Fox Notes Бумажные денежные знаки — бонистика

Бумажные денежные знаки — бонистика

 

На главную
 
Каталог
Россия
Европа
Ближний Восток и Азия
Северная Америка
Южная Америка
Африка
Австралия и Океания
 
Форум
 
Справочная
Статьи
Документы
 
Новости
 
Магазин
 

Foxgeld.ru продажа банкнот и бон

АВТОР Петин Д.И.
НАЗВАНИЕ ДВА ДОКУМЕНТА, ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПИВШИЕ БОНИСТИКУ
ОПУБЛИКОВАНА Газета "Петербургский коллекционер" №5 (79) октябрь 2013 г
ИСТОЧНИК ИНФ. "Исторический архив Омской области" //iaoo.ru/index.html
   

ДВА ДОКУМЕНТА, ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПИВШИЕ БОНИСТИКУ

 

В результате ликвидационных мероприятий Народного комиссариата финансов (далее – НКФ, Наркомфин) РСФСР в денежном обращении в период 1919-1920 гг. на большинстве окраинных территорий бывшей Российской империи, вновь присоединённых к советской России, платёжные средства, выпущенные антибольшевистскими режимами, были полностью аннулированы. Однако на этом история лишённых платёжной силы и выведенных из обращения бумажных денежных знаков не закончилась. После аннуляции им суждено было перейти в новую и совсем иную для себя ипостась. Отныне они превращались в объекты культурно-исторического наследия революции и Гражданской войны, становясь музейно-коллекционными артефактами, рассказывающими о своей эпохе, последствия которой и на сегодняшний день оцениваются историками неоднозначно.
Несмотря на широкую популярность бонистики вот уже в течение нескольких десятилетий, современному коллекционерскому сообществу является малоизвестной официальная история начала развития бонистики в течение первых лет советской власти. А основой всему, как водится, были государственные нормативно-правовые документы, которыми на законодательном уровне был закреплён данный вид коллекционирования.
Немаловажную роль в истории имеет «человеческий фактор». Так было и здесь: важную роль в становлении бонистики сыграл сотрудник Центральной комиссией по борьбе с последствиями голода (далее – ЦК Последгол) Фёдор Григорьевич Чучин (1883–1942 гг.). Деятельности этого человека ещё в советский период было посвящено немало публикаций, увидевших свет в коллекционерских изданиях. Обратившись в июле 1921 г.напрямую к главе советского государства В. И. Ленину, Ф. Г. Чучин предложил ввести государственную монополию на торговлю бонами. Доходы, получаемые от этих продаж, было предложено обратить на ликвидацию голода, борьбу с беспризорностью и неграмотностью. В результате, проект Ф. Г. Чучина получил одобрение верховной власти и был оформлен на законодательном уровне .
Вполне очевидно, что воплощённая незадолго до этого Ф. Г. Чучиным в жизнь инициатива реализации филателистического материала, послужила основой для аналогичного проекта с аннулированными денежными знаками. Внедрение нового предложения началось со специального циркуляра НКФ РСФСР, адресованного в регионы. Для бонистики ключевым пунктом в документе стал последний.
Циркуляр Народного Комиссариата Финансов
по организационно-инструкторскому отделу Уполномоченным НКФ,
Наркомфинам Автономных Советских республик и финансовым отделам
от 4 июля 1921 г. № 81


В подтверждение и частичное изменение существующих распоряжений о высылке в Отдел денежных и расчетных знаков ветхих и вышедших из обращения или употребления знаков, НКФ по соглашению с НКРКИ, предлагает принять к точному руководству и исполнению нижеследующий порядок составления пачек с указанными денежными знаками, их проверки, упаковки и отсылки:
1) Уездные финансовые Отделы и Кассы НКФ высылают ветхие и вышедшие из обращения или употребления денежные и расчетные знаки, а равно и разного рода суррогаты по наложении установленных знаков и уничтожения в подлежащие Губернские финансовые отделы, а не в отделы Центрального Управления.
2) Губернский финансовый отдел, получив и приняв на пересчет из касс уездных финансовых отделов и Касс НКФ им подведомственных вышеуказанные ценности и таковые из своих касс, направляют их в Центр.
3) При высылке в Губернский финансовый отдел, а последними указанных ценностей в Центр, таковые должны быть собраны в полные пачки по 1000 листов каждого достоинства и образца с обозначенными на каждой пачке достоинства, образца, суммы и подписи кассового сотрудника, считавшего пачку и наименования учреждения.
Примечание. Исключение допускается для кредитных билетов дореволюционного периода, кои могут быть направлены в Центр не полными пачками в 1000 листов, но с обязательным сопровождением описей, в коих указывается количество билетов по купюрам в каждой пачке.
4) Каждая пачка опечатывается печатями учреждения и местной РКИ, представители коей проверяют пересчетом каждую пачку, что утверждают своей подписью на обороте пачки.
5) Пачки с денежными и расчетными знаками надлежит упаковывать в тюки, не смешивая с пачками разменных марок, разменных казначейских знаков, которые принимаются, упаковываются и высылаются в Центр в особых тюках с соблюдением требований п.п. 2 и 3 настоящего циркуляра.
6) Суррогаты денежных знаков, как например, облигации «Займа Свободы» мелких купюр и другие виды процентных бумаг, выпускавшихся в качестве суррогатов и имеющих надписи и штемпели, купоны процентных бумаг, серии и краткосрочные обязательства Государственного казначейства направлять в Отдел международных расчетов в разной степени, сортированные в пачки по 100 и 1000 листов в зависимости от общего количества и технических условий с соблюдением п. 3 в отношении порядка упаковки пачек.
7) Высылка ветхих кредитных билетов, денежных и расчетных знаков производится с соблюдением всех действующих правил по счетоводству и отчетности.
8) О каждой высылке ценностей не зависимо от сопровождающих их описей Финансовыми отделами посылаются особые уведомления по месту отсылки ценностей.
9) Поврежденные или сомнительные кредитные билеты, денежные и расчетные знаки вопрос об оплате не может быть разрешен на месте, высылаются для экспертизы в Центр в ценных пакетах по почте с приложением к отношению заявления владельца билетов или денежных знаков или указанием в отношении кому они принадлежат.
10) Денежные знаки, выпущенные провинциальными учреждениями и разными правительствами, как то: Екатеринбургским, Донским, Архангельским, Колчаковским, Деникинским, Врангелевским, Украинским и прочими, а равно автономными Советскими республиками и ныне аннулированных, в виду представляемого ими исторического интереса подлежат отсылке в Центр для целей коллекционирования, на общем основании с соблюдением порядка, указанного в предшествующих статьях, но без наложения на них знаков уничтожения, хотя бы неполными пачками при описях с указанием рода, вида и выпускавшего их установления.

