохранился.
Куда
больше сведений мы имеем о скульптурах «Крестьянин» и «Сеятель».
Одну из
первых заметок, как создавались эти образы, мы находим в журнале
«Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37 в статье Ф.
Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках
С.С.С.Р.»: « На облигациях хлебного займа мы видим изображение
сеятеля. Это Кириан Кириллович Авдеев
(курсив –авт.),
крестьянин д. Прыговой, Калгановской, тож Крестовской вол.,
Шадринского уезда, Екатеринбургской губернии; а изображение старика
на почтовых марках так же Калгановского – это Перфирий Петрович
Калганов…». [8]
В газете
«Красный Курган» от 26 июля 1926 года – в статье Г. Плетнева «Как
портрет Куприяна Кирилловича заменил царский» автор пишет: «…На
червонцах и различных облигациях изображена фигура сеятеля. <…> Кто
он – этот мужик, чье изображение волею революции сменило на деньгах
портреты всероссийского пьянчужки Николая II-го?<…> Это крестьянин
Уральской области, Шадринского округа, Исетского района, Куприян
Кириллович Авдеев (курсив –
авт.)…» [9]
Таких
неточностей в описании имен прототипов скульптур, жизни и творчества
Иван Дмитриевича в литературе встречается множество.
На
сегодня изучено множество документов. Общепринято, что написание
имени и фамилии прототипов скульптурных произведений «Сеятель» -
Куприян Авдеев (рис. 7), «Крестьянин» - Порфилий Калганов.
рис. 7
«Куприян Кириллович Авдеев – прототип образа скульптуры «Сеятель»,
И.Д. Шадра. [10]
Бонистика.
Коллекционный материал по бонистике условно можно разделить по
нескольким разделам:
I)
Изображение и водяные знаки скульптурных композиций «Рабочий»,
«Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» скульптора И. Шадра на
государственных денежных знаках, банковский билетах, Государственных
казначейских билетах, Платежных обязательствах, Транспортных
сертификатах.
II) Изображения и водяные знаки
скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций,
займах.
III) Изображение скульптурной
композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.
I) Государственные денежные знаки,
банковские билеты, Государственных казначейских билетах, Платежных
обязательствах, Транспортных сертификатах.
Именно для денежных знаков
нового советского государства были заказаны новые образы – образы
крестьян, олицетворяющих людей нового советского государства, образы
победившего пролетариата, красноармейца. Эти образы олицетворяли
крепость духа народа. Именно человека творца, человека – труженика,
защитника молодого советского государства хотели увековечить в
истории.
«Крестьянин» и «Красноармеец».
Государственные денежные знаки СССР номиналом «Пятнадцать тысяч
рублей» (рис. 8) и «Двадцать пять тысяч рублей» (рис. 9). Были
выпущены в обращение в 1923 году на основании Постановления ЦИК СССР
от 18 декабря 1923 года и 7 февраля 1924 года. [11]
Изображение денежных знаков несут на себе
выполненные в графическом стиле портреты «Крестьянина» и
«Красноармейца» Ивана Шадра.
К
сожалению, авторы эскизов банкнот и гравюр скульптур Шадра пока не
известны.
рис 8
Государственный денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923
год.[12]
рис 9
Государственный денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год.
[13]
Крестьянин – хлебороб, человек труда, символ новой жизни. И.Д. Шадр
с одной стороны создал обобщенный образ крестьянина, с другой –
придал ему черты конкретного человека.
Красноармеец – молодой парень, целеустремленно смотрящий вперед.
Человек, ставший на защиту новых, коммунистических идеалов.
«Сеятель».
|
|
рис. 10 скульптура Сеятель» [14] |
рис 11.Гравюрное изображение. [15] |
По
фотографическим снимкам со скульптуры И. Шадра (рис. 10) художником
Гознака Иваном Дубасовым были сделаны эскизные рисунки крестьянина-
сеятеля, а гравером Периклом Ксидиасом - гравюрные изображения (рис.
