3 рубля. Без регистрации.
3 рубля. С регистрацией.
Без текста на аверсе. Без серии, без подписей.
Без текста на аверсе. Без серии, без подписей, без фоновой сетки.
Серия и подписи отпечатаны дважды.
ОПИСАНИЕ ЗНАКА
Автор рисунков - Сергей Васильевич Чехонин (*)
Типография - Товарищество Р.Голике и А.Вильборг.
Бумага плотная без водяных знаков.
Цвет зеленый, текст черный.
Лицевую сторону украшает ажурный растительный орнамент с античным
греческим шлемом и дикторскими пучками, перевитыми лентами. В
плетении цветочных узоров проступает важная особенность манеры
Чехонина. Его цветы, листья, травы легко узнаются, у них свое, «чехонинское»
обличье. Характерно сочетание четких мелких штрихов с широкими
однотонными пятнами, с плоскостями полутона, созданными штриховкой
или пунктиром. В центре композиции в пышном венке - цифры номинала.
Чехонин, активнее других мастеров работавший над декоративными
рисованными шрифтами, смело нагружал их орнаментами, отрабатывал
характерную манеру каллиграфически изощренного рисунка. Поле
широких, словно распластанных цифр имеет сложную разработку.
На оборотной стороне всех бон помещена рамка с обозначением
достоинства и богато декорированная виньетка с гербом города
Архангельска - «в золотом поле щита летящий Архангел, который
вооружен пламенным мечом и щитом и поражает поверженного диавола» («Моржовки»
- чеки Архангельского отделения Государственного банка. Олег
Парамонов)
Текст аверса:
ЧЕК НА ТРИ РУБЛЯ
ТРИ РУБЛЯ
Предъявитель сего чека имеет получить из кассы Архангельского
Отделения Государственного Банка или одного из казначейств
Архангельской губернии ТРИ рубля.
Год выпуска на денежных знаках не указан, дважды повторен
трехзначный номер с литерой и проставлены подписи должностных лиц
Отделения Госбанка:
и.о. Управляющего В. Тихонов
Комиссар Дмитриев
Кассир Н. Ермолов
Текст реверса:
Временно выпускается Архангельским отделением Государственного Банка
и в пределах Архангельской губернии обязателен к обращению наравне с
кредитными билетами. Подделка преследуется законом.
ТРИ РУБЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК
АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ТРИ РУБЛЯ
Текст регистрационной надпечатки:
Зарегистрировано
Управляющий Отделением Государственного Банка
Кн. Ив. Куракин
Кассир А.Фаддеев
КАТАЛОГ САЙТА:
****
Разменный кризис затронул север России в не
меньшей степени, нежели другие регионы. В январе 1918 г.
Архангельским отделением Госбанка было объявлено, что «в виду
истечения запасов кредитных билетов от 500 р. и меньше Отделением
Государственного Банка впредь до получения кредитных билетов из
Петрограда будут производиться платежи лишь кредитными билетами
тысячерублевого достоинства (запас коих весьма ограничен) ...».
6 января 1918 г. в помещении городской управы собрались
представители революционного комитета, финансовой комиссии,
продовольственной управы, земства, казенной палаты, кооперативов и
Других организаций. «Финансовое положение Архангельска таково, что
хоть объявляй свою республику...» -было заявлено на объединенном
заседании исполнительного комитета общественных организаций.
Всерьез, конечно, столь крайнюю меру никто не рассматривал, однако
кризис требовал принятия безотлагательных мер: «Финансовый вопрос
стоит очень остро. Денег хватит всего на 1/2 месяца. Главным образом
тревожит оплата рабочим их труда. Возможно придется выпустить особые
купоны с целью заменить ими деньги».
Через несколько дней на совместном заседании было окончательно
принято решение о выпуске местных денежных суррогатов. В отчете
заседания говорилось: «... все приходят к заключению о необходимости
выпустить местные денежные знаки по проекту, предложенному Управ.
Арх. Отд. Госуд. Банка. 10 января для разрешения этого вопроса
созвано совещание, на котором вопрос был подвергнут всестороннему
обсуждению. Необходимость выпуска денежных знаков для всех
очевидна... По выдвинутому проекту предполагается выпустить здесь
знаки, при этом не как денежные (выделено в тексте) знаки, а в виде
квитанций от Госуд. Банка, которые держатель их может обменивать в
банке на кредитные билеты как только последние будут получены...»
