ДВА ДОКУМЕНТА, ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПИВШИЕ БОНИСТИКУ
В результате ликвидационных мероприятий Народного комиссариата
финансов (далее – НКФ, Наркомфин) РСФСР в денежном обращении в
период 1919-1920 гг. на большинстве окраинных территорий бывшей
Российской империи, вновь присоединённых к советской России,
платёжные средства, выпущенные антибольшевистскими режимами, были
полностью аннулированы. Однако на этом история лишённых платёжной
силы и выведенных из обращения бумажных денежных знаков не
закончилась. После аннуляции им суждено было перейти в новую и
совсем иную для себя ипостась. Отныне они превращались в объекты
культурно-исторического наследия революции и Гражданской войны,
становясь музейно-коллекционными артефактами, рассказывающими о
своей эпохе, последствия которой и на сегодняшний день оцениваются
историками неоднозначно.
Несмотря на широкую популярность бонистики вот уже в течение
нескольких десятилетий, современному коллекционерскому сообществу
является малоизвестной официальная история начала развития бонистики
в течение первых лет советской власти. А основой всему, как водится,
были государственные нормативно-правовые документы, которыми на
законодательном уровне был закреплён данный вид коллекционирования.
Немаловажную роль в истории имеет «человеческий фактор». Так было и
здесь: важную роль в становлении бонистики сыграл сотрудник
Центральной комиссией по борьбе с последствиями голода (далее – ЦК
Последгол) Фёдор Григорьевич Чучин (1883–1942 гг.). Деятельности
этого человека ещё в советский период было посвящено немало
публикаций, увидевших свет в коллекционерских изданиях. Обратившись
в июле 1921 г.напрямую к главе советского государства В. И. Ленину,
Ф. Г. Чучин предложил ввести государственную монополию на торговлю
бонами. Доходы, получаемые от этих продаж, было предложено обратить
на ликвидацию голода, борьбу с беспризорностью и неграмотностью. В
результате, проект Ф. Г. Чучина получил одобрение верховной власти и
был оформлен на законодательном уровне .
Вполне очевидно, что воплощённая незадолго до этого Ф. Г. Чучиным в
жизнь инициатива реализации филателистического материала, послужила
основой для аналогичного проекта с аннулированными денежными
знаками. Внедрение нового предложения началось со специального
циркуляра НКФ РСФСР, адресованного в регионы. Для
бонистики ключевым
пунктом в документе стал последний.
Циркуляр Народного Комиссариата Финансов
по организационно-инструкторскому отделу Уполномоченным НКФ,
Наркомфинам Автономных Советских республик и финансовым отделам
от 4 июля 1921 г. № 81
В подтверждение и частичное изменение существующих распоряжений о
высылке в Отдел денежных и расчетных знаков ветхих и вышедших из
обращения или употребления знаков, НКФ по соглашению с НКРКИ,
предлагает принять к точному руководству и исполнению нижеследующий
порядок составления пачек с указанными денежными знаками, их
проверки, упаковки и отсылки:
1) Уездные финансовые Отделы и Кассы НКФ высылают ветхие и вышедшие
из обращения или употребления денежные и расчетные знаки, а равно и
разного рода суррогаты по наложении установленных знаков и
уничтожения в подлежащие Губернские финансовые отделы, а не в отделы
Центрального Управления.
2) Губернский финансовый отдел, получив и приняв на пересчет из касс
уездных финансовых отделов и Касс НКФ им подведомственных
вышеуказанные ценности и таковые из своих касс, направляют их в
Центр.
3) При высылке в Губернский финансовый отдел, а последними указанных
ценностей в Центр, таковые должны быть собраны в полные пачки по
1000 листов каждого достоинства и образца с обозначенными на каждой
пачке достоинства, образца, суммы и подписи кассового сотрудника,
считавшего пачку и наименования учреждения.
Примечание. Исключение допускается для кредитных билетов
дореволюционного периода, кои могут быть направлены в Центр не
полными пачками в 1000 листов, но с обязательным сопровождением
описей, в коих указывается количество билетов по купюрам в каждой
пачке.
4) Каждая пачка опечатывается печатями учреждения и местной РКИ,
представители коей проверяют пересчетом каждую пачку, что утверждают
своей подписью на обороте пачки.
5) Пачки с денежными и расчетными знаками надлежит упаковывать в
тюки, не смешивая с пачками разменных марок, разменных казначейских
знаков, которые принимаются, упаковываются и высылаются в Центр в
особых тюках с соблюдением требований п.п. 2 и 3 настоящего
циркуляра.
6) Суррогаты денежных знаков, как например, облигации «Займа
Свободы» мелких купюр и другие виды процентных бумаг, выпускавшихся
в качестве суррогатов и имеющих надписи и штемпели, купоны
процентных бумаг, серии и краткосрочные обязательства
Государственного казначейства направлять в Отдел международных
расчетов в разной степени, сортированные в пачки по 100 и 1000
листов в зависимости от общего количества и технических условий с
соблюдением п. 3 в отношении порядка упаковки пачек.
7) Высылка ветхих кредитных билетов, денежных и расчетных знаков
производится с соблюдением всех действующих правил по счетоводству и
отчетности.
8) О каждой высылке ценностей не зависимо от сопровождающих их
описей Финансовыми отделами посылаются особые уведомления по месту
отсылки ценностей.
9) Поврежденные или сомнительные кредитные билеты, денежные и
расчетные знаки вопрос об оплате не может быть разрешен на месте,
высылаются для экспертизы в Центр в ценных пакетах по почте с
приложением к отношению заявления владельца билетов или денежных
знаков или указанием в отношении кому они принадлежат.
10) Денежные знаки, выпущенные провинциальными учреждениями и
разными правительствами, как то: Екатеринбургским, Донским,
Архангельским, Колчаковским, Деникинским, Врангелевским, Украинским
и прочими, а равно автономными Советскими республиками и ныне
аннулированных, в виду представляемого ими исторического интереса
подлежат отсылке в Центр для целей коллекционирования, на общем
основании с соблюдением порядка, указанного в предшествующих
статьях, но без наложения на них знаков уничтожения, хотя бы
неполными пачками при описях с указанием рода, вида и выпускавшего
их установления.
За Народного Комиссара Финансов М. Альский
Заведующий Организационно-Инспекторским Отделом С. Измайлов
Технический советник В. Раков
Источник: Известия НКФ (Москва). 1921. № 12. 1 сентября. С. 46-47.
Получилось так, что в течение нескольких месяцев в распоряжении
финансового ведомства советского государства оказался весьма
солидный и разнообразный запас изъятого бумажноденежного материала
периода революции и Гражданской войны. Впоследствии, вплоть до
окончания денежной реформы Г. Я. Сокольникова и в процессе
проведения унификации денежного обращения в общесоюзном масштабе (то
есть фактически до 1925 г.) данный запас регулярно пополнялся
поступлениями из периферии. Приведённый выше циркуляр закрепил новый
статус аннулированных денежных знаков: ликвидированная экономическая
сущность была заменена историческим, социокультурным и коллекционным
значением.
В развитие идеи Ф. Г. Чучина СНК СССР 24 июля 1923 г. издал
постановление о выделении из государственных запасов фонда
аннулированных денежных знаков и бон и организации рыночной
реализации этого запаса. Именно этот документ для отечественной
бонистики стал самым важным.
Постановление СНК по бонам
В целях пополнения средств на ликвидацию последствий голода и на
улучшение жизни детей, Совет Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик постановляет:
1) Выделить из госзапасов определенный фонд аннулированных денежных
знаков и бон, выпущенных центральной и местными властями, банками,
кооперативами, предприятиями и частными лицами, а также
белогвардейскими правительствами периода гражданской войны,
городскими и земскими управами, предоставив ЦК Последгол право
договориться с Наркомфином относительно количества и условий оплаты
и получения означенного фонда.
2) Поручить ЦК Последгол, помимо этого, повсеместно организовать
сбор пожертвований и бесплатных поступлений аннулированного
денежного и бонного материала для составления коллекций от частных
лиц, кооперативных и общественных организаций.
3) Предоставить ЦК Последгол исключительное право на приведение в
ликвидный вид и реализацию в вышеуказанных целях аннулированного
денежного и бонного материала. Установить для отдельных
коллекционеров, при обмене с заграницей единичными экземплярами,
специальный сбор размером до 2 процентов стоимости вложений по
оценке экспертного бюро, оплачиваемый путем наклейки особых
контрольно-разрешительных марок, издаваемых ЦК Последгол.
4) Обязать ЦК Последгол, по согласованию с Наркомфином,
Наркомвнеторгом , Наркомпочтилем и ГПУ , разработать соответствующую
инструкцию и озаботиться скорейшим проведением в жизнь настоящего
постановления.
Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Л. Каменев
Секретарь Л. Фотиева
Москва, Кремль, 24 июля 1923 г.
Опубликовано: Известия ВЦИК от 9 августа 1923 г. за № 117 (1914).
Источник: Советский филателист (Москва). 1924. № 1. С. 30.
Но огромная и многоликая масса изъятого из обращения
бумажноденежного материала, полученного Центром из провинции,
требовала систематизации, а для этого необходимо было получить
дополнительные сведения. «Информационная брешь» была ликвидирована
двумя ведомственными распоряжениями. Как сообщает А. И. Погребецкий,
это были циркуляр НКФ СССР № 435 от 18 января 1924 г. «О
представлении сведений о выпусках на местах дензнаков, бон и
суррогатов денежных знаков за время с 1914 по 1923 г.», направленный
в адрес финансовых ведомств союзных республик, и аналогичный
документ Валютного управления НКФ СССР, адресованный всем советским
финансовым работникам . Но тексты этих документов нам выявить пока
не удалось.
Таким образом, масштабная и сложная процедура по аннулированию
несоветских денег и изъятию денег старых образцов привела унификации
денежного обращения на территории советского государства. Кроме
того, эти мероприятия стали мощным стержнем к развитию
коллекционерского дела и отечественной бонистики в 20-х гг.
минувшего века. А приведённые выше нормативно-правовые источники
показывают, что это явление, равно как и любое другое
государственное начинание, имело свою законодательную основу.
Дмитрий Петин,
кандидат исторических наук, главный архивист
Центра изучения истории Гражданской войны
(Исторический архив Омской области) |