11), которые впоследствии использовались для изготовления денежных
знаков и облигаций:
Денежный
знак «Билет Госбанка СССР 3 червонца» 1924 г. (рис. 12), поступивший
в обращение в августе 1924 года был выпущен на основании – Циркуляра
Правления Государственного Банка от 30 июля 1924 года № 55 «О
выпуске в обращение банковых билетов 3-червонного достоинства
образца 1924 года». [16]
Выпускались с 1923 по 1929 год. Печать знака
произведена металлографическим способом, надписи на банкнотах –
типографским.
рис 12
Билет Государственного Банка СССР «Три червонца».
[17]
«Рабочий»
Изображение «Рабочего» по скульптурным работам Шадра в бонистике
нашло свое отражение в двух направлениях – рисунки на лицевой
стороне купюры и в изображении водяного знака, использующегося для
облигаций ценных бумаг и сертификатов.
«Государственный казначейский билет 5 рублей» образца 1925 года
(рис. 13). Банкнота была выпущена в марте 1925 года. Тиражировались
до начала 1930-х годов. Документ, на основании которого они были
выпущены, не известен.
С
лицевой стороны использованы металлографская печать и гравированный
портрет «Рабочего». В разработке лицевой стороны банкноты принимали
участие художники В.К. Куприянов, И. Дубасов.
рис. 13.
Государственный казначейский билет 5 руб. 1925 года [18]
Изображение
«Рабочего» использовалось на «Платежных Обязательствах Центральной
кассы Народного Комиссариата Финансов» образца 1923 года номиналом
100 руб., 250 руб., 500 руб. (рис. 14), 1000 руб.
На
«Платежных Обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата
Финансов С.С.С.Р.» образца 1924 года номиналом 100 руб. (рис. 15),
250 руб., 500 руб., 1000 руб.
На
«Краткосрочных Платежных Обязательствах Народного Комиссариата
Финансов Союза С.С.Р.» образца 1928 года номиналом 100 руб., 250
руб., 500 руб., 1000 руб.
В левой
половине размещалась виньетка с графическим изображением фрагмента
скульптуры И. Шадра «Рабочий». На обязательствах номиналом в 100
рублей образца 1928 года - изображение использовалось и на водяном
знаке. [19]
рис.
14. Платежное обязательство. 1923 год.[20]
Рис.
15. Платежное обязательство. 1924 год. [21]
Транспортный сертификат или беспроцентные заемные обязательства
Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).
На
сертификате надписи – «1923 год» и «Пять рублей золотом» (рис. 16).
На левом поле банкноты водяной знак скульптурный портрет «Рабочего»
И. Шадра и надписи «ПЯТЬ РУБЛЕЙ» (рис. 16.а). Сертификат выпущен на
основании Постановления Совета труда и обороны (СТО) СССР от 26 июля
1923 года. [22]
Выпущены
были в виде своеобразных квитанций, обязательных лишь к приему
только для касс железнодорожного и водного транспорта. Они были
удобны как устойчивая разменная купюра, принимаемая в платежи по
курсу золотого рубля.
К
сожалению, автор эскиза купюры и водяного знака пока не известен.
рис.
16. Лицевая сторона Транспортного сертификата номиналом пять рублей
золотом.
рис.
16.а. Изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом
пять рублей золотом. [23]
II) Изображение и водяные знаки
скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций,
займах.
Облигации «Второго внутреннего краткосрочного государственного
хлебного заема» 1923 года всех серий и номиналов.
«Крестьянский выигрышный заем» 1924 года облигации номиналом 1 рубль
(рис. 17), 3 рубля, 5 рублей.
«Второй
крестьянский выигрышный заем 1925 года» облигации номиналом 5
рублей, 10 рублей, 50 рублей.
«Третий
крестьянский выигрышный заем 1927 года» облигация номиналом 5
рублей.
рис.
17. Изображение предоставлено О. Парамоновым [24]
Изображение «Сеятеля» так же было на купонах «Внутреннего
выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом
облигации в 10 рублей 1927 года (рис. 18) и купонах «Внутреннего
выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом
облигации в 2 рубля 50 копеек 1928 года.
рис.
18. Облигация в Десять рублей. [25]
В 1923
году был проведен «Сахарный заем». На лицевой и оборотной стороне
был изображен новый герб Союза Советских Социалистических Республик.
На водяных знаках сахарного займа номиналом в «Пять пудов» и
«Двадцать пять пудов» изображен скульптурный портрет И. Шадра –
«Рабочий». [26]
III) Изображение скульптурной
композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.