За Народного Комиссара Финансов М. Альский

Заведующий Организационно-Инспекторским Отделом С. Измайлов

Технический советник В. Раков

Источник: Известия НКФ (Москва). 1921. № 12. 1 сентября. С. 46-47.

Получилось так, что в течение нескольких месяцев в распоряжении финансового ведомства советского государства оказался весьма солидный и разнообразный запас изъятого бумажноденежного материала периода революции и Гражданской войны. Впоследствии, вплоть до окончания денежной реформы Г. Я. Сокольникова и в процессе проведения унификации денежного обращения в общесоюзном масштабе (то есть фактически до 1925 г.) данный запас регулярно пополнялся поступлениями из периферии. Приведённый выше циркуляр закрепил новый статус аннулированных денежных знаков: ликвидированная экономическая сущность была заменена историческим, социокультурным и коллекционным значением.
В развитие идеи Ф. Г. Чучина СНК СССР 24 июля 1923 г. издал постановление о выделении из государственных запасов фонда аннулированных денежных знаков и бон и организации рыночной реализации этого запаса. Именно этот документ для отечественной бонистики стал самым важным.

Постановление СНК по бонам
В целях пополнения средств на ликвидацию последствий голода и на улучшение жизни детей, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1) Выделить из госзапасов определенный фонд аннулированных денежных знаков и бон, выпущенных центральной и местными властями, банками, кооперативами, предприятиями и частными лицами, а также белогвардейскими правительствами периода гражданской войны, городскими и земскими управами, предоставив ЦК Последгол право договориться с Наркомфином относительно количества и условий оплаты и получения означенного фонда.
2) Поручить ЦК Последгол, помимо этого, повсеместно организовать сбор пожертвований и бесплатных поступлений аннулированного денежного и бонного материала для составления коллекций от частных лиц, кооперативных и общественных организаций.
3) Предоставить ЦК Последгол исключительное право на приведение в ликвидный вид и реализацию в вышеуказанных целях аннулированного денежного и бонного материала. Установить для отдельных коллекционеров, при обмене с заграницей единичными экземплярами, специальный сбор размером до 2 процентов стоимости вложений по оценке экспертного бюро, оплачиваемый путем наклейки особых контрольно-разрешительных марок, издаваемых ЦК Последгол.
4) Обязать ЦК Последгол, по согласованию с Наркомфином, Наркомвнеторгом , Наркомпочтилем и ГПУ , разработать соответствующую инструкцию и озаботиться скорейшим проведением в жизнь настоящего постановления.

Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Л. Каменев

Секретарь Л. Фотиева

Москва, Кремль, 24 июля 1923 г.
Опубликовано: Известия ВЦИК от 9 августа 1923 г. за № 117 (1914).

Источник: Советский филателист (Москва). 1924. № 1. С. 30.
Но огромная и многоликая масса изъятого из обращения бумажноденежного материала, полученного Центром из провинции, требовала систематизации, а для этого необходимо было получить дополнительные сведения. «Информационная брешь» была ликвидирована двумя ведомственными распоряжениями. Как сообщает А. И. Погребецкий, это были циркуляр НКФ СССР № 435 от 18 января 1924 г. «О представлении сведений о выпусках на местах дензнаков, бон и суррогатов денежных знаков за время с 1914 по 1923 г.», направленный в адрес финансовых ведомств союзных республик, и аналогичный документ Валютного управления НКФ СССР, адресованный всем советским финансовым работникам . Но тексты этих документов нам выявить пока не удалось.
Таким образом, масштабная и сложная процедура по аннулированию несоветских денег и изъятию денег старых образцов привела унификации денежного обращения на территории советского государства. Кроме того, эти мероприятия стали мощным стержнем к развитию коллекционерского дела и отечественной бонистики в 20-х гг. минувшего века. А приведённые выше нормативно-правовые источники показывают, что это явление, равно как и любое другое государственное начинание, имело свою законодательную основу.

Дмитрий Петин,
кандидат исторических наук, главный архивист
Центра изучения истории Гражданской войны
(Исторический архив Омской области)

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "FOX-NOTES" www.fox-notes.ru обязательна

 

    

fox-notes.ru
Разделы сайта Алфавитные указатели Технические страницы
     
Главная Россия, города Реестр изменений
Каталог Германия, нотгельды Контакты
Форум Польша, города Благодарности
Справочная Австрия, нотгельды Статистика
Новости США NBN, города Грейд
Магазин США NBN, чартеры Бонистика
Ссылки Список стран Важная информация
    Конфиденциальность

Россия, Санкт-Петербург

e-mail: fox-notes@narod.ru

 

 

© 2005 – , П.В. Соболев - fox-notes.ru.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru