ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
В Третьяковской галерее впервые представлены экспонаты из Спецфонда
Гознака
Экспонаты из Спецфонда Гознака представлены на выставке «Основы
графики», которая открылась 30 мая в Государственной Третьяковской
галерее. Мастерство художников, создававших водяные знаки, поражает
даже специалистов. Уникальность этой выставки еще и в том, что все
экспонаты из спецфонда стали впервые доступны для широкой публики.
Выставка завершает цикл «Материалы и техники русской графики». На
ней представлен широкий спектр графических основ: пергамент, кость,
картон, различные виды ткани, стекло, дерево и, конечно, бумага. В
экспозицию вошло около 150 произведений русских художников XVIII –
начала XX века.
Белоснежная бумага, которой мы пользуемся сегодня, появилась только
в XVIII веке. До этого художникам приходилось использовать бумагу
самых разных оттенков. Это было связано с самим процессом
производства. Бумагу варили из тряпья. Впрочем, невысокое качество и
цвет бумаги художники часто обращали в художественный прием. А вот
бумага с водяными знаками ценилась очень дорого. Художник Михаил
Ларионов покупал ее за границей.
Специально для выставки ФГУП «Гознак» предоставил уникальные образцы
бумаги с редкими водяными знаками из Спецфонда.
Как отметил на открытии выставки генеральный директор ФГУП «Гознак»
Аркадий Трачук, мастера Экспедиции заготовления государственных
бумаг (так назывался Го-знак до 1919 года) еще в начале XIX века
достигли большого искусства в создании совершенной бумаги с водяными
знаками, которые стали основным средством борьбы с подделками. Ранее
их применяли только для декоративного украшения писчей бумаги.
Уже в мае 1824 года Министерство финансов России переслало
управляющему Экспедицией запрос шведского министра «касательно
состава и выделки ассигнационной бумаги, ввиду того что шведский
уполномоченный банка обратил внимание на многочисленные и заметные
преимущества бумаги в России».
Далее запрашивалось подробное описание, из каких материалов и как
делается означенная бумага, если состав ее не подлежит совершенной
тайне или есть секрет только для публики». Разумеется, секрет
производства бумаги шведам не сообщили.
Созданные мастерами Экспедиции бумаги ручного отлива с удивительными
по сложности и художественному исполнению водяными знаками
завоевывали дипломы и призы международных выставок в Лондоне,
Берлине, Париже.
На Всемирной выставке 1872 года в Лондоне бумага ЭЗГБ произвела
подлинный фурор. Газеты писали: «Бумага с водяными знаками… в
особенности замечательна и захватила английских производителей
врасплох». При этом отмечались артистическая красота и техническое
совершенство бумаг. «В справедливости этих оценок можно убедиться и
сегодня», – подчеркнул Аркадий Трачук.
Образцы этой бумаги представлены на выставке.
Бумажники ЭЗГБ научились с большим искусством воспроизводить
произведения русских художников. К счастью, история сохранила
некоторые имена авторов этих произведений искусства. В том числе –
это Александр Сухих, представитель знаменитой го-знаковской
династии, потомок первого красильного мастера Экспедиции
заготовления государственных бумаг Еремея Сухих.
Вместе с другими мастерами он сконструировал машины для выпуска
восковых штемпелей к водяным знакам. За исполнение литофании с
картин Айвазовского «Девятый вал» и «Гурзуф» Александр Сухих получил
особую награду.
Сегодня традиции художников и мастеров-бумажников Экспедиции
сохранены и приумножены. В 50-х годах прошлого века на Гознаке была
возрождена профессия художника и литофаниста. Маргарита Высоцкая –
автор многочисленных высокохудожественных литофаний – картин на
воске для ручного отлива бумаги, в том числе – уникальной литофании
«Спящая Венера» Джорджоне. К сожалению, эта работа не вошла в
экспозицию выставки.
Постоянно совершенствуются водяные знаки на российских банкнотах и
документах. Они по-прежнему – важнейший и хорошо распознаваемый
защитный признак. «Возможности создания сложных и прекрасных водяных
знаков специалисты Гознака демонстрируют на рекламных банкнотах. В
своей работе они постоянно обращаются к уникальным бумагам,
литофаниям, образцам инструментов, которые хранятся в Спецфонде
Гознака», – рассказал Аркадий Трачук.
Заведующая Спецфондом Гознака Наталья Курятникова отметила, что
представленная в Третьяковской галерее экспозиция включает в себя
далеко не все шедевры из запасников Спецфонда Гознака.
Художественный уровень старинных бумаг с водяными знаками таков, что
даже гостям на открытии выставки, которые имеют непосредственное
отношение к искусству, приходилось объяснять, что это не шедевр,
изображенный художником на бумаге, а только лишь бумага с водяным
знаком.
Сегодня Гознак поставляет защищенную бумагу с водяным знаком во
многие страны мира –
технологии ее производства давно усложнились, а мастерство и секреты
сохранились, как и в те далекие времена, когда шведский министр
хотел узнать секреты русской бумаги.
Среди экспонатов, представленных на выставке в Третьяковской
галерее, – уникальные образцы бумаги с водяными знаками и предметы,
необходимые для производства такой бумаги, – черпальные формы и
литофании. В экспозицию вошли в том числе – бумага с водяными
знаками для кредитного билета с локальным водяным знаком «Петр I»
1912 года, бумага с водяным знаком «Орел» для почтовых конвертов
1860 года.
Все представленные для выставки образцы уникальны и представляют
большую культурно-художественную и историческую ценность. Широкой
публике они демонстрируются впервые после более чем векового
перерыва.
Выставка работает до 7 октября 2012 года.
Елена Киселева
|