Реформирование денежного обращения молодого государства находилось в
постоянном движении. Страна восстанавливалась после разрушительных и
изнуряющих войн.
Советское правительство восстанавливает денежное обращение на всей
территории страны. В работе Гознака постоянно находились заказы
правительства на новые денежные знаки. Какие-то знаки утверждались,
а какие-то так и остались на уровне эскизов.
Пробная
банкнота (рис. 19) «Государственный казначейский билет 1 рубль
золотом» 1924 г. Невыпущенный в обращение.
рис 19
Пробный вариант Государственного Казначейского билета СССР номиналом
1 руб. золотом. 1924 год. [27]
Филателия.
Творчество Ивана Шадра, нашедшее свое отражение в филателии, условно
можно разделить на два направления:
а)
изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра
б)
изображение портрета скульптора Ивана Дмитриевича Шадра;
Различия, нюансы марок почтовой оплаты РСФСР и СССР подробно описаны
в Каталогах и многочисленных статьях. В своей статье не будем
подробно останавливаться на этом.
Изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра:
На одних
из первых стандартных выпусков марок почтовой оплаты были изображены
«Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» (рис.
20).
Выпускались в РСФСР и СССР в 1922 – 1927 г.г. В разработке рисунков
принимали участие художники А. Якименко, А. Троицкий, Д. Голядкин.
Почтовые марки выпускались миллионным тиражами и служили для оплаты
почтовых тарифов и охватывали всю шкалу номиналов, необходимую для
этого.
рис.
20. «Красноармеец», 1923 г. [28]
К
первому направлению относятся почтовые марки СССР, изображающие
скульптурные памятники, автором которых являлся Иван Дмитриевич.
К ним
можно отнести марки серии «Скульптурные памятники СССР».
В 1959
году вышла почтовая марка СССР «Памятник А.М. Горькому в Москве»
(рис. 21).
рис.
21 «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г. [29]
Памятник
Алексей Максимовичу Горькому был установлен уже после смерти Ивана
Дмитриевича. По первоначальному проекту Шадра. Скульптором выступила
В. Мухина и архитектором З. Розенфельд. Открытие состоялось через 10
лет после смерти автора в 1951 году.
Интересно высказывание современников о произведениях Шадра, в период
рассмотрения концептуальных проектов на конкурсе.
В
«Литературной газете» за 1939 год № 029 (808) от 26 мая на стр. 6 в
статье «Шесть эскизов. На выставке проектов памятников Горькому» Евг.
Кригер описывает представленные на конкурс работы памятников А.
Горькому скульпторами М. Белашевым, Б. Королевым, А. Матвеевым, С.
Меркуровым, В. Мухиной и И. Шадром. Вот как описывает увиденное
автор: « Для Москвы Шадр дал проект, в котором мы видим Горького
таким, каким знали в последние годы. Спокойная, ясная, с предельной
простотой вылепленная фигура великого мудреца…Великое богатство
мыслей и чувств в этом человеке, но нет в нем ни усталости, ни
равнодушия. Таким мы знаем Горького, таким воссоздает его облик Шадр».
[30]
О судьбе
памятника хорошо рассказала в 2007 году радио «Эхо Москвы» Людмила
Марц, заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи.
[31]
В 1939 году была создана модель
памятника И. Шадром и выставлена на конкурс. Конкурс Иван Дмитриевич
выиграл. Изначально планировалось установить памятник на Манежной
площади, но решение было изменено. Новое решение - установить
памятник на площади Белорусского вокзала. Автор начал вносить
концептуальные решения, но не успел. Шадр заболел и 3 апреля 1941
года умер. Над прахом Ивана Дмитриевича Мухина поклялась, что
окончит работы над памятником А. Горькому.
В 1946
году В. Мухина со своими помощниками возобновила работы над
памятником. Курировал работы председатель комитета по искусству
Храпченко. После двух лет работы памятник был сделан в гипсе, принят
комиссией и отлит в бронзе. В этот период Храпченко снимают с
должности, назначается новая комиссия, которую не устраивает
трактовка образа пролетарского писателя. В. Мухина вместе с Н.
Зеленской и З. Ивановой снова приступили к работе на памятником.
Были внесены корректировки в образ писателя. После окончания работ
гипсовый вариант памятника был затонирован под бронзу и выставлен на
ВДНХ. Комиссия приняла памятник. Литейщик - Лукьянов. Сложно
сказать, что повлияло на качество работы, но изначально отлит
памятник был с большими технологическими огрехами. Не смотря на
технические проблемы 10 июня 1951 года памятник А.М. Горькому был
торжественно открыт на площади Белорусского вокзала.
В 1952
году авторы Мухина В.И., Зеленская Н.Г., Иванова З.Г., Шадр И.Д.
(посмертно) получили Сталинскую премию первой степени.
Первая
реставрация была проведена в 1972 году Лукьяновым. По словам Л. Марц
-реставрация по документам не значится.
В 1999
году были проведены реставрационные работы с целью улучшения
технического состояния и экспозиционного вида памятника. Заказчик
Главное управление памятников г. Москвы, подрядчик – ООО «фирма «ВИОЛе».
16
декабря 2005 года памятник Горькому был демонтирован, чтобы
расчистить место для строительства транспортной развязки на площади
Белорусского вокзала. Памятник был перемещен в Парк искусств. В
результате ошибок при демонтаже и нахождения длительного времени в
горизонтальном состоянии на памятники несколько серьезных дефектов.
Вертикально памятник А. Горькому был поставлен в конце июля 2007
года.
Будет ли
памятник восстановлен на своем историческом месте не известно.
В
почтовой марке СССР, посвященной 50-летию Центрального музея
революции СССР 1974 г., ныне здание Государственного центрального
музея современной истории России, и на почтовой марке с датой 1962
г. серии «Советский скульптор» «И.Д. Шадр» (рис. 22), изображена
скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата».
Хочется
отметить, что в 30-х годах встречается другое название. Так на
открытке издания Музея революции СССР 1930 года композиция
называется – «Рабочий, строй баррикаду».
рис. 22 Почтовая марка СССР, И.Д. Шадр.
1962 г. [32]
Коллекционирование конвертов.
Для
любителей коллекционирования конвертов будет интересно знать, что
Гознак до 1991 года, а после 1991 года Издательский центр «Марка»,
неоднократно выпускали художественные маркированные конверты (далее
по тексту ХКМ) и конверты Первого дня, посвященные творчеству И.Д.
Шадра с изображением автора и его скульптурных произведений.
На
сегодняшний день привожу известные варианты. Описание выпусков идет
в хронологическом порядке.
В 1975
году вышел конверт (ХКМ) в серии «Скульптурные памятники Москвы» с
изображение скульптурной композиции «Булыжник – оружие
пролетариата». С указанием на оборотной стороне: скульптор И.Шадр.
Министерство Связи СССР. 1975 год. 18. VIII
– 75. Рисунок художника Н. Ветцо. Изготовлено на Пермской фабрике
Гознака. Цена 5 копеек.
В 1976
году выпущен ХКМ с изображением памятника А.М. Горького на площади
Белорусского вокзала с лицевой стороны (рис. 23). Размер 114 мм х
161 мм. С указанием на оборотной стороне конверта: скульптор И. Шадр,
В. Мухина. Архитектор З. Розенфельд. Министерство Связи СССР. 1976
год. 22. I. -76 г. Рисунок художника Н. Колесникова. Изготовлено на
Пермской фабрике Гознака. Цена 5 копеек.
рис. 23 ХМК и
фрагмент рисунка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского
вокзала. [33]
В 1985
году выпущен конверт «Первого дня» (рис. 24). Размер 114 мм х 161
мм. С лицевой стороны изображение скульптуры «Булыжник - оружие
пролетариата» с датой в верхнем левом углу «1905» и подписью под
скульптурой – «Первый день». На обороте: Конверт первого дня.
Министерство Связи СССР. 1985. № 851. З. 4334. МТ Гознака.
13.06.1984. Скульптур И. Шадр. Рисунок художника И. Козлова. Цена 1
копейка.
рис. 24 Конверт
Первого дня. «1905». [34]
В 1986
Министерством связи СССР году к 100-летию со Дня рождения И. Шадра
(рис. 25) был выпущен конверт, изготовленный на Пермской фабрике
Гознака, художник Г. Кравчук. 114х161 мм. Без гашения и гашением
Шадринского узла связи Курганской области с датой 11.02.1987 г.
рис. 25. ХМК
посвященный Шадру И.Д. и фрагмент штемпеля. [35]
В год 70
– летия со дня смерти скульптора Шадра (рис. 26) Россвязью был
подготовлен (дата на конверте с оборотной стороны 29.12.2011 г) и
выпущен 2012 году в обращение, изготовленный в издательском центре
«Марка», дизайн Х. Бетрединовой, ОАО «Ряжская печатная фабрика».
Размер конверта 110х219 мм.
рис. 26. ХМК
посвященный Шадру И.Д. [36]
Открытки
Не
меньший интерес вызывают открытки, посвященные теме творчества Ивана
Шадра. Известные открытки описаны в хронологическом порядке издания.
1. 1930 год.
Почтовая карточка (рис. 27) . На лицевой стороне изображение
скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата». На обороте дано
название скульптуре – «Рабочий, строй баррикаду!». Скульптор И.Д.
Шадр. Издание музея Революции СССР. Москва. Главлит. № А-70676.
Тираж 20 000 экз. Москва. 1930. Гознак, Мытная 17. Цена
первоначально 6 копеек.
рис. 27. Открытка и
фрагмент. «Рабочий, строй баррикаду». 1930 г. [37]
2. 1952 год.
Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство
Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л52953.
2. V. 1952. Типография издательства АМН.
Заказ 2097. Тираж 10 000 экз. Цена 85 коп.
3. 1953 год.
Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство
Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л90108.
1. X. 53 г. 1-я типо-литография Гимиз.
Заказ 55. Тираж 10 000 экз.
4. 1953 год.
Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому.» Фото Н.
Соловьева. Ред. В. Колчин. Подписано к печати 3. VII. 1953 г.
Ш04059. Изд. № 15508. Заказ 887. Тираж 100 000 экз. Москва. 15-я
типография «Искра революции». Цена 10 копеек.
5. 1954 год.
Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому на площади
Белорусского вокзала». Фот Г. Петрусова. Ред. В. Иллеш. А02369. 31.
VIII. 1954 г. Изд. № 15587. Тираж 100 000 экз. Заказ 175. Москва.
1-я Образцовая типография им. А.А. Жданова. Цена 10 копеек.
6. 1954 год.
Открытое письмо. «Москва. Памятник М. Горькому. Фото А.
Тартаковского. Ред. И. Миланова. Фотостудия Изогиза. Москва 1954
год. А04326. 24. IV. 1954 г. Изд. №
2514-ф. «Москомпечать». Заказ 949. Тираж 40 000 экз. Цена 75
копеек.
7. 1956 год. ГФК
Филателия. Филателистическая контора. «Москва. Памятник М.Горькому.»
Цветное фото И.Б. Голанд. Л33510. 3. IV. 1956 г. Заказ № 438. Тираж
100 000 экз. Таллин. Типография «Октообер».
Цена 20 коппек.
8. 1956 год.
Почтовая карточка. «г. Москва. Памятник М.Горькому.». Цветное фото
И.Б. Голанд. Издание Министерство связи СССР. Ш06332. 8. V. 1956.
Москва. Печатная фабрика Гознака. Заказ 17258. Пропечатана почтовая
марка 40 копеек.
9. 1956 год.
«Памятник М.Горькому». Фото И.Шагина. Ш14451-56. 5-19. Тираж 100 000
экз. Заказ 41. Т-1. Цена 10 копеек.
10. 1957 год.
«Памятник А.М. Горькому в Москве.». Скульпторы И.Д. Шадр, В.И.
Мухина, Н.Г. Зеленская, З.Г. Иванова. Ш01643. 11.
II – 57г. Типография издательства
«Советский художник». Москва, Мало-Московская улица 42. Тираж 50 000
экз. Цена 10 копеек.
*
на открытке плохо пропечатана буква
«О» в фамилии И.Д. Шадра. Пользователи прочитывают фамилию как «Шадо».
11. 1957 год.
Издательство «Правда» (рис. 28). «Москва. Памятник А.М. Горькому.».
Фото Г. Петрусова. Ш04829. 1957г. Заказ 1852. Издательство
Ордена Ленина типографии газеты «Правда». Тираж 350 000 экз. Цена 20
копеек.
рис. 28 Открытка.
Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала. 1957 г. [38]
12. 1959 год.
«Памятник А.М. Горькому. Москва. Площадь Белорусского вокзала.».
И.Д. Шадр (1887 – 1941) и В.И. Мухина (1889 – 1953). Ш09123 – 59г.
5-67. Полиграфкомбинат г. Калинин. Тираж 20 000 экз. Цена 10
копеек.
13. 1961 год.
Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булижник..». На
оборотной стороне: Надпись «И.Д. Шадр (1887-1941). Булыжник – оружие
пролетариата. 1905 год. 1927. Подписано к печати 10.
III. 61. З 1587-9т. Типография
издательства «Советский художник». Москва. Мало-Московская ул., 21.
Цена 1 копейка.
14. 1964 год.
Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булыжник…». На
оборотной стороне: Аннотация по скульптору И.Д. Шадру с кратким
описанием параметров скульптуры и основных вех жизни. Издательство
«Советский художник». А04890 – 64г. 9-1356. З.147. Тираж 50 000 экз.
Экспериментальная типография ВНИИПП. Цена 1 копейка.
15. 1975 год.
«Москва. Памятник А.М. Горькому» (рис. 29). Скульпторы В. Мухина,
З.Иванова, Н. Зеленская. Архитектор З. Розенфельд. Фото Д.Смирнова.
Издательство «Планета». Фабрика фотопечати. Москва. 1075 год.
А13957. О-113. Тираж 45 000 экз. Цена 8 копеек.
*
В качестве автора (или соавтора)
фамилия И.Д. Шадра не указана.
рис. 29 Открытка фрагмент оборотной
стороны.. Москва. Памятник А.М.Горькому. 1975 г. [39]
Значки
1.
«Памятник Алексею Максимовичу Горькому 1951». Штамп «ЭКтп». Цена 15
копеек.
2.
«Москва Памятник А.М. Горькому». Штамп «ЩЗ». Цена 15 копеек.
3.
Значок с изображением скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата.» и
подпись – «Шадринск». «ШЗПМ». Отсутствует штамп с ценой.
4. «100
лет И.Д. Шадр»
Закончить статью о И.Д. Шадре мне хотелось словами из некролога на
смерть Ивана Дмитриевича Шадра: «… Художник, горячо преданный
социалистическому искусству, он создал произведения, вошедшие в
историю советской художественной культуры. Его широко известная
монументальная скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» -
проникнута пафосом революционной борьбы. <…> Оригинальность замысла,
неподдельная искренность, благородство образов – таковы качества,
которыми отмечено творчество И.Д. Шадра…» [40]
Творчество нашего земляка, выдающегося скульптора Ивана Дмитриевича
Шадра имеет глубокие природные корни. Оно неразрывно связано с
становлением новой, советской государственности, с развитием молодой
социалистической культуры.
Произведения Ивана Шадра являются не только нашим национальным
достоянием. Они, бесспорно, принадлежат к шедеврам мировой культуры.
Источники:
[1] «Иван Дмитриевич
Шадр. 1940 г.» фотография из фондов шадринского краеведческого музея
им В.П. Бирюкова.
[2] ГАКО Ф 244, Оп
1, Д 501, ЛЛ 4 об - 5
[3] Скульптура
«Рабочий» (фрагмент). Шадринский краеведческий музей им В.П,
Бирюкова, фото автора
[4] Скульптура
«Крестьянин» (фрагмент).Шадринский краеведческий музей им В.П,
Бирюкова, фото автора.
[5]
Cкульптура «Сеятель» (фрагмент).
Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора.
[6] Скульптура
«Красноармеец» (фрагмент). «Иван Дмитриевич Шадр». Изд. «Советский
художник» , М., 1951, стр. 38.
[7] Скульптура
«Булыжник – оружие пролетариата». «Иван Дмитриевич Шадр» изд.
«Советский художник» , М., 1951, стр. 48.
[8] Журнал
«Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37. в статья Ф.
Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках
С.С.С.Р.».