Новые бонны предполагается выпустить стоимостью от 5 до 25 р., не
выше, так как именно в мелких знаках ощущается особенно сильная
нужда. Ввиду того, что отделение госуд. банка не вправе само
производить громадный расход по отпечатанию бонн, печатание будет
производиться распоряжением и с ведома революционного комитета.
«Моржовки» - чеки Архангельского отделения
Государственного банка. Олег Парамонов
****
*
Чехонин, Сергей Васильевич (1878, Лыкошино,
Тверская губерния, Российская империя — 23 февраля 1936, Лёррах,
Баден-Вюртемберг, Германия) — русский художник и график, член
художественного объединения «Мир искусства» и ученик И. Е. Репина.
Чехонин родился в семье машиниста Николаевской
железной дороги. С пятнадцати лет он стал самостоятельно
зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертёжником, кассиром на
пароходной станции. В 1896 году он приехал в Санкт-Петербург, где
занимался в Рисовальной школе при ОПХ до 1897 года и школе М. К.
Тенишевой до 1900 года. Кроме того, Чехонин основательно изучал
искусство керамики и начал свой творческий путь именно как
художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных
сооружений начала XX века, таких как гостиница «Метрополь» в Москве.
Он также занимался росписью по фарфору, освоил финифть, оформление
интерьеров и другие декоративные ремёсла.
Вскоре после Первой русской революции 1905 года Чехонин обратился к
графике. Сперва он сотрудничал как карикатурист в сатирических
журналах, потом занялся оформлением книг, созданием экслибрисов. Это
принесло ему значительный успех: в 1910-х годах Чехонин оказался
одним из тех мастеров, творчество которых определяло высокий уровень
русского книжного искусства. Безупречно владевший шрифтом и
орнаментом, Чехонин, наряду с Д. И. Митрохиным и Г. И. Нарбутом,
принадлежал к «младшему поколению» членов «Мира искусства»,
поднявшему книжную графику на новый уровень.
После событий 1917 года жизнь Чехонина стала ещё более насыщенной.
Он занимался общественной деятельностью, служил художественным
руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде в
1918—1923 годах, а потом в Ленинграде в 1925—1927 годах. Собственный
же стиль творчества, который по-прежнему играл в его жизни главную
роль, художник заметно изменил, привнёс в него динамичность и
взволнованность. Этот новый стиль, который А. М. Эфрос назвал
«советским ампиром», Чехонин использовал во всём, что делал: в
книжной и промышленной графике, эмблематике, росписях по фарфору.
В 1928 году Чехонин покинул СССР, эмигрировав в Париж. Он жил во
Франции и Германии, много работал в театре и практически не
занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, предпочтя им
декоративную роспись тканей. Чехонин даже сумел изобрести совершенно
оригинальный способ многоцветной печати по ткани. Скончался 23
февраля 1936 года в Германии на пятьдесят восьмом году жизни.
Работы Чехонина выставлены во многих музеях бывшего СССР. Парижский
Лувр приобрёл портрет Максима Горького его работы.
Сергей Чехонин участвовал в разработке одного из первых советских
военных флагов и государственной печати РСФСР. Выпущенные по его
эскизам для местного Архангельского банка чеки и банкноты в 25
рублей (прозванные моржовками по изображению на них моржа), ходили
как в советском Архангельске, так и при правительстве Чайковского.
ВИКИ
****
Подробнее см:
КАТАЛОГИ САЙТА:
Архангельская губерния
ФАЙЛОВЫЙ АРХИВ
СЕВЕР РОССИИ
ЛИТЕРАТУРА:
Кардаков Н.И. Каталог
денежных знаков и России и Балтийских стран 1769 – 1950.
Истомин
М.И. Каталог денежных знаков Гражданской войны в России Том
1. Север и Северо-Запад России, Прибалтика, Центр России и
Белоруссия (1917-1922).
Standard Catalog of World Paper Money, Vol. 1
Specialized Issues
СТАТЬИ
Парамонов О.В. «Моржовки» -
чеки Архангельского отделения Государственного банка
|