НА БАНКНОТАХ ОСТАЮТСЯ ГОРОДА
Модернизация банкнотного ряда не должна оставлять впечатления
денежной реформы, считают в Банке России
Весь мир признает российский рубль одной из самых
защищенных валют в мире, которая, в частности, обеспечивается
постоянной модернизацией защитного комплекса. А вот дизайн банкнот
уже полтора десятилетия, невзирая на модификации, остается
привычным. Но и разговоры о том, что уместно было бы изобразить на
наших деньгах, не утихают. Нужен ли сегодня российским рублям новый
дизайн? Этот вопрос для «Водяного знака» комментирует начальник
Управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества
Департамента наличного
денежного обращения Банка России Владимир Финогенов.
Приятно держать в руках
– Разработка дизайна банкнот – очень ответственное и сложное дело.
Банкноты – один из символов государства. А государственная символика
должна служить целям единства страны, вызывать у людей чувство
гордости за нашу огромную державу. Исходя из этого, Банк России и
определяет тематику изображений на своих денежных знаках, учитывая
как традиции российского банкнотного дизайна, так и современную
политическую ситуацию.
Изображения на банкнотах должны адекватно восприниматься во всех
уголках нашего многонационального, многоконфессионального
государства. Поэтому в свое время руководством страны, руководством
Банка России было принято решение разместить на банкнотах
изображения городов, которые разбросаны по всей территории России:
Москва и Санкт-Петербург, Новгород и Архангельск, Ярославль и
Владивосток – все эти города имели и имеют огромное значение в жизни
страны.
Решение изобразить на пятитысячной банкноте Хабаровск было не в
последнюю очередь обусловлено стремлением подтвердить значимость
Дальневосточного региона для всей нашей страны (тем более что
банкнота с изображением Владивостока исчезла из оборота при
проведении в 1998 году изменения масштаба цен).
Нынешняя серия, которая неофициально называется «городской»,
отображает всю географию нашей страны, и, я надеюсь, эти банкноты
приятно держать в руках любому из граждан России.
Следует отметить, что при создании дизайна банкнот существует много
обязательных условий и ограничений. На банкноте должны быть нанесены
обязательные реквизиты (наименование банка, год образца,
предупредительная надпись о запрете подделки). На каждой стороне
банкноты в нескольких местах должен быть указан номинал, причем
крупными, бросающимися в глаза цифрами.
Для размещения водяного знака обязательно должно быть предусмотрено
незапечатанное поле. Также дизайнер должен предусмотреть места для
многочисленных защитных признаков. Тем более что ФГУП «Гознак»
постоянно разрабатывает все новые и новые признаки. Например, одна
из последних разработок – «HMC» – очень хороший признак, но, чтобы
он привлек внимание пользователя и стал действительно работающим,
ему нужно достаточно большое место.
Другая новинка «Гознака» – «2Д-Ирис» – тоже будет заметна только в
том случае, если ей отведена довольно большая площадь. И таких
признаков достаточно много. Разместить при этом на банкноте основное
тематическое изображение – большая проблема.
А ведь еще существует много признаков, рассчитанных для машинного
контроля – в банкоматах, сортировально-счетных машинах банков,
торговых автоматах. Их тоже надо разместить на банкноте, причем в
строго определенных местах – там, где их удобно регистрировать
датчикам машин.
Особо хочу отметить, что «скелет» нынешних банкнот, структура
размещения на них реквизитов и основных изображений, художественное
решение дизайна были определены художниками «Гознака» и прежде всего
Игорем Сергеевичем Крылковым, когда разрабатывалась «городская»
серия, то есть почти 20 лет назад. Все прошедшие с тех пор
модернизации не изменили этот ставший уже классическим вид
российских банкнот.
Мы не должны пугать граждан
Идеология модернизации банкнотного ряда такова: нельзя пугать
граждан новшествами в такой деликатной сфере, как деньги.
Традиционность – показатель стабильности. Люди привыкли к
определенному виду денежных знаков.
И даже когда вводятся новые защитные признаки, они должны
преподноситься заметно, ярко, а вот общий вид банкнот должен быть
максимально похожим на предыдущие модификации. Модернизация защитных
признаков банкнот – чисто техническая мера и не должна создавать
впечатления денежной реформы – деньги должны оставаться теми же
самыми. Это правило нами соблюдается неукоснительно – прошло уже две
модификации, а люди порой даже не знают этого, не обращают внимания
на то, что, в частности, сегодня в обращении находятся
тысячерублевые банкноты трех модификаций.
Так что выбранный много лет назад классический стиль будет
сохраняться до тех пор, пока будет находиться в обороте серия 1997
года.
Но, конечно, надо сказать, что в рамках этой серии регулярно
приходится делать небольшие шажки по изменению дизайна. В частности,
на банкноте номиналом 500 рублей модификации 2010 года была изменена
гравюра на оборотной стороне.
Вид Соловецкого монастыря стал более современным, изменился ракурс
изображения для более рационального размещения на банкноте некоторых
признаков. При этом основная масса населения, скорее всего, не
заметит этого изменения. Как показывает практика, люди очень мало
смотрят на деньги. Если спросить, что нарисовано на банкноте
номиналом 50 рублей, многие задумываются и долго-долго вспоминают. И
это при том, что все мы десятки раз в день держим банкноты в руках.
Что уж тут говорить о публичных защитных признаках банкнот.
Большинство людей знает и проверяет очень скромный перечень защитных
признаков – водяной знак, защитную нить, хруст бумаги и рельеф
металлографской печати. А ведь на банкнотах столько новых, простых в
проверке, просто красивых защитных элементов. Их, конечно, надо
знать всем. Поэтому популяризация наших банкнот сейчас – одна из
главных задач. И журнал «Водяной знак» в этом направлении очень
хорошо работает.
Елена Киселева |