[9] Газета «Красный
Курган» от 26 июля 1926 г. Статья Г. Плетнева «Как портрет Куприяна
Кирилловича заменил царский»
[10] Куприян
Кириллович Авдеев. Фото из фондов Шадринского краеведческого музея
им. В.П. Бирюкова.
[11] «Денежное
обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных
фондов», том II, М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ
– ПРЕСС», 2010 г., стр. 158.
[12] Государственный
денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923 год, из коллекции
автора.
[13] Государственный
денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год, из коллекции
автора.
[14] Скульптура
«Сеятель». Из экспозиции Шадринского Краеведческого музея им. В.П.
Бирюкова, фото автора.
[15] Гравюрное
изображение предоставлено О. Парамоновым.
[16] «Денежное
обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных
фондов», том II, М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ
– ПРЕСС», 2010 г., стр. 199.
[17] Билет
Государственного Банка СССР «Три червонца», из коллекции автора.
[18] Государственный
казначейский билет 5 руб. 1925 года, из коллекции автора
[19]
А.Е Денисов «Бумажные
денежные знаки РСФСР, СССР и Российской Федерации 1918 – 2005.»,
часть 2 «Государственные бумажные денежные знаки СССР и России 1924
– 2005 годов», Москва, «Дипак»,
2005 г., стр. 82.
[20]
Платежное обязательство. 1923 год. Изображение из книги Д.А.
Сенкевича «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП
Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г,
стр.152.
[21]
Платежное обязательство. 1924 год. Изображение предоставлено сайтом
Fox notes
http://www.fox-notes.ru/img_rus/ussr_1924_100_p184_3m_MA_f.jpg,
просмотр 1 февраля 2015 года.
[22]
«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы
архивных фондов», том II, М., изд. ЗАО ИПК
«ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 179.
[23] Лицевая сторона
и изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом
пять рублей золотом. Изображение книга Д.А. Сенкевич
«Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП
Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г, стр
155.
[24] Облигация в
один рубль «Крестьянского выигрышного заема». 1924 год. Изображение
предоставлено О. Парамоновым.
[25] Облигация в
десять рублей «Внутреннего выигрышного заем укрепления крестьянского
хозяйства», 1927 год. Из фондов Шадринского Краеведческого музея им.
В.П. Бирюкова, фото автора.
[26]
О.В. Парамонов «Хлеб, золото, наган…» Альманах Общества
«РОИ» книга I 2012 г. стр 94.
[27] Пробный вариант
Государственного Казначейского билета СССР номиналом 1 рубль
золотом. 1924 год.
www.goznak.ru/about/history/4/,
просмотр 01.03.2015 года.
[28] Почтовая марка
РСФСР, 1923 г., цена 10 рублей, из коллекции автора.
[29] Почтовая марка
СССР, «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г., цена 60 копеек.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький, просмотр
31.1.2015г .
[30]
«Литературная газета». 26 мая 1939 г. № 029 (808), стр. 6. Статья
«Шесть эскизов. На выставке проектов памятников Горькому», автор Е.
Кригер
[31]
http: //www/echo.msk.ru/programs/
tretiakovka/ 53964/ просмотр 1 февраля
2015 г.
[32] Почтовая марка
СССР, Скульптор Шадр И.Д., 1962 год, цена 4 копейки, из коллекции
автора.
[33] ХМК и фрагмент
рисунка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала, из
коллекции автора.
[34] Конверт Первого
дня. Скульптор Шадр И.Д, из коллекции автора.
[35] ХМК, 1986 год,
фрагмент штемпеля Шадринского Узла связи. Коллекция автора.
[36] ХМК , 2012 год,
из коллекции автора.
* ХМК –
художественный маркированный конверт.
[37]
Открытка и фрагмент. «Рабочий, строй баррикаду». 1930 г., из
коллекции автора.
[38]
Открытка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала.
1957 г., из коллекции автора.
[39]
30 Открытка фрагмент оборотной стороны.. Москва. Памятник
А.М.Горькому. 1975 г., из коллекции автора.
[40] Газета
«Уральский рабочий», № 80 (7691), 5 апреля 1941 года.
Змановский Андрей
Константинович, г. Курган.
petr-savenkov@bk.ru |